Устный журнал по истории: Время и деньги

Цели:

познакомить учащихся с историей
денег, создать условия осмысления сущности
денег, их роли в повседневной жизни.

Задачи:

ознакомить учащихся с основными
элементами культуры обращения с деньгами,
обсудить вопросы нравственности, возникающие
при обращении с деньгами, поддержать интерес
учащихся к истории, расширить знания учащихся по
истории.

Наглядные пособия:

денежные знаки разных
годов, предметы использующиеся в качестве денег
в разное время у разных народов, предметы- товары
для обмена, выставка украшений из Национального
музея РТ

Учитель:

Друзья! Сегодня мы отправляемся в страну.
Название которой «история». Листая страницы
устного журнала мы с вами поговорим на тему: «
Время и деньги». Каждый из вас знает, что деньги
всегда нужны и что чаще всего их не хватает.
Деньги определяют достаток семьи, благополучие
государства. Но что такое деньги, всегда ли они
были и когда появились , обычно над этим никто не
задумывается. А ведь денежные знаки являются
полноценным историческим источником, насыщенным
богатой информацией. История каждого
государства, смена правителей, политическое
устройство, особенности развития- все это
находит отражение в рисунках, портретах,
символах, надписях, имеющихся на денежных знаках.
Среди памятников материальной культуры немного
найдется красноречивых свидетелей прошлого, как
денежные знаки. Попробуем узнать побольше об
истории денег, о том, что же такое деньги. Какие
бывают деньги. как к ним относятся.

Внимательно слушайте, отвечайте на вопросы,
участвуйте в конкурсах. Заработайте побольше
жетонов- монет о обменяйте их на призы.

Итак, мы начинаем!

(выходят ученики с папками в руках)

Первый ученик:

Когда точно появились деньги, никому не
известно. Кто их изобрел, сказать невозможно.
Ученные предполагают, что произошло это примерно
7 тыс. лет назад, в то время, когда возникла
необходимость обмена излишками необходимых
продуктов питания и производимых предметов
обихода. Но как обменять глиняный горшок на
курицу? Или зерно на оружие? Так ли это просто?
Давайте попробуем.

(Приглашаются участники игры. Всем раздаются
карточки с изображением различных предметов,
причем указано, на что можно обменять и что нужно
выменять. Время 5-7 минут. В это время звучит
музыка группы «АВВА» “ Money, Money”)

Второй ученик

Долго маялись наши предки, пока не сообразили:
надо выбрать из товаров какой-то один и
сравнивать с ним ценность других. Такой товар
деньгами как таковыми еще не был, но роль их до
поры до времени выполнял успешно. Одной из
распространенных форм денег в древности до
изобретения монет являлся скот. Эта форма денег
сохранились до конца 19 века на островах
Товарищества- архипелаге, входящем во
Французскую Полинезию. Так, певица парижского
лирического театра госпожа Зели дала один
концерт на островах товарищества. За арию из «
Нормы» и несколько песен она должна была
получить треть сбора. При расчете оказалось , что
на ее долю приходится 3 свиньи, 23 индейки, 44
курицы. 5000 кокосовых орехов и некоторое
количество бананов, лимонов и апельсинов. Но не
только скот являлся денежной единицей в прежние
времена.

Третий ученик.

Вот перечень лишь некоторых предметов, которые
использовались в качестве денег в разные времена
у разных народов:

Чай в Китае, соль в Индии и Эфиопии, кокосовые
орехи на Никобарских островах в Индийском
океане, сушеная рыба в средневековой Исландии,
табак в Меланезии, мех в Древней Руси , стеклянные
бусины в Африке, украшения- кольца в эпоху
раннего средневековья в Северной Европе, кубики
из каучука в качестве денег использовали с 1895 по
1910 г. на территории Западной Африки, свиные
хвосты в Меланезии. Назначение этих,
хвостов-денег курьезно: на них покупают свиней и
платят ими выкуп за невесту. А вот в Новой Гвинее
вплоть до наших дней для выкупа за невесту
используют перья попугаев.

Четвертый ученик:

А вот еще удивительная единица- фея, но это не
сказочный персонаж. Фея — самая крупная и
странная форма каменных денег с острова Яп,
расположенного в западной части Тихого океана.
Жители острова Яп отправлялись на остров Белау
(Палау) и здесь на мелких коралловых островах
добывали материал для каменных денег- аргонит,
кристаллическую известь. Обтесывание с помощью
старых кусков железа или топоров затягивалось на
несколько месяцев. Больших усилий стоила и
транспортировка каменных денег, диаметр доходил
до 3 метров и весили они около 5 тонн.

Монеты- феи лежали перед домом владельца,
свидетельствуя о его богатстве. В конце XIX века на
каменную монету можно было купить большую лодку,
которая для островитян являлась огромным
достоянием. И даже сейчас, когда на острове
используются бумажные доллары, на каменные диски
можно купить свинью или участок земли,
определяются трудом для их изготовления и
доставки на остров Яп.

Первый ученик:

Деньги возникли в результате длительной
тысячелетий практики торговли обмена
продуктами, товарами. Человечества перебывало
сотни видов денег, пока не пришло к наиболее
выгодным и удобным металлическим. Со временем
роль всеобщего обменного товара закрепилась за
благородными металлами- золотом и серебром. В чем
же преимущества металлических денег перед
раковинами, коровами, орехами и прочими
примитивными формами денег?

(учащиеся дают ответы и за правильны ответ
получают жетон)

Металл не портился и занимал мало места при
хранении и перевозке. Он легко делился на части
для мелких торговых операций. Чтобы избежать
подделок денег государственная власть стала их
клеймить. Первые металлические монеты появились
27 веков назад в античном государстве на берегу
Эгейского моря- Лидии- на рубеже VIII-VII веков до
нашей эры. Эти монеты чеканились из природного
сплава золота и серебра.

Многие народы использовали монеты в качестве
украшений, нашивали на одежду.

(танец девушек в костюмах, украшенных монетами)


Второй ученик.

В нашей стране формирование древнейшей
денежной системы происходит в IX веке, когда в
основном использовали иноземную серебряную
монету.

В 80-е годы XX века на Киевской Руси чеканка
златников, сребреников. Первые русские монеты
известили мир о появлении сильного и богатого
христианского государства с великим князем
Киевским во главе.

(Ученик демонстрирует изображение монеты
Киевской Руси).

Третий ученик:

Своеобразным этапом русского денежного
обращения, не имеющим аналогов европейской
истории, является так называемый «безмонетный
период», охватывающий почти 2 века с XII-XIV век. В
период феодальной раздробленности Русь как бы
отказалась от монет. Для внутригородской
торговли начали использовать казалось бы давно
забытые формы примитивных денег- морские
раковины каури , шкурки зверей, запечатанные
специальной свинцовой пломбой.

Четвертый ученик:

Вскоре основной денежной единицей становится
гривна — серебряный слиток весом до 200 гамм.
Гривну можно было рубить на части, отсюда и
название — рубль.

Дешевле рубили на части и рубль: попалам
получалось две полтины.

(ученик демонстрирует изображения гривны)

Первый ученик.

А вот название копейка связывают с изображение
на серебряной монете Московского княжества.
Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Святой
считался покровителем в их военном деле. Копейка
стала основной разменной монетой на Руси. Само
название «деньги» произошло из тюркского языка
от слова «денга». Так называлась серебряная
монета, которую чеканили- в годы правления
Дмитрия Донского. Позже вместо денги в обращении
появилось копейка, но название осталось до наших
дней.

(ученик демонстрирует изображение деньги)

Мелкая- медная монета рассматривалась как
монета бедняков, которая даже при обогащении
могла принести различные несчастья. Легенда
гласит, что итальянский художник XVI века Корреджо
получив оплату своего труда целым мешком мелкой
монеты, излучился, неся его, вспотел и, испив
холодной воды заболел и умер.

Третий ученик.

А вот интересный факт из нашей истории. В
середине XVIII века императрица Елизавета Петровна
за понравившуюся ей оду М.В. Ломоносова
пожаловала ученому премию в 2 тысячи рублей.
Премию выплатили медными монетами, общий вес
составил 3 с лишним тонны. На перевозку «премии»
потребовалось несколько подвод.

( ученик демонстрирует монеты медные того
времени)

Четвертый ученик.

Да, металлические деньги были не всегда удобны.
Самодержавие так же испытывало неудобства. Сбор
податей, перевоз значительных денежных масс
требовали много времени и больших расходов. К XVII
веку в европейских государствах появляются
бумажные деньги. А в России бумажные деньги
появились в 1769 году, в то время когда шла
русско-турецкая война и нужны были деньги. Ввела
в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее
портрет украшал 100 рублевую купюру.

В народе ее называли «Катенька»

(Ученик демонстрирует денежную купюру в 100
рублей с изображением ЕкатериныII )

Учитель.

С тех пор бумажные деньги прочно вошли в
денежное обращение России. Увеличивался спрос на
деньги и с каждым годом увеличивался выпуск
бумажных денег, это приводило к стремительному
падению стоимости рубля. Если осенью 1917 г.
бумажный рубль упал в цене в 15 раз по сравнению с
1913г, то к концу 1920 г.- уже в 20 тыс. раз. Здесь у нас
представлена небольшая выставка бумажных денег,
которые использовались на территории России в
разное время. Эти денежные знаки могут
рассказать многое о событиях разных лет. Год 1886
Ф.И Шаляпин работал переписчиком в Казанской
земской управе получал жалование в размере 10
рублей в месяц. Вот рубль 1898 года. От 3-х до девяти
таких рублей в месяц получали рабочие на
предприятиях Алафузова, Крестовниковых и
пороховом заводе в Казани. А на содержании одного
учащегося в городских училищах за год тратилось
19 таких рублей. Это говорит о том, что на развитие
школ городские власти выделяли мизерные суммы. В
казанской Ксенинской женской гимназии с учениц
8-го педагогического класса взималось за учение 50
рублей в год, с учениц 1-7 классов за обязательные
предметы по 30 рублей и необязательные – по 18
рублей в год.

В начале XX века Россия тратила на народные
просвещение всего 43 копейки на душу населения, в
то время как Англия и Германия 3,8 руб., а США- 7
рублей.

Сегодня по мнению многих экономистов, бумажные
деньги устарели. В наши дни во многих странах
современный человек может практически
обходиться без наличных денег- их заменяют
пластиковые кредитные карточки, по сути –
электронные деньги.

Первый ученик.

Итак, мы попытались проследить историю денег от
их появления до сегодняшнего дня. Теперь в можете
себе представить , что деньги — это не такая уж и
простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни.
А теперь предлагаем вам ответить на вопросы и
заработать жетон-монету за каждый правильный
ответ:

Вопросы:

  1. Когда по мнению ученых появились первые деньги?
    ( 7 тыс. лет назад)
  2. Что являлось самой распространенной формой
    денег? (скот)
  3. Какие предметы использовались в качестве денег?
    (Кокосовые орехи, чай, соль и т. д.)
  4. Известны ли вам странные виды денежных единиц?
    (феи с острова Яп)
  5. Из каких металлов стали изготавливать первые
    монеты? ( золото и серебро)
  6. В каком государстве появились первые монеты?
    Когда? ( Лидия 27 веков назад в 8-7 вв. до н.э.)
  7. Как назывались первые русские монеты, которые
    чеканили в Киевской Руси? ( златники и
    серебряники)
  8. Откуда пошло название рубль? ( серебряный
    слиток- гривну рубили на части)
  9. Почему разменная монета называлась копейкой? (
    на ней был изображен Святой Георгий но коне с
    копьем)
  10. Когда в России появились бумажные деньги? ( в XVIII
    веке)

Второй ученик.

О деньгах было написано немало научных трудов.
Во многих литературных произведениях герои
рассуждают о деньгах, демонстрируя свое
отношение к ним. Сейчас мы проведем литературную
викторину. Это поможет вам пополнить свой
капитал (жетонов-монет)

Вопросы к викторине:

1. герой какого произведения наивно последовал
этому совету : «…на этом поле выкопай ямку, скажи
3 раза : «крекс, фекс, пекс,»- положи в ямку золотой,
засыпь землей, сверху посыпь солью, полей
хорошенько и иди спать.» ( А.Н. Толстой «Золотой
ключик»)

2. Между кем и в каком произведении состоялся
такой разговор:

« Клад…- это деньги такие, сокровища, которые
люди спрятали в землю. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под
печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас.»

(Э. Успенский «Про дядю Федора» между котом
Матроскиным и Шариком)

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона?

( Золотые.
Все скорлупки золотые
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету. )

4. Кто и в каком произведении часто повторял:

«Пиастры! Пиастры!»

(Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л.
Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись
при виде денег, сказал : « негодный мусор, и на что
ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы
за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя
девать. Так отправляйся же на дно морское.»

(Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо)

(подведение итогов этого конкурса)

Третий ученик.

Парадоксальный факт с одной стороны, деньги -
великое изобретение человечества , без которого
невозможен был прогресс, а с другой стороны это
зло, от которого могут быть беды, ведь деньги
порой вызывают ожесточенную борьбу за овладение
ими. Жажда денег порой доводит людей до
преступлений. Отношение к деньгам народ выразил
в пословицах.

Для следующего конкурса у нас есть карточки на
которых написана часть пословицы. Найдите вторую
часть карточки и составьте всю пословицу
целиком:

Денег куры не клюют.
Без копейки рубля не бывает.
Захочешь добра- посыпь серебра.
С деньгами мил, без денег постыл.
Денег наживешь- без нужды проживешь.
Не хвались серебром, хвались добром.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Долго спать, с долгом встать.
И слова не скажи, только грош покажи.
Есть грош, будет и рожь.
Денежка не Бог, а бережет.
Через золото слезы льются.
Без денег сон крепче.
Тот мудрен, у кого карман ядрен.
Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

(подведение итогов этого конкурса)

Четвертый ученик.

Чтобы не страдать от недостатка денег и в то же
время не попадать в полную от них зависимость,
последуйте этим советам.

  1. не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это
    всегда делали многие известные люди, не знавшие
    недостатка в деньгах.
  2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а на
    едине с собой, ведь это ваше личное дело.
  3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в
    тратах6 пока вы не столь богаты. Чтобы
    удовлетворить все свои желания.
  4. Но никогда не экономьте на заботе о близких!
    Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того,
    порадуют вас: ведь подарки также приятно дарить ,
    как и получать.
  5. Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего
    не просите, говорит один из главных героев романа
    «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и
    ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.
  6. если у вас возникнут трудности, приложите
    усилия в поисках решения, не спешите
    раздражаться или начинать жаловаться.
  7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку
    наживай, да честь не продавай»

Не забывайте об этом.

Учитель.

Надеемся , что эти советы помогут вам. А сейчас
мы предлагаем вам обменять заработанные вами
жетоны- монеты на призы. (вручение призов)

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что
самые дорогие вещи не имеют цены! Например
здоровье, не экономьте на здоровье! Помните, что
за деньги не купишь хорошее настроение. Или
уважение окружающих. Или любовь близких. Не
обедняйте себя, стараясь все измерить деньгами.
Далеко не все продается и покупается. В будущем
постарайтесь разумно и честно зарабатывать и
тратить деньги. Ведь как сказал почти 400лет назад
Ф. Бека: « Деньги- очень плохой хозяин, но очень
верный и нужный помощник!» ну вот мы и
перевернули последнюю страничку нашего устного
журнала. Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

1.Потин В.М. «Монеты. Клады. Коллекции»
Санкт-Петербург «Искусство- СГб» 1993г.
2.Мельникова А.С., Уздеников В.В., Шиканова И.С. «
Деньги в России» Издательство Стрелец. Москва 2000
г.
3.Никольский П. А. «Бумажные деньги в России»
Казань. Типография императорского Университета
1892г.
4.Федоров- Давыдов Г. А. « Монеты рассказывают»
Москва «Педагогика» 1990г.
5.Дьячков А.Н. , Уздеников В.В. «Монеты России и
СССР» Москва. «Советская Россия» 1978г.
6.Абдуллин Я.А., Алишев С.Х. «История Казани»
Казань. Татарское книжное издательство 1988г.
7.Шин С.А. Сценарии школьных праздников,
конкурсов, викторин (Для 7 классов) Ростов на Дону
«Феникс» 2001г.

Следующий: