Успешная адаптация студентов педагогического профиля как условие профессиональной подготовки

Каждый из нас, кому в жизни посчастливилось
быть студентом, с радостью и волнением
вспоминает это замечательное время. Оно овеяно
неким очарованием, и расшифровка его
привлекательности у каждого получается своя. Но
далеко не каждый из нас, бывших студентов,
задумывался о том, что особый период нашей жизни
– студенческийкроме нас самих
обеспечивал кто-то еще, что существуют какие-то
особые законы и правила его организации, что
пренебречь имизначит сократить фонд
счастливых воспоминаний из юности и навредить
качеству подготовки профессионала.

Конечно, результативность подготовки
специалиста зависит от ряда факторов.
Педагогические образовательные учреждения
среди других профессиональных занимают особое
место, обусловленное спецификой будущей
профессиональной деятельности выпускаемых
специалистов. Эта специфика с одной стороны
расширяет и усложняет задачи деятельности
педагогического коллектива, с другой –
облегчает их непосредственную реализацию как
раз за счет особенности контингента студентов и
специфики их будущей профессии.

Норильский педагогический колледж готовит
воспитателей детских дошкольных
образовательных учреждений, учителей школы 1
ступени на базе неполного и полного общего
среднего образования, учителей иностранного
языка, организаторов воспитательной
деятельности. Как в условиях абсолютно
оправданного повышения требований к педагогу
обеспечить эффективность подготовки
специалистов? Очевидно, что привычным набором
приемов и средств не обойтись. Необходимо
конструирование в образовательном учреждении
единого образовательного пространства.

Каждый компонент единого образовательного
пространства колледжа (их 7) четко представляет
свою роль в работе по подготовке специалиста.
Трудно сказать, какой из них наиболее важен, но
чрезвычайно авторитетным зарекомендовал себя
студенческий совет. Он – почти ровесник
колледжа, создан 15 лет назад, появился на свет в
пору, когда в стране безжалостно расправились с
комсомолом, который решал важнейшие социальные и
культурные задачи. Мы, как педагоги, отдавали
себе отчет в том, что пустующая ниша скоро будет
заполнена извне, и позаботились об ее заполнении
сами. Правильность стратегии и тактики создания
студенческого совета подтверждается временем.
Цели его создания были определены так:
привлечение студентов к управлению колледжем,
изучение и формирование общественного мнения,
содействие скорейшей социально-психологической
адаптации студентов, создание условий для их
самореализации, формирование в студенческом
коллективе обстановки дружбы, взаимопомощи,
гуманизма на основе уважительного
требовательного отношения к личности,
содействие профессиональной подготовке
студентов и др.

Понятно, что справиться со столь обширными
задачами студенческий совет может только в том
случае, если сумеет “дойти до каждого” студента.
Этот принцип очень хорошо сочетается с
требованиями личностно-ориентированной
педагогики.

Именно поэтому студсовет имеет достаточно
разветвленную, трехступенчатую структуру:
студсовет колледжа – большой совет, студсоветы
отделений – малые советы, студсоветы учебных
групп. Каждая ступень имеет свои специфические
функции и права. Количество членов студсоветов
всех уровней достигает 85 человек при общей
численности студентов 450. Важно отметить, что в
целях педагогического руководства студенческим
советом в состав каждого его структурного звена
введены педагоги – кураторы, зав. отделениями,
зам. директора по воспитательной работе.

Студенты педагогического колледжа уже на 1-2
курсах знакомятся с основами педагогики и
психологии, поэтому хорошо представляют себе
особенности юношеского периода в развитии
личности, суть и важность адаптационного периода
в ее жизни.

Особое внимание первым дням пребывания
студента в колледже обуславливается еще и тем,
что успешная адаптация – это предпосылка
дальнейшей активной деятельности поступившего и
необходимое условие ее эффективности.
Организаторами адаптационного периода являются
все компоненты единого образовательного
пространства колледжа, причем они не дублируют
друг друга, а дополняют.

Опыт показывает, что студсовет больше влияет на
социально-психологическую адаптацию, причем это
влияние является более оперативным и
продуктивным, чем влияние педагогов. Это
объясняется тем, что первокурсники проще и
охотнее идут на контакт с людьми, близкими им по
возрасту и по социальному статусу. Кроме того,
личный опыт студентов-старшекурсников является
для них успокаивающим, вдохновляющим и
воспитывающим фактором. В длинном перечне
адаптационных дел, проводимых в колледже,
выделяются многочисленные чисто
“студсоветовские”. Начинаются они с индивидуального
собеседования, проводимого в том числе и членами
студсовета, с абитуриентами в период сдачи
вступительных экзаменов в июне. Цель
собеседования – убедить абитуриента: здесь о
тебе хотят знать все хорошее, тебя уже приняли,
поняли, полюбили, без тебя и каждого из нас жизнь
студенческого коллектива не может состояться.
Этот разговорсвоеобразный мостик к сердцу
первокурсника, и укрепляться он будет до первой
встречи в сентябре.

Каждому из нас в детстве и юности свойственно
желать начать свою жизнь заново, с чистого
листочка, особенно если предыдущий социальный
статус нас не очень устраивал. Но новая тетрадка
любима только до первой помарки и ошибки. Задача
всей адаптационной работы с первокурсниками –
дать им шанс начать в жизни новую тетрадку, или
продолжить красивую старую, собственная
социальная позиция в которой достойна и
привлекательна самой личности. И в ходе
собеседования такой шанс дается.

В сентябре – следующая встреча с новичками, они
привлекаются к подготовке здания колледжа к
началу учебного года. За серьезными делами (мытье
окон, стен, покраска столов, оборудование
аудиторий и т. д.) вчерашние абитуриенты
знакомятся друг с другом, “студсоветчиками”,
преподавателями в неофициальной обстановке – и
это важно.

Сдуденческие советы всех уровней выдерживают
настоящий экзамен в первый день занятий, когда
для первокурсников проводится День знаний. Для
них – робких, неуверенныхподготовлены
Уроки – Мира и труда, Культуры и искусства,
Педагогики. Все группы нового набора собираются
вместе в актовом зале. На встречу с новичками
приходят люди, которых вчерашние школьники могли
наблюдать в лучшем случае с экранов телевизоров
– руководители города, акционерного общества
“Норильский никель”, управлений образования,
культуры, детских дошкольных образовательных
учреждений, известные педагоги. Первокурсники с
первых минут пребывания в колледже начинают
понимать: социальный статус “студент”
предполагает другой, нежели в школе, круг и
уровень общения. А педагогический профиль
избранной специальности предполагает иной,
отнюдь не обывательский и потребительский
взгляд на важнейшие аспекты общественной и
социальной жизни, такие, как культура,
образование, воспитание, обучение. Эти уроки – из
области адаптации профессиональной.

Но студсовет традиционно в День знаний
проводит для новичков еще и свой урок,
студенческий“Этот безумный, безумный,
безумный студенческий мир!”. Сначала –
капустник о многообразных прелестях жизни
студента, после которого не остается никаких
вопросов – что же ждет студента – новобранца. А
ждут – учеба с экзаменами и зачетами, любовь,
практика у “продвинутых” ребятишек, дискотеки,
шоу – обо всем и в шутку, и всерьез, т.е.
по-студенчески. Пусть первокурсники сразу
заражаются “фестивальным” настроением, особым
студенческим духом, завтра может быть поздно.

Первый день запоминается еще и тем, что
студсовет проводит серию дел, направленных на
решение задач адаптации
социально-психологической. За основу взята
мудрейшая Артековская методика адаптации детей
к непривычной обстановке и группе незнакомых
людей.

Одна из моделей – “Газета – визитка”. Суть:
каждая учебная группа 1 курса в течение 40 минут в
отдельной аудитории готовит
газету-самопрезентацию по следующей схеме:
название группы, девиз будущей студенческой
жизни, общая песня группы, коллективные правила
предстоящей студенческой жизни, настроениепожелание
каждого студента. Скептики скажут: “Это игра!”.
Конечно, игра, но игра деловая, позволяющая
ускорить процесс определения формальной и
неформальной структур коллектива. А ведь это так
важно для его дальнейшего развития! Представьте:
люди друг друга не знают, задание получено,
времени мало, работы много, кто-то первым должен
предложить свои идеи, таланты, умения. А куратор
учебной группы и член студсовета рядом,
наблюдают, не вмешиваются, но готовы прийти на
помощь. Через 40 минут все группы собираются вновь
вместе и со сцены презентуют себя собравшимся. У
кого-то эту роль выполняют несколько человек, у
кого-то – вся группа.

Самопрезентация учебных групп состоялась.
Следом реализуется не менее мудрая модель –
деловая игра “Ищу себя”. Цель – помочь
каждому найти свое место в новом сообществе
теперь уже через личную самопрезентацию,
демонстрацию собственных умений, качеств,
талантов. Причем повод для этого очень значимый
– повышение статуса своей (уже своей) учебной
группы. Публично каждой группе вручается путевой
листок со строго обозначенным интервалом
движения по станциям (“Танцевальная”,
“Театральная”, “Музыкальная”,
“Литературная”, “Угадайка”, “Игровая” и др.,
исходя из желания организаторов). Задача
студентов: уложившись в обозначенное время,
выполнить разнообразные задания и получить как
можно больше баллов. А для этого понадобятся
многочисленные добровольцы, умельцы,
организаторы, таланты – словом, дело найдется
каждому. Но ведь и победа тогда будет поистине
общей. Члены студсовета и кураторы учебных групп
опять рядомнаблюдают, анализируют,
выделяют лидеров – частичных, универсальных,
эмоциональных. Общее подведение итогов – снова в
зале при участии всех. Организаторы игры, члены
студсовета, умело руководят настроением общей
приподнятости, “фестивальности”, предвкушения
победы, у каждой группы находят свои “изюминки”,
тем самым “подыгрывают” формирующемуся
коллективу.

С помощью этих мудрых организационных форм
педагогического взаимодействия уже в первый
день пребывания в колледже обеспечивается
выделяемость, узнаваемость рождающихся
коллективов, у первокурсников начинает
формироваться гордость за них и
удовлетворенность причастностью к ним, другими
словами – появляются первые, но крепкие ростки
“прекрасного чувства “МЫ”, без которого
социально-психологическая адаптация невозможна.
Где те робкие девушки и юноши, которые несколько
часов назад наполняли зал?! Назавтра они будут
чувствовать себя уже уверенно, и встреча с
членами своей группы будет подобна встрече со
старыми добрыми друзьями. Газеты-визитки,
созданные первокурсниками накануне, и путевые
листы путешествия по станциям с полученными
отметками за творчество, мастерство,
коллективизм, умения, таланты студсовет
вывешивает на обозрение всего колледжа – пусть
все знают, какое пополнение пришло. И это тоже
“работает” на адаптацию, самоутверждение
студентов и студенческих коллективов.

Опыт подтверждает, что из школы выпускники
далеко не всегда выносят большой запас умений и
навыков, поэтому задача всех компонентов единого
образовательного пространства, в том числе и
студсовета, – обеспечить специальное оснащение
первокурсников деятельностной готовностью.
Способствует этому учет в работе
закономерностей воспитания, в частности такой,
как “совместно-разделенная деятельность”. Суть
ее в соблюдении пропорционального соотношения
усилий студентов и других компонентов единого
образовательного пространства. Постепенное
разделение деятельности студсовета колледжа и
учебных групп первого курса начинается уже во
второй учебный день, когда начинается
привлечение их к активной собственной
деятельности. В группах избираются студсоветы,
члены студенческих советов училища и отделений.
Их обучат на специальном семинаре, и тут же – за
работу. Озеленение и утепление аудиторий вместе
со студентами всех курсов (как важно не быть хуже,
достойно проявить себя!), дежурство. Через четыре
дня после начала учебного годаДень
здоровья в тундре, где каждая учебная группа (в
том числе и первокурсники) представляет
небольшой туристический отряд с символикой,
атрибутикой, демонстрацией специфических
умений. Это – забота студсоветов учебных групп. И
первокурсники – всегда на высоте. К этому в
училище традиционно готовы и студенты, и
преподаватели (специфика профессии). Участие в
сентябреоктябре в крупных делах колледжа
с абсолютно самостоятельным выполнением
поручений от простого к сложному (Осенний бал,
День Учителя, День музыки) – это уже деятельность
разделенная, так происходит постижение традиций
училища, приобретается социальный опыт,
расширяется субъектный. Так осуществляется
адаптация.

Через полтора месяца с начала учебного года –
праздник Посвящения в студенты, на котором
студенческий коллектив каждой учебной группы 1
курса представляет свою творческую программу –
презентацию (которую, кстати, помогают готовить
старшекурсники), участвуют в ряде ритуалов и
получают официальное право называться
студентами. А студсовет каждый год придумывает
новые темы Посвящения. Через пару дней в училище
появится огромная фотогазета “Как это было”,
репортажи по городским телеи
радиоканалам, а следом огромный материал в
городских газетах. Это традиция, и она тоже
работает на социальную адаптацию
первокурсников.

Благодаря серии педагогически целесообразных
адаптационных мероприятий, к дню Посвящения
коллективы учебных групп уже представляют из
себя коллективы не менее чем на второй стадии
развития. Теперь они готовы к сложностям и
прелестям студенческой жизни. Если в
организационном периоде (первые 2-3 недели) доля
активности педагогов и студсовета превышает
долю активности первокурсников, то очень скоро
доля активности последних увеличивается и
доводится до максимального уровня, и субъектом
деятельности выступает сами студенты, они
начинают чувствовать себя свободными
творческими личностями, уверенными, что именно
им принадлежит инициатива в организации и
проведении какого-то дела.

Серьезной проверкой хода адаптации
первокурсников служит ноябрьский
педагогический консилиум, на котором все
компоненты единого образовательного
пространства, в том числе студсовет, сообщают о
своем вкладе в нее. Студсовет, кроме того,
выполняет ответственное поручение – проводит
анкетирование студентов. Опросник выглядит
следующим образом:Не разочаровался ли ты в
выборе учебного заведения?Что тебе
нравится у училище?Что вызывает
дискомфорт?В изучении каких учебных
предметов испытываешь трудности?С чем
связаны трудности? (слабые знания из школы,
отсутствие учебно-методической литературы,
трудность изучаемого материала, высокие
требования преподавателя, другое).Пожелания
организаторам учебной и внеучебной работы.

Превращение студентов в специалистов
происходит только через механизмы их
собственной деятельности, поэтому одна из
ведущих задач студсовета – организация
разнообразной практикоориентированной
воспитательной работы со студентами.
Студенты-первокурсники включаются в общую схему
работы колледжа, которые условно можно разделить
на три группы: дела “Настроение”, дела
“Полезное с приятным”, дела “Это серьезно”.

Коллективные творческие дела, проводимые
студентами в колледже, являются для будущих
педагогов хорошей школой и образцом организации
досуговой деятельности детей как средства их
самореализации, самовыражения, самоутверждения.
Участие в творческих делах – не самоцель, а
средство подготовки специалиста.

Задания, которые даются группам, постоянно
меняются, и это хорошая школа разносторонней
подготовки будущего педагога. Студсовет
учитывает и предает широкой гласности любые,
даже малейшие, факты активности и здоровой
инициативы со стороны студентов или учебных
групп. Замечательный способ стимулирования этих
проявлений – оформление после каждого большого
дела газеты “Спасибо!”, в которой хорошее слово
находится всем, кто “внес вклад” – студентам,
группам, отделениям, преподавателям. По итогам
семестра все добрые дела учебных групп
формируются в перечень и выступают в качестве
итогов их деятельности. Наглядно оформленные,
они вызывают большой интерес всего колледжа и
служат средством усиления гордости за свой
коллектив или средством некоторого
разочарования, которое иногда необходимо
коллективу для появления у него второго дыхания.
Соревновательность и здоровое соперничество
всегда были испытанным способом развития
инициативы и активности, “заражения” чьей-то
энергией и азартом. В арсенале средств
стимулирования – благодарности, объявляемые
приказом директора по инициативе студсовета.
Активно используется и материальное поощрение
студентов, т.к., согласно положения, студсовет
располагает 5 процентами стипендиального фонда
училища.

Сложившаяся в колледже практика адаптации
невозможна без деятельности студенческого
совета. Он в значительной мере помогает
оснастить будущих педагогов такими важными
умениями, определенными Госстандартом среднего
профессионального образования, как умение
планировать, подготавливать и проводить
воспитательно-образовательные мероприятия,
создавать развивающую
воспитательно-образовательную среду и др.
Очевидно: абсолютное большинство выпускников
Норильского педагогического колледжа с радостью
и волнением будут вспоминать свои студенческие
годы во многом благодаря тому, что в нем был
студенческий совет.


Следующий: