Условия формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни

Внимание к вопросам здоровья в последние годы
заметно возросло. Закономерно возросло и
внимание к здоровью школьника.

О здоровье населения страны, стали говорить на
всех уровнях, так как состояние здоровья -
важнейший показатель благополучия общества и
государства, определённый прогноз на
будущее.Безопасный образ жизни, помогает не
только сохранять здоровье, но и укреплять его.

Рассматривая здоровье человека, как
многокомпонентную модель. Нельзя не
остановиться на его определении, данном ВОЗ, в
котором здоровье определяется как состояние
полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только как отсутствие
болезней и физических дефектов. (ВОЗ, Устав -
Женева, 1998г.)

Задача школы и учителей создать условия, и
научить ребёнка сохранять и укреплять здоровье с
первого класса, что полноценно подготовит детей
к самостоятельной жизни, создав все предпосылки
для того, чтобы она сложилась счастливо. Без
здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая
сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
формируя у них культуру здоровья, школа
закладывает фундамент благополучия будущих
поколений. В последние 10-15 лет школа и педагоги
перестраивают работу с учётом приоритета
сохранения и укрепления здоровья детей,
используя приёмы, формы, методы организации
обучения детей без ущерба для их здоровья. В
условиях введения ФГОС перед учителем остро
встал вопрос о создании условия формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни.

Всё это может быть выполнено по следующей
схеме:

  1. Осознание проблемы здоровья и убеждённость, что
    привычное отношение к здоровью необходимо
    менять;
  2. Поиск путей исправления ситуаций: признание
    своей ответственности за результаты;
  3. Обретение соответствующих профессиональных
    компетенций;
  4. Перестройка работы в соответствии с
    полученными знаниями, в условиях введения ФГОС.

Важно помнить и выделять:

  1. Причины неблагополучия здоровья учащихся и
    интегрировать этот факт. Проводя занятия
    создавать условия формирования здорового и
    безопасного образа жизни, влияющие на учебные
    успехи и поведение с одной стороны и на здоровье
    с другой стороны, умение позитивно
    воздействовать, то есть снижать учебную
    нагрузку, оказывать психологическую поддержку,
    успокаивать, переключать внимание при этом
    сохраняя и укрепляя здоровье школьников.
  2. Показатели здоровья нужно учитывать при
    выполнении различных видов работ, то есть
    проводить комплексный мониторинг здоровья
    учащихся, а не только отдельные обследования
    состояния здоровья.

Современная школа — это не только система
ретрансляции знаний. Во многом школа третьего
тысячелетия — это школа формирования образа
жизни, воспитания ценностей, основа будущего
благосостояния общества. Кроме того, школа,
будучи частью социума, а иногда — его
центральным звеном, постепенно распространяет
идею здоровья вокруг себя, вовлекая другие
структуры сообщества.

В современных условиях технической
оснащённости и психофизической интенсивности
труда одним из ведущих фактором развития
общества является здоровье. Здоровье человека на
физическое, духовное, социальное благополучие
при максимальной продолжительности его активной
жизни. Здоровье — это комплексное и, вместе с тем,
целостное, многомерное, динамическое состояние,
развивающееся и в процессе реализации
генетического потенциала в условиях конкретной
социальной и экологической среды и позволяющее
человеку в различной степени осуществлять его
биологические и социальные функции.

Любая школа — сложная гуманитарная система. В
каждой системе есть звенья, изменения даже
некоторых из них приводят к изменению системы в
целом. Системный подход к пониманию здоровья в
школе ведёт к изменениям школы в целом, делает
слабую школу — сильной, бедную — богатой,
неуправляемую — разумной.

Согласно данным Министерства здравоохранения
и социального развития России, в настоящее время
только 14 процентов обучающихся в старших классах
могут считаться здоровыми, 60 процентов
обучающихся имеют ту или иную патологию. До 80
процентов выпускников школ получают ограничения
в выборе профессий по состоянию здоровья, свыше 40
процентов допризывной молодёжи не соответствуют
требованиям предъявляемых армейской службой, в
том числе в части выполнения минимальных
нормативов физической подготовки.

Большинство граждан страны не имеют
возможности систематически заниматься
физической культурой и спортом и вести здоровый
образ жизни. Так, в настоящее время 85 процентов
граждан Российской федерации, в том числе 65
процентов детей, подростков и молодёжи не
занимаются систематически физической культурой
и спортом.



Условия формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни в условиях введения
ФГОС, призваны помочь каждому ребёнку построить
индивидуальный маршрут с учётом его психических
особенностей, физических возможностей,
интересов и склонностей.

Реализация стратегии сохранения и укрепления
здоровья становится возможной при оптимальном
решении медико-социальных (права на труд, отдых,
образование, социальную защиту) и
медико-физических (рациональный режим дня и
питания, достаточная физическая активность,
отказ от вредных привычек).

Правильный учёт и применение этих механизмов в
образовательной деятельности не только
способствует сохранению здоровья учащихся,
повышению резервов организма, овладению
индивидуальным способом управления своим
здоровьем, но обуславливает сущность обучения,
являясь успешной адаптацией учащихся к школе, к
жизни.

Обеспечение здоровья в школе — это
организованный набор процедур и действий,
созданных для защиты и обеспечения здоровья и
благополучия учащихся. Трехкомпонентная модель
состоит из трёх базовых компонентов:

  1. Информация по проблемам здоровья в учебных
    курсах ориентирована на повышенное понимание
    учащимися принципиальных основ здоровья и
    нацелена на изменение поведения с ориентацией на
    здоровье.
  2. Школьная медицинская служба включает в свою
    деятельность профилактические мероприятия,
    связанные со здоровьем обучающихся.
  3. Здоровая среда связана с физической и
    психической атмосферой, а также факторами
    безопасности в образовательном учреждении.

Оптимизация и гуманизация процесса обучения в
условиях формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни приводит учителя и
учащихся в такое взаимодействие в учебной
деятельности, которая наиболее эффективно
построена для всех её участников. Все
педагогические механизмы будут направлены на
достижение максимально возможных в данных
условиях учебно-воспитательных результатов при
минимально необходимых физических и временных
затратах всех участников учебной деятельности.

В качестве основной структурной единицы
рассматривается класс, в котором находятся
учащиеся с различными учебными возможностями,
способностями, уровнями здоровья. Учитывая
индивидуальный учебный план, образовательная
программа должна быть сугубо индивидуальной,
отражающей потребности и возможности участников
образовательного процесса школы. Педагог сам
распределяет время, которое необходимо
затратить на изучение той или иной темы, как
долго класс будет работать вместе, а когда его
необходимо разделить на группы. Создавая условия
для формирования культуры здорового и
безопасного образа с сохранением и укреплением
здоровья с учётом индивидуальных особенностей
школьников и учётом их группы здоровья.

Реализация модели здоровья возможна при
условии соблюдения ряда основополагающих
принципов.

При соблюдении педагогических условий,
основополагающих принципов, на наш взгляд,
возможен объективно-обоснованный органичный
переход к статусу школы здоровья, в которой будут
созданы условия для обеспечения возможности
осуществления личностного, социального,
предпрофильного, профильного и
профессионального самоопределения учащихся, а
также формирования здоровья и здорового и
безопасного образа жизни. При реализации модели
развития школы здоровья мы рассматриваем
деятельность учреждения на всех уровнях
взаимодействия. Основными направлениями
инновационной работы в школе можно считать:

  1. Инновации в содержании образования -
    разработка и апробация элективных курсов для
    профильного обучения и предпрофильной
    подготовки.
  2. Инновации в системе контроля и оценке знаний
    обучающихся.
  3. Инновации в области используемых технологий
    обучения (проблемно-развивающее обучение;
    использование информационно-коммуникационных
    технологий в процессе изучения предметов;
    блочно-модульная технология; проектное
    обучение).

Одной из основных приоритетных задач стало
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование у них ценности здоровья, здорового
образа жизни. Целостный подход к пониманию
здоровья ведёт к серьёзным изменениям в школьной
жизни.




Следующий: