Устный журнал История развития русского женского костюма

Цель: Познакомить с историей
развития русского женского костюма.
Совершенствовать навыки работы со словарём и
умение отбирать наиболее важное, существенное из
разных источников. Воспитывать уважение, любовь
к народным традициям.

Методы:

Рассказ, объяснения,
демонстрация, дидактическая игра.

Оборудование

: Плакаты с рисунками
(1) – женский костюм XI–XIII веков; 2) – женский костюм
XV–XVII веков; 3) – XVIII века; 4) – женский купеческий
костюм XVIII века; 5) – аристократический костюм XIX
века; 6) – костюм провинциалки, купчихи, мещанки; 7)
– костюм крестьянки севера и юга; 8) – женский
костюм XX века (1940, 1970, 1980).)

Оборудование игры:

репродукции
картин с изображением женщин в русских костюмах.

Подготовительная работа:

Сообщить
тему урока и его задачи, направив усилия учащихся
на подготовку ключевых слов из различных
литературных источниках.

Ключевые слова:

кафтан, понева,
запона, убрус, повойник, душегрея, летник,
кокошник, вошвы, венец, панья, турнюры, веер,
чалма, редингот, корсет, кика, армяк.

Рекомендуемые источники информации:


1. М.Н. Каминская «История костюма»,
М., «Лёгкая индустрия», 1977 г.
2. Л.П. Васильченко «Быт славян»,
Томск,»Красное знамя», 2001 г.
3. Учебник «Технология 7 класс» вариант для
девочек под ред. В.Д.Симоненко, М.,
«Вентана-Граф», 1999
4. «Я познаю мир».Дет. энцикл.: Культура
Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996 г

Ход урока:

Учитель:

Тема нашего урока -
«История развития русского женского
костюма». Я приглашаю вас на экскурсию по
выставке, где можно увидеть как развивался,
изменялся, совершенствовался костюм русской
женщины с времён Древней Руси до наших дней.

XI–XIII век.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет по верх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной,
Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы –
Детали поясню вам в двух словах.

Ответы учеников:

Кафтан

– это распашная верхняя
одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся
изменения.

Понева

– юбка, запахнутая поверх
рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая
веревкой.

Запона

– накладная, не сшитая по
бокам одежда из холста.

Убрус

– полотняный белый платок,
сложенный треугольником и заколотый под
подбородком.

Повойник

– головной убор, тип чепца.

XV–XVII век.

Что ж, в Киевской Руси мы побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом-семнадцатом веках?

Поверх рубахи – красочной, нарядной
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной –
Красавице не нужен был корсет!

Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме – распашная душегрея
А вот и летник, ценный, расписной.

Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата
Он заявлял и сам – к чему слова?

Убрус и здесь носился для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья –
В виде серег, браслетов и колец.

Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.

Ответы учеников на ключевые слова:

Основной одеждой этого периода у
женщин были: длинный сарафан, душегрея – это
укороченный сарафан, летник – это сильно
расширенная к низу одежда с очень широкими внизу
рукавами – вошвами.

Кокошник

– нарядный головной убор с
высокой передней частью.

Венец

– лента украшенная узором.

XVIII век

Неся культуру русскому народу,
Царь Петр первый ввел в своей стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
На «панье» – на каркасе небывалом –
Вы можете отметить как типаж
И декольте, что плечи откровенно открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках ходила,
В заморских понимала толк –
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна и белила.
Вообще, костюм менялся год от году –
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после «паньи» очень скоро в моду
Турнюры, как на западе, вошли,
И силуэт костюма изменили,
Как видите – такой стал моден впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно рассмотреть.

К вам вопрос:

Что осталось от
прежнего русского костюма? (Ничего.) А какая же
рассшифровка иностранных слов?

Панья

– это нижняя юбка на обручах,
обшитая плотной тканью, и косточках из китового
уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта,
расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый
расписной, костяной или черепаховый, украшенный
легкой резьбой.

Купеческий костюм. XIX век.



Так лишь в семействах знатных
одевались.
А женщины в домах, что поскромней,
Не столь с влиянием запада считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху – на другой.
Однако запад с модою своею,
Как видно повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с «заморским» сочеталось,
Он был и живописен, и богат…

Что такое чалма?

Чалма

– головной убор из полотна,
закрученный на голове.

XIX век.

И вот век девятнадцатый на сцене….
Как на рисунок этот бросим взгляд –
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин – знать, такой наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери…стройный силуэт,
На пышной юбке – кружева, воланы,
А талия затянута в корсет
Предельно дама плечи открывала
Повсюду – как в Париже, так в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод .И не внове
Для барышень московских шляпки были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод –
К ним Франция, как будто ближе стала
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы
Им оставалось лишь свой вкус иметь!

Объясните значение иностранных слов:

Редингот

– верхнее платье для
прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет

– деталь нижнего белья,
предназначенная для утягивания талии, торса.

Купчиха, провинциалка, мещанка
А вот костюмы женщин из народа
Париж влиял по своему на них.
Была уже «купеческая» мода –
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например –
Они богачкам скромными казались
И «украшались» свыше всяких мер,
Банты и перья пришивались лихо –
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять
Мещанки тоже в моде отставали
Хотя её стремились перенять.
Приветствовались вышивки и ленты –
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.

Основные элементы костюма: рубашка с
пышными рукавами, суженными к низу, сарафан,
душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и
сильно собранной баской,поверх сарафана фартук,
который подпоясывался под грудью.

Народный костюм. XIX век.

Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала
Для свадьбы, сельских праздников труда…
Крестьянки юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы-юбки, вот бывало как!
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным
Умели шёлком, бисером расшить.
Нет живописней всё ж, отметить надо
Национально русского наряда!

Кика

– головной убор в виде
полумесяца на боку.

Армяк

– фартук украшенный узором.

XX век.

Палитра моды красочна богата,
Как видите, в любые времена.
В историю ушёл уж век двадцатый
В нем катаклизмов, перемен страна.
Россия наша много испытала
И мода изменялась всё скорей –
Она разнообразной гибкой стала,
Всё стало в ней и проще и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб всё богател.
Все силуэты будто между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья не носили,
Каких деталей не изобрели!
Давайте вспомним основные стили
И всё, что на уроках мы прошли.

Ответы учеников:

Основные стили в одежде

:
классический, романтический, спортивный.

Силуэт

можно сравнивать с
геометрическими фигурами: прямой, трапеция,
полуприлегающий, приталенный.

По характеру одежда может быть

:
деловая, нарядная, спортивная.

В гардеробе женщины кроме
сарафана, юбки, платья, появились жилеты, блузки,
брюки, деловые костюмы, халаты и т.д.

Экскурсия наша завершена, а закрепить
полученные знания нам поможет игра: «Узнай
костюм»

Правила игры:

В представленных
репродукциях известных художников вам надо
описать элементы костюма, сказать к какому веку
он относится и кто его хозяйка.

Репродукции:

К. П. Брюллов.
Всадница.(1832), В. Л. Боровиковский. Портрет Марии
Ивановны Лопухиной.(1797), К. А. Сомов. Дама в голубом
платье.(1900), А. П. Рябушкин «Втёрся Парень в
хоровод…»(1902), А. Г. Венецианов. Крестьянка с
васильками. И. П. Аргунов. Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме (1784), В. А. Бакшеев.
Девушка, кормящая голубей.(1887), К. А. Коровин. У
балкона.(1886).




Следующий: