Условия Тарифов — мотивация к самообразованию

Современное общество ставит перед учителем
важную задачу – воспитание граждан, способных
самостоятельно, активно действовать, принимать
решения, гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям.

Мною была разработана и применяется “Система
тарифов”. Тарифы окружают нас ежедневно. У детей
в раннем возрасте появляются мобильные телефоны,
и, быть может, одним из плюсов их наличия у
ребенка является то, что он волей – неволей
вынужден знакомиться с разнообразием условий и
самое важное – делать выбор, пока с помощью
родителей.

Тариф – это современное явление, с ним мы
сталкиваемся независимо от нашего желания. Для
качественного его выбора необходимо уметь
объективно оценивать свои потребности, четко
анализировать ситуацию и определять цели на
ближайшее будущее. Именно цели становятся
мотивом наших действий.

Все эти навыки и формирует разработанная мною
система. Одно из главных умений, которые
развиваются у учащихся при работе в системе
тарифов, – умение делать выбор, поскольку тарифы
рассчитаны на учащихся разного уровня и
возможностей.

В предложенной мною системе тарифы можно
разделить по функциональной направленности:

В данной статье я хотела бы остановиться на
первой группе тарифов, создающих мотивацию к
самообразованию.

Тариф “Любимая домашка”

Серьезнейшей проблемой является нежелание
учащихся делать домашние задания. А ведь только
через их выполнение ребенок начинает учиться
работать самостоятельно. Уменьшение объема
домашней работы, не выставление двоек за него,
увеличение оценки за проверочную работу в
спорном случае при наличии выполненного
домашнего задания не помогали. Тогда я решила с
помощью современного общедоступного понятия
«тариф» решить эту сложнейшую проблему.

Условия тарифа:

  • Делай в течение месяца все домашние работы,
    предоставь их “оператору” и напиши любую в
    “офисе” на дополнительную оценку.

Целевая аудитория:

  • Слабые учащиеся, не работающие систематически,
    вследствие чего имеющие проблемы в учебе.

Результат:

  • Повышение качества знаний, формирование у
    учащихся умения работать систематически и
    самостоятельно.

Тариф “Мастер сообщений”

К сожалению, учащиеся меньше стали
интересоваться предметом за рамками учебника,
хотя поиск в условиях Интернета стал намного
легче. Но всемирная паутина для современных
школьников это, как правило, только общение.
Тариф «Мастер сообщений» позволяет открыть
для ребят самое важное значение Интернета –
поиск информации. При работе в этом тарифе я
заранее называю тему и указываю сайты, где можно
взять материал. В 8–9-х классах я использую
«кладезь знаний» – единую образовательную
коллекцию. Сообщение мы делаем, используя
элементы научно-исследовательской работы, тем
самым готовясь к ее написанию в 10–11-х классах.



Условия тарифа:

  • Сделай три сообщения в формате, заданном
    “оператором”, и получи “5”.

Целевая аудитория:

  • Все, особенно любознательные и завсегдатаи
    «вконтакте».

Результат

  • Уроки стали интереснее, т.к. в их проведении
    принимают участие сами дети.
  • Учащиеся увидели Интернет с новой стороны –
    познавательной и информационной.

Тариф “Кандидат наук”

В наше время большое внимание должно уделяться
умению находить и обобщать информацию. Этот вид
деятельности направлен на развитие способности
к дальнейшему самообразованию человека. Я четко
сформулировала требования к написанию
научно-исследовательской работы и назвала тариф
“Кандидат наук”, тем самым уже одним названием
показав всю его сложность и положив конец
слепому скачиванию.

Условия тарифа

  • Выбери тему, предложенную “оператором”, напиши
    реферат, согласно указанным правилам, и получи
    “5”.

Целевая аудитория:

  • в первую очередь сильные учащиеся

Результат:

  • у учащихся начали формироваться умения и навыки
    ведения научно-исследовательской деятельности.

Созданная мною “Система тарифов”
предоставляет учащимся не только возможность
самостоятельного выбора способа расширения
знаний, но также и возможности исправления своих
ошибок, и, как следствие, – повышается качество
знаний. Я предлагаю варианты исправления, а не
примитивное переписывание.

Данная “Система тарифов” универсальна,
открыта, эффективна. Учащиеся работают по четким,
заранее сформулированным правилам. Учитель в
данном случае абсолютно предсказуем, а, значит,
его объективность не может вызывать сомнения.

Все перечисленное способствует максимальной
реализации не только образовательных задач, но и,
что не менее важно, воспитательных. А ведь
“воспитать человека интеллектуально, не
воспитав его нравственно, – значит вырастить
угрозу для общества” – говорил Теодор Рузвельт.




Следующий: