Условия успешной адаптации первоклассников к школе

Результаты эксперимента

Данное исследование поможет детям
адаптироваться к новым условиям, а также можно
сделать прогноз на дальнейшее развитие каждого
ребёнка.

Краткое обоснование темы

Переломный момент в жизни каждого
ребёнка-поступление в школу. Начало школьного
обучения меняет вес его образ жизни. Теперь
ребёнок должен каждый день ходить в школу,
соблюдать режим дня, выполнять требование
учителя, подчиняться требованиям школьной жизни.
В процессе адаптации к новым условиям существует
вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть
трудности, с которыми он будет не в состоянии
справиться самостоятельно.

Актуальность проблемы исследования
обусловила выбор моей темы.

Цель исследования выявить условия
успешной адаптации первоклассника в школе.

Гипотеза исследования: адаптация
первоклассника к школе будет происходить
наиболее успешно, если:

  • педагог обеспечит ребёнку сферу успеха,
    самореализации;
  • педагог будет учитывать результаты диагностики
    в процессе воспитания и обучения первоклассника.

Задачи исследования

  • изучить и проанализировать
    психолого-педагогическую литературу
  • определить методы и приёмы диагностики для
    создания условий успешной адаптации в процессе
    обучения.

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической
    литературы, изучение материалов научного
    исследования, изучение педагогического опыта,
    наблюдение за учащимися, тестирование родителей
    учащихся.

Сроки эксперимента с 2007-2008 год

«Игрушкам детства — свой черед,
а зрелый опыт — поздний плод»
У. Блейк

Маленький человек идет в школу. Каким будет его
путь трудным и тернистым или легким и радостным?
Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони,
согреют ли теплом или заставят выживать,
изворачиваться и страдать. Во многом зависит от
того, насколько широко владеет классный
руководитель информацией об особенностях
младшего школьного возраста. Именно с изучения
этой проблемы начинается воспитательная
деятельность классного руководителя. Ведущей
деятельностью младших школьников становится
учение, изменяется уклад их жизни, появляются
новые обязанности, которые требуют
неукоснительного выполнения, по иному
воспринимают ребенка родные и близкие люди. Вес
мозга в младшем школьном возрасте почти
достигает мозга взрослого человека и
увеличивается в среднем, по мнению физиологов, до
1400 граммов. Изменяется взаимоотношение
процессов возбуждения и торможение, поэтому
возбудимость младших школьников очень высокая.
Спектр чувствительных органов чувств становится
более точным и глубоким. По сравнению с
дошкольным возрастом чувствительность к свету
увеличивается на 45%, суставно-мускульные
ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80%.

Мы все и родители, и учителя, с волнением и
нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок
пойдет в первый класс, станет школьником. Это
важное событие в его жизни, но оно не менее
значимо для нас. Особенности адаптации ребенка к
школе во многом зависят от нашего поведения, и в
наших силах сделать так, чтобы этот процесс
прошел для него наиболее безболезненно.

Поступление в школу — переломный момент в жизни
каждого ребенка. Начало школьного обучения
кардинальным образом меняет весь его образ
жизни. Свойственные дошкольникам беспечность,
беззаботность, погруженность в игру сменяются
жизнью, наполненной множеством требований.
Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу,
систематически и напряженно трудиться,
соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным
нормам и правилам школьной жизни, выполнять
требования учителя, заниматься на уроке тем, что
определено школьной программой, прилежно
выполнять домашнее задание, добиваться хороших
результатов в учебной работе и т.д.

Начало обучения в школе — важнейший этап в жизни
ребенка и его родителей. От чего зависит успех
обучения? Что может помочь более полноценному
развитию школьника? Какая роль принадлежит
родителям, учителю в формировании учебной
деятельности? На эти и многие другие вопросы
ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную
информацию, советы, опыт, рекомендации, которые
помогут избежать ошибок в воспитании и обучении
ребенка, помочь стать ему успешным.

I. В школе адаптационный период можно
построить следующим образом.

Первый этап — поступление ребенка в школу.

Он начинается с первого марта.

Занятия с будущими первоклассниками
проводятся с целью

- сокращения адаптационного периода детей;

- создание групповых и индивидуальных
консультаций родителям

В цикл первого этапа входит: знакомство детей
со школой, знакомство с учителем, физкультурные
занятия, развитие интеллектуальных
способностей, сохранение психического здоровья
детей.

Во время занятий детям необходимо
предоставлять возможность быть успешными:
задания подбираются в соответствии с
возрастными интересами (рисование, игры, лепка).

Занятия строятся на сочетании индивидуальных и
групповых приемов. Индивидуальное собеседование
позволяет определить уровень развития ребенка.
Групповое — определить уровень готовности
ребенка, принять нормы и правила школьной жизни.

Данная анкета поможет вам, уважаемые родители,
поразмышлять о своем отношении к ребенку, чему-то
порадоваться, о чем-то задуматься.

Просим вас ответить на следующие вопросы;

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Какой он, ваш ребенок?

3. Каковы на ощупь его волосы?

4. Что любит ваш ребенок (любимое блюдо, занятие,
сказка)?

5. Что он не любит?

6. В чем сильные и слабые стороны характера
вашего ребенка?

7. Как вы называете его дома?

8. Можете ли вы вспомнить смешные случаи из
вашей семейной жизни?

9. Какой он в общении со сверстниками (открытый,
общительный, застенчивый, замкнутый,
агрессивный)?

10. Напишите имена наиболее близких друзей,
подруг ребенка.,

11. Что вас беспокоит в воспитании ребенка?

12. Как он обычно проводит свободное время?

13. Часто ли он скучает?

14. Есть ли у него свое рабочее место, место для
игр?

15.С каким настроением ребенок приступает к
выполнению домашних заданий?

16. Каково состояние ребенка перед школой, после
школы? С чем это связано?

17. Любит ли ребенок читать?

18. Охотно ли он рассказывает вам о своих успехах
или неудачах?

19. Рассказываете ли вы ребенку о радостях и
неудачах своего прошедшего дня? . .

20. Сильно ли он переживает свои неудачи?

21. После неудачи он теряет интерес к делу или
становится более собранным и энергичным?

22. Часто ли вы радуетесь вместе с ним его
успехам или принимаете их как должное?

23. Любит ли он выполнять незнакомые задания или
предпочитает привычные?

24. Если нужно соревноваться, у него возникает
интерес и азарт или тревога и беспокойство?

25. При выполнении учебного задания его больше
интересует результат работы, процесс работы пли
оценка взрослого?

26. Существует ли деятельность, которой он может
заниматься подолгу, не отвлекаясь?

27. Часто ли вы хвалите ребенка, рассказываете о
его успехах в присутствии других значимых для
него людей?

28. Чем вы любите заниматься в свободное время?
Есть ли у вас совместные увлечения (спорт,
техника, искусство, рукоделие и др.)

29. Фамилия, имя, отчество родителей.

Оцените, пожалуйста, результаты анкетирования:

а) работа над анкетой была интересной и
полезной. Я сумел(а) понять что-то новое о ребенке
и своем отношении к нему;

б) есть над, чем подумать, но мы достаточно
успешно решаем воспитательные задачи;

в) ничего нового от участия в данной работе я не
приобрел(а); г) другое.

Второй этап — адаптация детей в школе.

Этот этап можно назвать самым сложным для
родителей и самым ответственным для детей. Он
начинается 1 сентября и заканчивается в конце 1
класса.

1. Организовать педагогическую поддержку
школьников
в урочное и внеурочное время.
Основной формой его проведения являются
различные игры. Дидактические игры помогают
детям быстрее узнать друг друга, настроиться на
предъявляемую школой систему требований, снять
чрезмерное психическое напряжение.

2. Организовать методическую работу
учителя
, направленную на построение
учебного процесса в соответствии с
индивидуальными особенностями и возможностями
школьников, выявленные в ходе наблюдения за
детьми в первые недели обучения.

Контроль и учет вычислительных навыков детей,
поступивших в первый класс

Схема анализа вычислительных навыков по
математике (сентябрь)


Счет от 1 до 10Счет от 10 до 1Счет от 1 до 20Счет от 20 до 1Сложение в пределах 10Вычитание в пределах 10Сложение с переходом через 10Вычитание с переходом через 10
1 Я.А.+++++ ош+ ош--
2 Д.Б.+---+ ош+ ош--
3 Ю.Б.+++-+ ош+ ош--
4 И.Г.+++-+ ош+ ош--
5 В.Г.++++++++
6 Ю.К.+++++ ош+ ош--
7 Д.К.----+---
8 К.К.+---+---
9 С.М.++++++--
10 Л.М.++++++++
11 И.П.--------
12 К.Р.----+ ош+ ош--
13 С.Т.++++++++
14 Л.Ш.++--++--
15 И.Ш.+++-++ ош--

Читательские навыки сегодняшних школьников
вызывают серьезную тревогу и у педагогов и у
родителей. Как помочь нашим детям справиться с
трудностями при чтении? Ответ на этот вопрос не
так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше
читать, нужно выяснить, в чем причина трудностей.
И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему
необходимо оказать. Причин трудностей много,
соответственно и способы помощи существуют
разные. Одной из основных причин трудностей в
чтении это недостаточная сформированность
техники чтения.

Чтение — трудоемкий процесс, как для
начинающего читателя, так и для опытного. Человек
читает не только и не столько глазами, сколько
мозгом. В начальной школе способность к чтению
можно и нужно развивать. А для того, чтобы научить
читать в первую очередь надо ребенку знать буквы.
Каждый год, в сентябре набирая первый класс,
проверяю знания и умения по овладению чтением, а
за тем до 4 класса веду мониторинг
совершенствования техники чтения. На селе многие
дети приходят в первый класс, не зная всех букв
алфавита, не говоря о том, чтобы читать. С такими
детьми учителю начальных классов очень трудно,
хотя учитель способен помочь ученику. Обучение
будет протекать наиболее благоприятно тогда,
когда у ребенка сформирована положительная
мотивация, познавательный интерес. Поэтому
учитель должен владеть богатым арсеналом
методических приемов.

Мониторинг совершенствования техники чтения в
первом классе.

Способ техники чтения. Б — буквы, ПС — по
слогам, СС — слог+слово, ЦС — целыми словами.


сентябрь1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
знаетспособ чтениятемпспособ чтениятемпспособ чтениятемпспособ чтениятемп
1 Я.А.33 буквыПС6 словСС24 словаСС35 словЦС55 слов
2 Д.Б.31 букваПС2 словаПС17 словЦС45 словЦС74 слова
3 Ю.Б.6 словПС9 словПС11 словПС27 словСС31 слово
4 И.Г.10 словСС18 словСС19 словСС23 словаЦС40 слов
5 В.Г.41 словоЦС60 словЦС62 словаЦС64 словаЦС83 слова
6 Ю.К.6 словСС14 словСС18 словСС36 словЦС48 слов
7 Д.К.4 буквыБ10 буквПС3 словаПС12 словПС16 слов
8 К.К.17 буквБ29 буквПС4 словаПС30 словЦС32 слова
9 С.М.33 буквыПС10 словПС16 словПС30 словЦС37 слов
10 Л.М.19 словЦС52 словаЦС70 словЦС85 словЦС103 слова
11 И.П.3 буквыБ22 буквыПС6 словПС30 словЦС35 слов
12 К.Р.4 буквыБ12 буквПС11 словПС30 словСС37 слов
13 С.Т.11 словПС13 словЦС31 словоЦС38 словЦС60 слов
14 Л.Ш.3 буквыПС12 словПС13 словПС32 словаПС35 слов
15 И.Ш.10 словПС13 словПС25 словЦС34 словаЦС65 слов

После такого анализа в сентябре детей
разделила на 3 группы. Задания давала
дифференцированно.


1 группа2 группа3 группа
В.Г. — 40 словЮ.К. — 4 словаК.К. — 17 букв
Л.М. — 19 словЮ.Б. — 4 словаК.Р. — 4 буквы
С.Т. — 11 словС.М. — 33 буквыД.К. — 4 буквы
И.Ш. — 10 словЯ.А. — 33 буквыИ.П. — 3 буквы
И.Г. — 10 словД.Б. — 31 букваЛ.Ш. — 3 буквы

В ноябре зачитали все, кроме Д.К. и И.П.

3. Консультировать и посещать родителей
первоклассников
, знакомить взрослых с
основными трудностями периода адаптации,
тактикой общения помощи детям.

III. Третий этап — психолого-педагогическая
работа со школьниками.

Организовываю групповую психо-коррекционную
работу со школьниками, испытывающими трудности в
обучении и поведении. Отслеживаю отклонения
поведения

а) агрессивность

б) самооценка

в) тревожность

Агрессивность.

Агрессивные дети, даже в младшем школьном
возрасте ведут себя вызывающе, не слушают
учителя, родителей, не усидчивы, драчливы,
требуют от окружающих выполнения своих желаний,
обвиняют других в своих поступках,
невнимательны. На формировании детской
агрессивности решающее влияние оказывает
семейная обстановка. Агрессивными вырастают не
только дети, которых родители драли «как
сидоровых коз», но и те, с которых сдували
пылинки, оберегая от жизненных трудностей. Это
дети, которым необходима индивидуальная помощь.
В индивидуальных беседах с таким ребенком
необходимо определить приоритеты его интересов,
его желаний и создать условия для их позитивного
проявления.

Самооценка.

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка
с окружающими, требовательность к себе,
отношение к успехам и неудачам. Самооценка
влияет на эффективность деятельности ребенка и
на дальнейшее развитие его личности.

Как и почему у детей формируется та или иная
самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен,
и в основном родители влияют на самооценку
ребенка.

Если родители любят ребенка, уважают, ценят его
успехи, то и у него формируется позитивная
самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с
пренебрежением, с неприязнью, если находится в
зависимом, подчиненном положении, то в будущем он
не избежит неприятностей, связанных с негативной
самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая
самооценка, ясные взаимоотношения, четко
определены авторитеты, распределена
ответственность. Ребенок учится успешно решать
встающие перед ним в повседневной жизни задачи,
так как чувствует уверенность в своих силах. Его
все время поддерживают и одобряют. В таких семьях
все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребенка,
когда пытаются поставить его в зависимое
положение. В такой семье требуют от ребенка
послушания, учат его подстраиваться, не
конфликтовать с окружающими.

Родители боятся положиться на ребенка,
недооценивают его возможности, защищают его от
трудностей, контролируют его действия. В
результате ребенок становится неуравновешенным,
не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему
не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Я провожу игру, которая повышает веру в себя
«Добрый ручеек».

Медленно между рядами идет ребенок, каждый
дружески похлопывает по плечу, пожимает руку,
произносит слова похвалы, симпатии.

Игра «Окажи внимание другому». Дети говорят
только положительные качества (внешность,
умения, манера поведения). В ответ ребенок
говорит: «Спасибо, я тоже так думаю. А еще думаю,
что я :». Эти игры снимают напряжение.

Родителям необходимо знать о далеко идущих
последствиях низкой самооценки:

1. Низкая самооценка не только искажает
представления ребенка о себе, но и снижает
способность любить и понимать других.
Современные ученые пришли к выводу, что человек
не может любить другого, если не обладает
здоровым чувством любви к себе. Если ребенок
сомневается в собственной значимости, может ли
он уважать других?

2. Чувство неполноценности, возникающее у детей
с заниженной самооценкой, снижает эффективность
учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и
качество работы напрямую зависят от того,
насколько уверенно или неуверенно ребенок себя
чувствует.

3. Если ощущение неполноценности терзают
ребенка, он начинает подсознательно придумывать
прикрытия, которые помогают спрятаться от мира.
Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь,
высокомерие. Прикрытием может служить и уход от
реальности. Ребенок создает свой особый
вымышленный мир, в котором нет проблем, и,
следовательно, не нужно искать пути их решения.

Чтобы узнать, как дети оценивают сами себя, я
предложила детям нарисовать 10 ступенек.
Объяснила, что на 1 ступеньке самые лучшие, умные
дети, которых всегда хвалят, а на последней 10-ой
ступеньке — дети плохо учатся, которых всегда
ругают. Задание: нарисуйте себя на одной из
ступенек или напишите «Я здесь».

После анализа оказалось, что все дети были на 1-5
ступеньках, только один И.П. нарисовал себя на 8
ступеньке. Чем ниже самооценка, тем настойчивее
должен вселять педагог надежду на успех. Ребенок
будет любить трудиться, если будет получать
удовлетворение от своих трудовых усилий, в
первую очередь это может быть выражено в
положительных мотивациях.

Ребёнок должен знать, чего от него ждут, — ведь,
как правило, ему очень нравится быть «хорошим»,
получить положительное подкрепление
собственной самооценки: «я — хороший». К
сожалению, на практике мы встречаемся со
значительным количеством детей, имеющих очень
низкую самооценку даже в тех случаях, когда
объективных причин для этого нет. Сниженная
самооценка чаще всего формируется у детей,
успехи которых не удовлетворяют учителя и
родителей, объективно не разобравшихся в
возможностях ребёнка, требующих от него больше,
чем он может. Постоянная неудовлетворённость
собой, неверие в возможный успех очень быстро
приводят к апатии, нежеланию учиться. Именно
поэтому задача учителя с первых дней учёбы -
показать ребёнку не столько его неудачи,
трудности (это ребёнок видит и ощущает сам),
сколько помочь увидеть свои возможности, пусть
ещё не реализованные, создать условия, в которых
он сможет поверить в себя, в свои силы. В этом
могут и должны помочь самые значимые в этот
период для ребёнка люди — его родители. Важно
продумать работу с родителями первоклассников,
научить их правильно реагировать на успехи и
неудачи ребёнка, тем самым создать вокруг
каждого ученика атмосферу взаимопонимания и
сопереживания.

Тревожность.

Школьные страхи не только лишают ребенка
психологического комфорта, радости учения, но
способствуют развитию детских неврозов. Этой
проблемой занимались многие ученые, психологи
(Вайнер Э.Н., Мухина В.С., Овчарова Р.В.).

Методика изучения школьной тревожности имеет
большое значение в исследовании адаптации
учащихся. Проводя качественный анализ ответов
детей, можно обнаружить не только школьную
тревожность, но и разные показатели школьной
дезадаптации. Показателем дезадаптации могут
выступать: общее негативное отношение к школе;
нежелание ребенка учиться и посещать школу;
проблемные конфликтные отношения с
одноклассниками и учителем.

В американских школах интересен принцип
комплектования классов : каждый учебный год
ученики «перетасовываются», то есть ежегодно
ребенок учится в новом коллективе с новыми
товарищами. Американские психологи считают, что
при таком подходе у ребенка легче формируются
навыки общения с различными людьми, с
наименьшими потерями отслеживаются негативные
связи, возникающие в детском коллективе,
устраняются нежелательные контакты плохо
влияющие на формировании личности.
Предполагается, что в дальнейшем такой подход
помогает ученику комфортно себя чувствовать как
в знакомом обществе, легко устанавливать
дружеские связи.

Для того чтобы ребенок был способен лучше
адаптироваться к изменившимся условиям его
жизни, ему необходимо иметь положительное
представление о себе. Я учащимся раздаю листочки
бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово
«Я». Учащиеся должны дать определение каждому
«Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например : я — умный, я — красивый и т.д.

Оказалось, что у меня в классе есть умные,
красивые, смелые, добрые, ласковые,
любознательные, доверчивые, аккуратные,
талантливые, находчивые, чистоплотные,
трудолюбивые, спортивные, смышленые, отзывчивые,
добродушные, симпатичные, стильные,
доброжелательные, скромные, бодрые, общительные,
добросовестные, порядочные, неунывающие,
активные, сильные, чуткие, любимые, воспитанные,
вежливые, разговорчивые, милые, счастливые,
энергичные, культурные, жизнерадостные,
артистичные, бережливые, заботливые. Но есть и
такие как упрямые, обидчивые, злые. Их оказалось
только двое.

Дети с отрицательной самооценкой склонны в
каждом деле находить непреодолимые препятствия.
У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже
приспосабливаются к школьной жизни, трудно
сходятся со сверстниками, учатся с явным
напряжением, испытывают трудности в овладении
знаниями.

Диагностика позволяет узнать причины
переживания ребенка, найти пути их преодоления.

Что у меня на сердце.

Учащимся класса раздаю вырезанные из красной
бумаги сердечки. Говорю : «Ребята, иногда
взрослые говорят, что у меня «легко на сердце»
или «тяжело на сердце». Давайте определим с
вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда
легко и с чем это может быть связано. Для этого на
одной стороне сердечка напишите причину, от чего
у вас на сердце тяжело, и причины, от чего у вас на
сердце легко».


Легко на сердце.

Когда обнимают, жалеют
- Ю.Б.

Когда много друзей — Ю.К.

Когда хвалят — К.К. , И.Ш. , С.Т.

Не ругают — И.П. , И.Г. , С.М. , И.Ш.

Пускают гулять — И.П. , Д.Б.

Когда занята — Я.А.

Не бьют — И.П.

Не обижают — Ю.Б. , Я.А.

Когда всё получается — С.М.

Когда уважают — И.Г.

Когда хорошо обращаются — И.Г.

Когда мама добрая — Л.Ш. , Д.Б.

Когда любят — Ю.Б.

Тяжело на сердце.

Когда мне стыдно -
Ю.К.

Когда мама злая — Л.Ш.

Когда смеются надо мной — И.Г.

Когда ругают — И.П. , И.Г. , Я.А. , С.Т. , С.М. , В.Г. ,
Л.М. , Д.Б.

Мама, бабушка уехали — К.К.

Когда кошку раздавили — К.К.

Не пускают гулять — И.Г.

Когда не получается — С.М.

Когда бьют — И.П.

Когда кто-то умирает — Я.А. (недавно умерла
бабушка)

Когда уезжают — Я.А. , Л.М.(папа на сезонной
работе в Москве)

В.Г.(папа работает в районе)

После такой диагностике мне, как классному
руководителю видны переживания детей и я
стараюсь найти пути их преодоления.

Фотографии.

Эту диагностическую методику уместно
использовать в конце обучения учащихся первого
класса. Им предлагается выступить в роли
фотографов — сделать снимок своего класса. Для
этого каждый ученик получает лист бумаги с
квадратиками (по количеству учащихся класса). На
этих квадратиках учащиеся должны разместить
себя и своих одноклассников, как на групповой
фотографии. Каждая «фото» ученик заменяет
именем своего одноклассника. Учитель обращает
внимание на то, в каком месте на фотографии
ученик располагает себя, своих друзей, с каким
настроением выполняет работу.

Анализ.

Среди друзей расположил себя И.Г., С.М., И.П., Д.К.
Остальные расположили себя в первом квадратике.

Что привлекает ребёнка в школе? Как
правило, это внешние моменты школьной жизни -
ранец, тетради, учебники, сама школа-гимназия,
новые дети, новые друзья. Всё это, конечно, ещё не
отношение к новому виду деятельности, к учёбе,
как таковой, не желание учиться ради получения
знания, но в то же время это основа желания
изменить своё место в обществе. Однако желание
малыша далеко не всегда совпадает с его
возможностями: ведь изменение социального
статуса и нормальная адаптация в новых условиях
во многом определяются уровнем волевого
развития.

У разных детей этот уровень оказывается
различным, но для успешной работы необходимо,
чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые
требования, понять и принять специфику учебной
ситуации, требования учителя. Ребёнку надо
помочь понять и принять относительную
условность общения, правила и нормы поведения.

IV. Каковы же методы исследования адаптации
первоклассников?

1. Определение мотивов учения.

2. Исследование адаптации методом Люшера.

Анкета «Кто кого выбрал?»

Как узнать кто из детей пользуется большим
авторитетом, а кто не имеет его? Я даю такое
задание: «Напишите с кем бы ты хотел дружить и
сидеть за одной партой».


3 балла2 балла1 балл0 баллов
Я.А.Д.Б.К.К.Ю.Б
Л.М. С.Т.И.Г.
В.Г. Л.Ш.С.М.
Ю.К.И.Ш
Д.К. Ю.П.

После этого опроса мне стало ясно на кого я
должна обратить особое внимание. Это те, которые
получили 0 баллов.

С поступлением ребенка в школу изменяются его
взаимоотношения, изменяется и круг общения.
Учитель, одноклассники, старшеклассники
являются для ребенка теми людьми, общение с
которыми вызывает у него интерес и любопытство.
Общение со сверстниками связано с учебными
достижениями. Если ребенок хорошо учится, и
учитель хвалит его, значит с ним можно дружить. В
этом возрасте учащимся необходимо публичное
признание их достижений в присутствии
сверстников и взрослых. Большое значение для
учащихся имеют ситуации, связанные с оценкой их
учебных и внеучебных достижений.

1. Определение мотивов учения.

В этой методике основными являются
учебно-познавательные мотивы. Если ученик
выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая
«я хочу учиться», то за такой ответ ставиться 1
балл. Если же он выбирает учебно-познавательный
мотив потому что «пятерки хорошо получать,
ставится 0 баллов.

Не надо обрушивать на ребенка лавину знаний.
Под лавиной знаний может быть погребены
пытливость и любознательность. Каждый ребенок
умен и способен по-своему. Нет ни одного ребенка
неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум,
эта талантливость стали основой успехов в
учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих
возможностей. Надо встречаться с ребенком как с
другом, единомышленником, пережить вместе с ним
радость победы и горечь утраты.

Настроение. (Анкета)

Учащимся я предложила список учебных
предметов, которые они изучают. Рядом с каждым
предметом изображены две рожицы (веселая и
грустная). Ученику предоставляется право выбрать
ту рожицу, которая соответствует чаще всего его
настроению при изучении его предмета.

Не любят предмет:

  • Математика — И.Г.
  • Русский — Л.Ш. , И.Г.
  • Русская азбука — Ю.Б.
  • Окружающий мир — К.Р.
  • Технология — К.Р. , Ю.К.
  • Музыка — Л.Ш.

Любят предмет:

  • Физкультура — любят все
  • ИЗО — любят все
  • Все предметы любят — Д.Б., С.Т., В.Г., И.Ш., С.М., Д.К.,
    И.П., К.К., Я.А., Л.М.

Методика позволяет увидеть отношение
учащегося как к учению в целом, так и к изучению
отдельных предметов. Диагностика позволяет
определить насколько позитивны или негативны
ассоциации младших школьников, связанные со
школой.

2. Исследование адаптации методом Люшера.

При выборе ребенком синего, зеленого, красного,
желтого и фиолетового цветов отмечается
положительное отношение, установка,
эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечается
отрицательное отношение, негативизм, резкое
непринятие, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечается нейтральное
отношение, отсутствие эмоций, пассивное
непринятие, равнодушие, опустошенность, ощущение
ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечается
тревога, беспокойство, напряжение, страх,
неприятные физиологические ощущения (болит
живот, голова, подташнивает и т.д.).

При выборе фиолетового цвета только для
ситуаций: самочувствие дома, общая установка к
школе, взаимоотношение с классным руководителем
отмечается инфантилизм, капризы, неустойчивость
установок, безответственность, сохранение
«позиции ребенка».

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с
синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в
этом случае у ребенка позитивная самооценка, он
отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с
черного, серого, коричневого цветов, то в этом
случае у ребенка негативная самооценка, он
отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не
нравиться.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с
фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка
инфантильная самооценка, личностная незрелость,
сохранение установок и манеры поведения,
свойственных младшему возрасту.

Психоэмоциональный компонент адаптации
исследовался мной с помощью теста Люшера.

Учащиеся классов получают набор цветных
карандашей, а также листы, на которых нарисовано
10 кружков. В каждый кружок вписаны следующие
предметы, связанные со школой : звонок, книга,
учитель, портфель, класс, физкультура, школа,
урок, д/з , тетрадь. Задача учащихся раскрасить
кружки в тот или иной цвет. После этого можно
проанализировать, что же не любят дети.

  • Д/з не любят делать — Д.Б. , Л.М. , К.Р.
  • Не любят урок — К.Р. , К.К. , Ю.Б.
  • Не любит школу — Д.К.
  • Не любят писать в тетради — В.Г. , С.М.
  • Восемь детей любят всё.

Социально-психологическое исследование
семьи первоклассника.

Деятельность родителей и педагогов в интересах
ребенка может быть успешной только в том случае,
если они станут союзниками. Это позволит им лучше
узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и
таким образом помочь взрослым в понимании
индивидуальных особенностей детей, развитии их
способностей, формировании ценностных жизненных
ориентиров, преодолении негативных поступков и
проявлений в поведении. Важно установить
партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника, создать атмосферу взаимной
поддержки и общности интересов. Именно семья с
раннего детства призвана заложить в ребенка
нравственные ценности и ориентиры на построение
разумного образа жизни.

Если подойти к воспитанию в цифрах, то
получается что семья вместе — 100 минут в день. По
данным исследования, проведенного социологами
Л.Гордоном и Э.Клоповым, время, когда отец, мать и
дети находятся дома вместе (исключая сон) -
меньше 1,8 часа в сутки (где-то чуть больше 100
минут). В основном воспитание осуществляется
раздельно. Матери тратят в неделю на детей 8 ч 40
мин (из них 5 ч — уход за детьми), 3 ч 40 мин -
собственно воспитание. Отцы — 6 ч 30 мин (из них
собственно воспитание 2 ч 10 мин). Под собственно
воспитанием подразумеваются прогулки с детьми,
игры с ними, чтение вслух, проверка уроков,
посещение школы. На это в среднем у родителей
уходит 35 мин в день. Столько, сколько мать тратит
на уборку квартиры, и меньше, чем она занимается
уходом за одеждой. Лишь в 10 семьях из 100 родителей
ходят с детьми на прогулку, в театр, в музеи, кино,
на стадион. Конечно, дело не в количестве
затраченного времени, а в качестве. Воспитанник и
воспитатель должны общаться друг с другом.

Родителям важно знать не только требования
школьных программ, но и темперамент своего
ребёнка, который сказывается на темпе и режиме
работы:

- сангвиники реагируют быстро, легко
переключаются с одного дела на другое, подвижные,
легко приспосабливаются, общительные,
контактные, способные быстро схватывать,
рациональные и всегда дело доводят до конца.

- флегматики медлительны, переключения
требуют от них значительных усилий, спокойные,
малоподвижные, упорные.

- холерики могут работать активно и
продолжительно, вспыльчивы, резки,
раздражительны, быстро включаются в дело и
быстро остывают.

- меланхолики быстро утомляются, но работают
тщательнее, необщительные, замкнутые,
впечатлительные, обидчивые, слезливые,
медлительные, внешне неэмоциональные.

После диагностики темперамента детей
оказалось, что в моем классе:


сангвиникифлегматикихолерикимеланхолики
Ю.К.И.Ш.К.Р.Д.К.
Л.Ш.С.Т.К.К.С.М.
Я.А.Л.М.Ю.Б.Д.Б.
И.Г.В.Г.И.П.

Знание темперамента избавит ребёнка от
незаслуженных упрёков, поможет обеспечить
оптимальный для него режим работы.

Стоит обратить внимание и на биоритмическую
организацию ребёнка, которая определяет режим
дня. Главное — не ломать биологические часы
человека. Родители легко могут определить
ребёнка-»жаворонка» или «сову». «Совы»
просыпаются поздно, но к вечеру становятся
наиболее активными. Жаворонки ложатся спать рано
и просыпаются рано. В соответствии с
особенностями ребёнка нужно планировать
домашний учебный труд.

Я провела социально-психологическое
исследование семьи младшего школьника.


По возрастным показателям

До
25 лет — нет

До 30 лет — 3 семьи — 20%

До 40 лет — 8 семей — 53%

После 40 лет — 4 семьи — 26%

По уровню образования показатели

Высшее
образование — 1 — 3,2%

Средне-специальное — 4 — 13%

Средне-профессиональное — 7 — 23%

Среднее образование — 15 — 50%

Не полное среднее — 3 — 10%

По количеству детей

Однодетные
- 2 — 14%

Двухдетные — 11 — 72%

Многодетные — 2 — 14%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: