Усиление творческого исследовательского компонента в подготовке специалистов педагогического профиля

Интерес и вкус к исследовательской
деятельности следует развивать у специалистов
педагогического профиля со студенческой скамьи.
Направления исследований самые разнообразные.


Изучаем историю науки.

Изучение истории науки – важнейшее
условие формирования профессионализма.
Известно: нет ничего нового, чем хорошо забытое
старое.

К сожалению, в учебных программах
подготовки педагогов история педагогики
занимает немного места. Однако и предоставленную
возможность можно использовать с большой
пользой для развития педагогического мышления
студентов.

Заглянем в глубокое прошлое. Ян Амос
Коменский, славянский педагог, 17 век. Труд -
“Великая дидактика”. К нему в ходе изучения
педагогики приходится обращаться часто. Давайте
ответим на вопрос: “Современны ли идеи Яна Амоса
Коменского?”. Какие же мысли автора студенты -
первокурсники выделили для себя?

- Обучение будет проходить легко, если
никто не будет обременен чрезмерным количеством
подлежащего изучению материала.

- Во всем надо двигаться вперед
неспеша.

- Стремление к учению должно
поддерживаться учителями, родителями, школой,
учебными предметами, методом обучения.

- Школа – мастерская гуманности.

- Обучать надо в соответствии с
законами природы.

- Человек без образования – зверь.
Обучать надо всех, всему, всесторонне.

- Если учитель добр по отношению к
ученикам, то им в школе пребывать приятнее, чем
дома.

- Образование человека нужно начинать
в весну жизни, т.е. в детстве. Наиболее удобны для
занятий утренние часы.

- Учитель должен любить учеников и
делать все, чтобы вызывать интерес к учебе.

Изучаем с первокурсниками яркую
статью А.С.Макаренко “О педагогическом
мастерстве воспитателя”. Вопрос: “Какое из
требований к педагогу, обозначенное в статье, я
считаю наиболее важным и актуальным?”.

Возьмем для примера ответы группы
нового набора.

На 1 место выходит психологическая
зоркость.

Один из аргументов: Мне кажется, что
педагогика на этом основывалась с древних
времен. Она формировалась, постепенно
углублялась на основе взаимной любви между
учителем и учениками, на понимании педагогом
внутреннего мира ученика, тесном контакте в
процессе совместной деятельности.

2 место отдано всем качествам
одновременно. Нарушено условие работы – выбор
одного требования, что приводит к слабой
аргументации.

3 место — педагогическое мастерство.

Один из аргументов: В педагогическом
мастерстве все заключается. Правильно воспитать,
обучить может только педагог – хороший человек и
всесторонне подготовленный специалист.

4 место – эстетическая
выразительность.

Защита: Своей аккуратностью, внешним
видом, правильной речью и поведением
преподаватель показывает пример своим
воспитанникам. Приведу в пример свою учительницу
русского языка и литературы. У нее в кабинете
всегда была чистая доска, убранный стол. Сам
кабинет был красиво оформлен. Я выбрала это
требование, так как оно – визитная карточка
педагога.

5 место – педагогическая зоркость.

Защита: Педагог должен заглядывать в
душу ребенка, принимать его таким, каков он есть.
Наблюдательный педагог сможет своевременно
оказать помощь и поддержку.

6 место – дисциплина.

Защита: Воспитатель должен уметь
организовать. Иначе предмет будет плохо
усваиваться или не усвоится совсем.

Неплохо иногда как студентам, так и
педагогам – стажистам сравнить точку зрения
корифеев педагогики с сегодняшними подходами к
обучению и воспитанию.


Учимся видеть личность ребенка.

Главное условие
личностно-ориентированной педагогики – умение
педагога “видеть” личность ребенка. Причем во
всем ее многообразии. Неслучайно многие из
студентов обозначили психологическую зоркость
как одно наиважнейших качеств личности
воспитателя.

Первое “официальное” знакомство
студентов с учениками происходит на 1 курсе при
изучении темы “Методология педагогической
науки”, когда им предстоит прийти в школу для
проведения педагогических исследований. Раньше,
еще лет 5 назад, исследования нами проводились в
виде интервьюирования учеников начальной школы,
результаты которых подвергались чисто
статистической обработке.

С творческими группами подумали: а
нельзя ли “собрать” из полученных от ребенка
ответов на предлагаемые вопросы образ
неповторимой личности? Стали пробовать,
воспроизводить ответы от первого лица в форме
рассказа ребенка о себе. Получилось! И сегодня у
нас в кабинете педагогики есть уникальная книга
портретов детей, созданная на основе их
рассуждений о себе, о жизни… Название книги
“Давайте познакомимся!”. (Читающие “книгу”
легко могут определить суть вопросов, которые
были предложены школьникам).

Итак, давайте познакомимся.
Шестилетки.

“Меня зовут Ваня. Я учусь в школе, но
больше мне нравилось в садике, потому что там
было больше игрушек. Но в школе мне нравятся все
уроки. Любимый – математика. Я учусь для того,
чтобы потом умным быть.

Я написал бабушке письмо и отправил
его сам. Дома за хорошее поведение я получаю
конфеты. И я всегда у сестры конфеты ворую. Уже
столько наворовал… А она меня за это не ругает,
потому что не знает.

Еще я люблю играть в разные игры:
бегать, в войнушку играть. Все нравится, кроме
кубиков, в мячик…

Я люблю играть один. Но одному мне
скучно. Я в игре люблю быть командиром. Если я
вдруг проиграю, то я контузюсь. А если выиграет
мой друг, я контузю друга.

У меня много друзей… Весь двор
заполнен друзьями! Я им каждый день сюрпризы
делаю! Я им веревочку натяну, а они идут – и
ба-бах! Им на голову пакет!!!

Я люблю играть с мальчиками и
девочками. Со всеми. Но играть люблю с младшими.
Они у меня игрушки воруют, а потом я у них. А
вообще друзья мне нужны, чтобы играть. Но вот у
нас в классе есть мальчики и девочка, с которыми
никто не дружит. Эти мальчики все время дерутся, а
девочка плохо учится. Я думаю, они себя плохо
чувствуют. Они же все время дерутся…

Если бы я мог раскрасить здесь все, то я
бы раскрасил в черный, белый, красный. Все бы
черным раскрасил, все бы думали, что ночь… Но я
боюсь темноты, поэтому потом я бы включил свет.

Вот если бы у меня был волшебный цветик
– семицветик, я бы загадал: на море поехать;
больше игрушек; машину бы себе настоящую –
самосвал, трактор, бетономешалку; полетать на
самолете как пилот; на танке с друзьями поездить:
они бы по танку лазили, а я из пушки: ба-бах!.”

Подобный педагогический прием
помогает решать не одну воспитательную задачу.

Так, изучая “портреты” школьников,
студенты могут на практике постигать
“проблемы” роста, взросления, формирования
личности младшего школьника, особенности его
психологии. Он еще не научился отвечать на
вопросы “как надо”, он непринужден, искренен,
эмоционален…Кому из смотивированных на
профессию студентов не захочется поработать с
этим ярким “персонажем”?! Мне бы очень хотелось.

Коллекция “портретов” обязательно
вручается учителю, психологу школы. Быть может,
они откроют неизвестные струнки души школьника?
А, быть может, “портрет” сохранится в добрых
руках и передастся сегодняшним малышам в личные
взрослые руки… А каждый из нас знает по опыту,
что такое подобное личное собственное творение,
созданное в детстве, значит во взрослой жизни.

Следует отметить волнение, которое
обязательно охватывает студентов перед первой
встречей с детьми (подбор одежды, отработка
мимики, жестов, слов…). Неуверенность, с которой
студенты идут на первую встречу с детьми,
трепетность… Создается впечатление, что при
встрече школьники более уверены в себе, чем
студенты. Но это и хорошо. Пусть трепетность по
отношению к детям сохранится, а позиция “Я –
учитель (пусть и молодой), значит, главный” уйдет
в забытье, как один из серьезных промахов
отечественной педагогики.

Мы со студентами пытаемся найти
нестандартные варианты знакомства с нашими
“нестандартными шкетами”. Один из известных
вариантов – творческая работа. Но выбор темы ее
– дело творчества начинающегося учителя. Как вы
думаете – много ли практиканту может рассказать
о ребенке сочинение на тему “Режим дня”?
Оказывается, много…

Вот одно из откровений на заданную
тему (орфография и пунктуация авторские).

“Жуков Женя. 3 “А” класс.
Рижим дня.
8:40, 9:00, 9.03 обычно встаю.
Ложусь 22:00, 23:30, иногда 21:40.

Утром когда встаю иногда раз в неделю
делаю упражнения для плеч. Умываюсь потом
посмотрю фильм по каналу 7. Слушаю актировку по
телефону. И еду в школу. Посли школы инагда
подерусь.

Приду со школы домой. Иногда парю ноги
но до этого я ем. Паренье ног для меня как отдых.
20.00 или 19.00 делаю уроки. Сначало русский язык
потом математику потом чтения потом поиграю
поем. Посмотрю иногда новости. И спать!”.

Студентка делает приписку: “Во
сколько что?”. Но ставит “4”.За что? За
искренность, за несоблюдение режима дня, о
котором он и знать не знает. За нестандартность…
Ведь не оценить – значит с первых дней практики
потерять доверие, которым одарил тебя твой
потенциальный ученик. А еще – это материал для
размышления учителя и родителей.


Моя уникальность.

Человек — существо социальное,
общительное. Каждый из нас – производное друг от
друга. Каждый из нас нуждается в общении и
поэтому должен бережно относиться к его
построению и сбережению. И учить этому отношению
нужно с малых лет.

Продолжаем поиск нестандартных
методик исследования личности ребенка.

Установка: ребята, представьте, что мы
друг друга не знаем. А давайте по цепочке
представимся? (И идет как по накатанной: меня
зовут…,фамилия…, я учусь в таком-то классе…
Причем, в классах вне зависимости от возраста
детей. Первый отвечающий задает тон).

А ведущий резумирует: “Друзья, вы все
представляетесь одинаково, как цыплята из
инкубатора. Неужели вам нечего больше было
сказать о себе?. А давайте попробуем рассказать о
себе побольше?”

Суть: подтолкнуть детей пристальнее
присмотреться к себе как к уникальному явлению и
к одноклассникам тоже как к явлениям
неординарным. К сожалению, не в традициях
отечественного воспитания учить детей говорить
о себе комплименты. Мы более спокойно
выслушиваем критику в свой адрес.

Задание 1: Ученики поселяют
себя в домик-треугольник, в который внесено по
вертикали краткое имя, и на каждую букву имени
предлагается придумать себе замечательную
характеристику. Все “жители домиков”
знакомятся друг с другом вслух по очереди.

Что встречаем: яркая, необыкновенная,
яростный, понимаю, активный, скромная, наивная,
смешной, синий, акробатка, сладкая, герой, ангел,
классный и дальше, дальше… К сожалению, многие
дети сбиваются на не самые положительные
характеристики (явно с нашей, взрослой подачи):
дурная, гадкая, скелет, болван, тупой…

Но, скажите, кому не покажется
привлекательным образом и уникальной личностью
ребенок, который характеризует себя так:

Толя: тонкий, отличающий, ласковый,
яркий.

Маша: милая, “ачеровательная”,
шоковая, “абоятельная”.

Надя: нежная, артистичная, дружная,
яркая.

Детям объясняем: “Если затрудняетесь
найти определение себе на какую-то букву,
пропустите. Потом мы подумаем все вместе”. И это
важно: одноклассники с радостью дают
характеристики друг другу (это ли не повод
попристальнее присмотреться друг к другу…?), а
“житель домика” выбирает, какая из них нравится
больше всего.

Резюме: видите, какие мы разные,
уникальные…

Задание 2. Я люблю. Что же мы
любим? Сейчас убедимся, что мы уникальны еще тем,
что любим разные вещи и явления. В сердечке
рисуем 4 строки, на которых обозначаем любимые
вид спорта, хобби, музыку (певец или музыкальное
направление), место (без объяснения). Заполняем.
Читаем вслух при внимательном (всегда!) отношении
слушателей.

Варианты:

- коньки, лежать, музыка тихая, кресло;

- баскетбол, математика, Орбакайте,
парк;

- коньки, свинка морская, “Руки вверх”,
в гостях и др.

Завязываются новые ниточки отношений
между детей, которые несколько лет могли не знать
друг друга – ведь общие увлечения…

Задание 3. Что мы рисуем
(рисуем по деталям)? Правильно! Солнышко! А что вы
чувствуете, когда видите солнышко? (радость,
тепло, приятно). Так вот каждый из нас может быть
и, конечно, есть солнышком, с которым радостно,
тепло, приятно! Нарисуйте солнышко. А в нем на
четырех строках напишите, какое вы солнышко.
Только не повторяемся с записями в
треугольничке! Написали. Читаем.

Варианты:

- Добрая, уважительная, сердечная и
счастливая девочка;

- интересный, опасный;

- добрый, вежливый, благополучный,
красивый, ученый;

- глаза голубые, рот красный, уши
длинные и др.

Резюме: вот видите, какие мы разные
“солнышки”, но все теплые и приятные.

Задание 4. У каждого из нас
собственная уникальная история жизни. Вспомните
какое – то событие из вашей жизни и расскажите
друг другу о нем. (Мы, взрослые, понимаем, как
детские воспоминания сближают).

Варианты:

- На меня упал кусок льда, у меня
выросла шишка;

- В отпуске у меня было 34 подруги, когда
я уезжала, они провожали меня всем стадом и др. не
менее интересное.

Резюме: вот видите, у каждого из нас
своя, уникальная история жизни.

Задание 5. Но большая и лучшая
часть вашей жизни еще впереди. И она тоже будет
уникальной. А планировать ее нужно уже сегодня.
Представьте себя через 15 (20) лет.

Варианты:

- У меня будет 20-комнатная квартира,
будет свой банк, машина, работа. И будет сын. И
любимый зоопарк.

- Я буду сниматься актером в кино. Я там
буду главным. Я там буду драться.

Абсолютное большинство даже младших
школьников мечтают о семье, детях, работе, и это
радует и дает большую информацию детям друг о
друге и классному руководителю о них.

Резюме: вот видите, какие мы с вами
непохожие, уникальные, а в начале встречи вы не
могли о себе сказать ничего кроме фамилии, имени,
номера школы…Так давайте не бояться проявлять
свою уникальность, и не мешать проявлению
уникальности других.

Вне зависимости от возраста детей,
методика всегда происходит продуктивно.
Срабатывают механизмы людского
взаимопритяжения, они позволяют придать общению
душевную привлекательность.

Стоит задача воспитания человека в
человеке. На отношении к человеку сегодня должна
выстраиваться нравственность.

Школьники должны проживать отношения
человека к человеку в процессе совместной
разнообразной деятельности. Грамотно
организованная творческая исследовательская
педагогическая деятельность – один из путей,
содействующих осмыслению отношения учеников к
самому себе как к Человеку и наделению
школьников ощущением самоценности и уважения к
уникальности других.

Следующий: