Вам никогда не приходило в голову, что в основе цивилизации лежит…

Вам никогда не приходило в голову, что в основе цивилизации лежит инстинкт материнства? см. пояснения

  • Ань, спасибо за приглашение, но все ассоциации, которые приходят в голову, как-то не совсем подходят. На эту тему вспоминается, например, ночной спор Анны и Долли о материнстве, но Долли не такая уж красавица и до таких высот, как основы цивилизации, они не поднимались. Об основе цивилизации — долгий разговор, но если говорить о родительских инстинктах, то уж скорее отцовский (?). С развитием способа производства появилась собственность, желание её защищать и оставлять в наследство СВОИМ детям, а для этого потребовалась семья и дальнейшее развитие способов производства (и оружия, в том числе) , чтобы защищать СВОЁ во времена патриархата. Материнский инстинкт лежит, скорее, в основе биологического продолжения рода, а в развитии ЦИВИЛИЗАЦИИ в том виде, в каком она развивалась, мне кажется, многое другое лежит. Для продолжения рода цивилизация не так уж важна, другие виды обходятся же без цивилизации. А насчёт спора Анны и Долли.. . :-) Я тут уже писала, что в юности пережила сильное увлечение толстовством. И в те времена как-то пылко рассказывала приятельнице про этот спор, что вот мол Долли всё время рожает, дурнеет, муж ей изменяет, а всё равно она права, а Анна всё равно под поезд и т. д. , а та слушала, слушала и говорит так искренне: «Так лучше ж под поезд, чем так, как Долли». Вот тебе и спор двух «красавиц» :-)
  • Смотря что понимать под словом «цивилизация». Если считать цивилизацию, как развитие общества- от каменного топора к нанотехнологиям, то в ее основе лежит неудовлетворенность человека в любой сфере. А вот в основе Жизни- лежит инстинкт продолжение самой Жизни, как таковой. Закон сохранения РОДА. И, тут я с вами соглашусь- инстинкт материнства и продолжает Жизнь.)))
  • В основе цивилизации лежит стремление к гармонии и красоте.
  • в основе цивилизации лежит инстинкт самосохранения, а остальные инстинкты — это побочные явления
  • плохо с чтением романа, я его тоже не припомню. В моем представлении спор двух красавиц — балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан»,потому как далее в советских балетах количество красавиц увеличивалось и спор уже не получался)))) что касается меня, то я абсолютно не уверена, что инстинкты способны сохранить цивилизацию. По-гречески, это звучит как «политизмос»,буквально «окультуривание».Нет, я на стороне той красавицы, которая защищала язык, как базу культуры и цивилизации.
  • Мужчины уходили на охоту и в завоевательные походы для расширения своих владений и обеспечения своего рода продуктами питания. Для этого им нужны были обувь, маскировочная и устрашающая врага одежда, оружие, более совершенное, чем у их врагов, транспорт. Кроме этого для компенсации своего отсутствия в родовой общине они придумывали водопроводы, системы каналов, орудия труда, облегчавшие женщинам мужской труд и любую другую работу, оставляли самого мудрого, но уже слабосильного мужчину для совершенствования науки рода, сбора данных об окружающем их род мире и обучения детей и молодёжи охотничьим и воинским премудростям. Вот так зарождалась и развивалась цивилизация.
  • Согласен. Другие инстинкты важны, но они н связаны напрямую с деторождением, то есть воспроизведением популяции. Не будет этого — не будет и цивилизации в смысле населения. С деторождением связан и «основной инстинкт» и инстинкт продолжения рода. В случае наличия только этих инстинктов обеспечится воспроизведение населения, которое вряд ли можно назвать цивилизацией — от силы популяция. И только материнский инстинкт формирует общность людей (вначале двух, но можно предположить, что именно связь мать-дитя дает «прививку» общности. которая затем распространяется и на более широкие круги ). Он же формирует и базовые основы нравственности. Без этих двух столпов — общности и нравственности — цивилизация невозможна. Лекция окончена)
  • В основе цивилизации нет ни одного инстинкта, потому что само понятие — цивилизация — отметает любые инстинкты. Цивилизация, если мыслить махровыми понятиями, это наша культура, образ жизни, последовательность событий. Инстинкт — это то, что помогает нам жить и выживать. Моя работа связана с риском, и когда я попадаю в сложную ситуацию, я в первую очередь исхожу из того, что диктует мне внутренний голос. Орудия труда (утрируя) , придуманные для меня цивилизацией, играют лишь второстепенную роль, являясь моими помощниками. Что касается непосредственно материнства, то лежать «в основе цивилизации» он может лишь в философском аспекте, как механизм продолжения рода, благодаря которому возникают цивилизации.
  • …а Вам никогда не приходило в голову, что.. . в основе цивилизации лежит человеческая лень.. . лень было пешком ходить — приручили лошадей, появилось колесо — и так далее.. . а всё остальное — инстинкты в сочетании с социумными договорённостями.. . материнский же ИНСТИНКТ — он и у кошек ИНСТИНКТ.. . вот только кошачья (как и прочая собачья-дельфинно-антилопная) ЦИВИЛИЗАЦИЯ пока не произошла, хотя в основе популяций любых животных тоже заложен МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ.. . вы когда-нибудь думали об этом? Вам хочется обсудить роман с точкой зрения наивного толкования-манипулирования? или услышать иные точки зрения по вопросу развития цивилизации? для этого есть специальные источники ЗНАНИЙ, а ВОЛЬНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ отдельных авторов.. . остаются ВОЛЬНЫМИ ТОЛКОВАНИЯМИ.. . был бы в них ТОЛК…
  • А я думала, земледелие.. . (Голсуорси Последняя глава)
  • Я никогда в этом не сомневалась) ) Адонис рос у Персефоны и Аида в царстве мертвых, затем стал взрослым и его, уже на земле, соблазнила приемная мать. Потом его заметила Афродита и тоже соблазнила. А затем Арес стал уводить с собой для занятий всякими мужскими делами. Каждый из них обещал ему показать нечто новое в этом мире. Аид был совершенно уверен в своей жене, и помогал ей. Время Адониса была поделено между богинями. Но споры из-за Адониса не прекратились; они происходили и между богинями, и между Афродитой с Аресом. Афродита временами не обращала никакого внимания на сроки, когда Адонису необходимо было возвращаться в Аид, она его удерживала, говоря: «Пять минут… еще пять минут» и спорила с другими богами и богинями. Арес уводил Адониса от Афродиты тоже. Когда Адонис погиб на охоте, то после этого попал в мир мертвых. Но Афродита вновь стала его требовать назад. И тогда Зевс сделал Адониса смертным богом, богом, который каждый год умирает, а потом воскрешается . О как* Просто какой-то… сериал ;-))))) с кровосмешением)) . А я на стороне Зевса щас))
  • буду держаться в стороне, ага ) если уж что и лежало в основе цивилизации, так это инстинкт «выживать, прилагая наименьшие усилия» («наименьшие» -опять же затем, чтоб больше шансов для «выживать») инстинкт материнства, как и муж. инстинкт продления рода (а разделять их смешно, т. к. природа одна) оставим там, где он и был. в основе существования человека как вида :). Помню, в 10кл. проходили по лит-ре современников. И вот Распутин В. , кажется, писал о север. народности какой-то. . там женщина рожала каждый год и была здорова. а как только пришла в те края «медицина» с абортами, женщина погибла. . Суть была в том, что только следуя своей природе человек остается собой и остается счастлив.
  • И это входит! ! Цивилизация слово очень с широким смыслом поэтому одним понятием не описать!!!!
  • в основе цивилизации лежит скука. все войны, интриги, перевороты, изобретения, продолжение рода, научные открытия и пр. — все от скуки. скука — вот катализатор прогресса человечества. а роль инстинкта материнства в цивилизации сильно преувеличена …самими женщинами.
  • На поставленный вопрос практически исчепывающий ответ дала Евгения, ей респект. По сути же спора хочу заметить следующее. Не знаю, как в первоисточнике (может быть, плохой перевод) , но в самой фразе «в основе цивилизации лежит инстинкт материнства» заложено противоречие. ИНСТИНКТ никоим образом не может являться основой цивилизации, ибо этот инстинкт присущ всем более или менее высокоорганизованным животным, ни одно из которых даже близко не подошло к созданию цивилизации. Вставать на сторону какой-либо одной из спорящих я не буду, поскольку ни одна из высказанных ими точек зрения не описывает всерьез того, что же является двигателем цивилизации. Она — слишком сложный, многосторонний и многопричинный процесс, чтобы предполагать у него какой-то один побудительный мотив. Энгельс считал, что человека создал труд (в данном случае это можно трактовать как то, что развитие орудий труда породило цивилизацию) , Лоренц, споря с Энгельсом, считал, что доминирующим побудительным мотивом было не развитие орудий труда, а развитие орудий убийства — охоты и войны. Материнство (именно в философско-социальном плане) , земледелие, труд, война, религия, любознательность, лень — все это побудительные мотивы цивилизации. Можно назвать еще и еще. А что главное — каждый выбирает для себя.
  • не знаю, не читала такого.
  • цивилизация — стремление к совершенству! Бег от дикарства, от ханжества, от недалекости ума, от убожества, от недоразвития и тд Материнство это не из этой оперы вообще, даже если сказал это сам Голсуорси, (а что великие писатели не горили глупостев чтоли?) , скорее материнство это сохрание рода человечества! говорят, народ с низкой цивилизацией! — это как? — это просто быдло….
  • ХМмм!) ) …Ой как нравицца…) ) Столько мнений… и в каждом есть интересая мысль!) 0 А я считаю в основе цивилизации страх!… Поэтому истощаем планету на вооружения для взаимоистребления.. до такой степени… что делаем на оружии.. Защиту от Дурака!… как и на Опасных Объектах.. Типа АЭС!) ) Гоняемся за мифическими угрозами.. Демонстрируем Силу.. и надрываем Себя.. Фабриками Заводами На Вооружение…. Как два Оленя Дерутся за самку.. а слабый её покрывает!.. Так и США и СССР истощили себя ..до Развала и Кризиса.. хоть аукнулось Всем.. а малые страны.. -процветали себе… и щас не горюют! Вот тяжело оторваться от суеты.. и взглянуть на проблемы Цивилизаций с Высоты!! ! И именно Войны надрывают Матушку Землю.. Если похоже именно Она «стряхнула» с себя 5!!! цивилизаций! ( А вопрос в Тему! Сёдня ж По Луне 21 Октября лучше проводить в уединении, стараться не принимать скоропалительных решений: сначала надо все как следует обдумать. Символ лунного дня: Древо познаний, выбор между добром и злом. Благоприятно: торговать, заниматься цветником, гулять на природе. Находятся давно пропавшие вещи По Солнцу День Земледелия, требует от нас смирения и подчинения. Тотем — Ослик, символ благочестия и покорности. Рекомендуется много трудиться в этот день, ухаживать за «земным» во всех его ипостасях, в том числе за телом. День подписания важных документов. О как!… День Земли и Познания!… Круто!… и все в Тему!))… оч нравится!! ! Это Древо Мудрости! Мож в Познании Добра и Зла мы и Обретём Спасение!?
  • Если честно, то я не могу припомнить книгу.. . :( Что-то очень знакомое.. . А вопрос хорош :)) Мне кажется, что да. Но есть одно «но». Вернее, их несколько: инстинкт самосохранения, сильный, властный инстинкт; подчинение стадной иерархии (отвратительный инстинкт) ; инстинкт охотника и т. д. Материнский инстинкт сильный, спорить не стану, но на мой взгляд в основе цивилизации лежит именно стадный инстинкт. Даже в современном Мире люди живут стадами, хоть и называют это другими словами :) А в древнем Мире женщины не задумываясь бросали детей (если была опасность погибнуть самке) , так как умрет лишь ЭТОТ ребенок, а ОНА останется, сможет родить еще много-много.. . Сейчас, конечно, мать ни за что не оставит своего ребенка.. . (смотря какая мать, конечно) Современный Мир исключил из жизни естественный отбор; теперь за жизнь каждого ребенка борются врачи, хотя он родился больным, он не должен был жить, так как, по закону Природы, — слабый даст слабое потомство.. . А это ведет к постепенному вымиранию…
  • Разговор Флёр и Динни в последней книге « На другом берегу» в трилогии « Конец главы» Голсуорси Но какова же мораль всего этого, Динни? — Не выходить замуж, — Немножко преждевременно, пока мы не научились выводить детей в бутылках. Тебе никогда не приходило в голову, что в основе цивилизации лежит инстинкт материнства? — А я думала — земледелие.. . — Под цивилизацией я разумею все, что является не только выражением силы. Динни взглянула на свою столь циничную и порой столь легкомысленную кузину; Флер стояла перед ней такая спокойная, изящная, с таким безукоризненным маникюром, что ей стало стыдно. ———————————————————Материнство Динни признаёт только осознанное. Флёр иронизирует над желанием Динни быть всеобщей »матерью» — для всех близких, родных, обездоленных, для простых жителей Кондафорда. Сублимирование материнского инстинкта на социальном уровне – вот на что намекает Флёр, причиняя боль своим непониманием сущности и святости материнства для Динни. Вот почему Динни отвечает непонятой многими фразой — А я думала – земледелие. . Ведь Динни и вправду пытается спасти Кондафорд любыми, даже утопическими планами (строит пекарню, создаёт проект натурального хозяйства: разводит птицу, свиней, выращивает картофель) . Голсуорси делает свою героиню проводником идеи по спасению Англии – через возвращение к земле. ————————————————————————————————————————- «Откуда берется инстинктивное желание непременно толкать людей друг другу в объятия? Если я и так приношу людям пользу, разве брак что-нибудь прибавит? «Дабы род твой умножился», — оттого что жизнь человеческого рода должна продолжаться. А зачем ей продолжаться? Никто сейчас иначе не называет жизнь, как «проклятой». Одна надежда — на «грядущий новый мир». Или на католическую церковь, — продолжала размышлять Динни. — Но я ни в то, ни в другое не верю». ————————————————————————————————————Таким образом, Динни осознаёт сохранение цивилизации только при условии гармонии в мире, гармонии в себе, гармонии с любимым человеком. . .(В ней живёт постоянная боль от невозможности иметь ребёнка от Дезерта, которую она прячет ото всех, а невозможность эта связана с неразрешимыми противоречиями в их отношениях. Даже останься он жив…) . Она признаёт любовь только в идеальном, чистом виде, физическая близость, вызывающая отвращение (случай с Клер) , для неё неприемлема. Как неприемлемо и циничное отношение Флёр к этому вопросу. Образ Динни, по Голсуорси, ассоциируется с целомудренными, возвышенными женщинами Боттичелли По сути, Динни — идеалистка в вопросе материнства. Ребёнок не как продолжатель рода, а в первую очередь, как плод высоких отношений, плод гармоничной любви в гармоничном мире. В этом и видит Динни залог сохранения цивилизации как высшей формы развития человеческого общества. На мой взгляд, идеализация материнства у героини – прекрасна, но, к сожалению, утопична. Счастливый брак Динни с Дорнфордом, по- моему, неубедительная попытка Голсуорси завершить «хэппи эндом» свой последний роман.

Следующий: