Уют в доме своими руками. Панно из лоскутов


Цели урока:

  • уяснить, что уют в доме, его неповторимость во
    многом зависят от умения хозяев этого дома
    сделать что-то своими руками;
  • показать преемственность поколений в создании
    уюта;
  • ознакомить с основными приёмами изготовления
    лоскутной аппликации;
  • учить работать творчески;
  • воспитывать аккуратность, фантазию,
    художественный вкус; прививать любовь к
    народному творчеству.

Наглядные пособия: образцы украшений
дома (скатерти, салфетки, вышивка, аппликация из
ткани). Таблица «Образцы швов»

Оборудование: ножницы, иглы, карандаш,
кусочки ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места к занятию.
На фоне звучания русских народных мелодий идёт
сообщение темы занятий.

2. Слово учителя

Девочки, на сегодняшнем занятии мы с вами
продолжим тему по благоустройству своего дома,
начатую в 7 и 8 классах.
Давайте вспомним чему мы учились по данной теме. (Ответы
учащихся)

– Как подобрать мебель для разного типа квартир
и как её расставить.
– Как подобрать обои, шторы и красиво их
развесить.
– Как содержать дом в чистоте

(Демонстрация работ учащихся по данной теме – Приложение, рис. 1-2)

И сегодня мы с вами продолжим разговор о своём
жилище, зная наверняка, что неповторимость и
своеобразие каждого дома, его уют, зависят от
умения что-то сделать своими руками. Очень
многое, в данном случае, зависит от женской
половины дома. На протяжении многих веков
женщины, каждая по своему, старались украсить
свой дом, сделать его уютным. Ведь дом – это
место, где человек может спокойно отдохнуть,
расслабиться, снять груз переживаний. «Каково на
дому – таково самому» – гласит русская народная
пословица. Я просила вас к этому занятию спросить
в своей семье, у родных, знакомых что-нибудь из
дорогих им вещей, сделанных своими руками.

(Демонстрация поделок, принесённых девочками –
Приложение, рис. 3-6).

Показ альбома из Псковского государственного
музея по народно-прикладному творчеству.
Посмотрев все эти изделия, вы убедились, что они
очень красивы, неповторимы, уникальны, украшают
дом. Ведь ни одна вещь, купленная в магазине, не
обладает таким теплом, как та, что сделана своими
руками. В ней выражена индивидуальность, частица
души мастерицы. И это всё примеры
народно-декоративного творчества. Вы, девочки,
тоже можете внести свой вклад в украшение вашего
дома. Вы уже многое умеете: у кого-то получается
вязание крючком, у кого-то спицами, у кого-то
вышивка.

(Обращается внимание на стенд « Делаем сами»,
где расположены изделия, выполненные девочками
Приложение, рис. 7).



3. Изучение нового материала

– Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном
из направлений народно-декоративного творчества
– лоскутной мозаике и начнём выполнять
практическую работу по изготовлению панно из
лоскутов. (Тема занятия записывается в тетрадь)
Идёт работа с понятиями – лоскут и лоскут.
Лоскут – остатки, отходы в текстильном
производстве.
Лоскут – отрывок или обрезок ткани или кожи.
Обратимся к истории возникновения лоскутной
техники. (Заслушиваются сообщения учащихся)
В настоящее время к лоскутному шитью относятся
как к виду искусства. Художественные изделия из
лоскута по праву заняли достойное место среди
произведений декоративно-прикладного
творчества во многих странах мира.
Лоскутные вещи привлекают наше внимание своим
разнообразием и многоцветием
Они применяются для убранства кухни, спальни
(салфетки, прихватки, скатерти, одеяла, пледы) или
гостиной (панно). Традиции лоскутной техники
делают наш дом и быт более уютным и красивым.
Давайте посмотрим образцы лоскутной мозаики.

(Демонстрация изделий – Приложение,
рис. 8-11).

Из многообразия лоскутной мозаики остановимся
сегодня на аппликации.

4. Запись в тетрадях

Аппликация – изготовление рисунка из
наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков
цветной бумаги или материи. Это один из
древнейших способов отделки ткани. Выполнять
аппликацию можно из различных видов ткани. Ею
можно украсить одежду (особенно детскую), сделать
различные сувениры.
С техникой аппликации вы уже знакомы с 5 класса.
Выполняя коллекцию тканей, использовали
элементы аппликации, создавали рисунок из
тканей, наклеивая их на бумагу. А сегодня мы будем
создавать рисунок из кусочков ткани, нашивая их
на ткань. Пришивают их на машине или ручными
стежками. Часто применяют вышивку. (Приложение,
рис. 12-13)
К этому занятию я давала вам задание подготовить
рисунок для панно и вырезать заготовки из бумаги.

5. Практическая работа «Изготовление панно
в технике лоскутной аппликации»

Перед началом работы проводится инструктаж по
технике безопасности при работе с иглами,
булавками, ножницами, утюгом, при работе на
швейной машине. Согласно инструкционной карте
девочки приступают к практической работе. Во
время выполнения практической работы звучит
музыка. Учитель проводит текущий инструктаж.
Осуществляется контроль качества: аккуратность,
тщательность обработки.

В конце занятия – выставка работ учениц (Приложение, рис. 14-15).

6. Подведение итогов

Обобщение. Выставление оценок.




Следующий: