В чём жанровое своеобразие пьесы Грибоедова ГОРЕ ОТ УМА? Драматического…


в чём жанровое своеобразие пьесы Грибоедова ГОРЕ ОТ УМА?

  • Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. А. С. Пушкин Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем в театре стал Грибоедов. Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в истории русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово — все это делает комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений. Драматический род литературы требует от писателя особого искусства — практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользоваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее — образ строится из слов и реплик действующих лиц. В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит «Горе от ума» с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение «сценической комедией». Чацкий — герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее. Главный закон, который был признан Грибоедовым, — это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но.. . создал подлинно реалистическое произведение. Персонажи » Горя от ума» — результат глубоких наблюдений над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими. Противоречивость характера и есть тот безусловный признак реализма, который отличает Чацкого от «добродетельных резонеров дидактической комедии». Но в уста главного героя Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы. Другое действующее лицо комедии — Лиза напоминает служанку из комедии «Женитьба Фигаро» Бомарше, которая устраивает хозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в «Горе от ума» все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, но ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию («в любви не будет в этой прока»). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России: Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню. В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешилось бы. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самим задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии «Горе от ума» трагичен, тем самым Грибоедов «как бы снимает с себя маску драматурга-классика» . Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера.. . далее, здесь.. . http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh3/34.htm



Следующий: