Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков


Цели

1) образовательные: раскрыть причины усиления
королевской власти во Франции;

2) развивающие: развивать умение анализировать
и сравнивать сходные исторические процессы и
явления. Развивать умение работать с картой;

3) воспитательные: воспитывать чувство
ненависти к угнетателям, вызвать у учеников
сочувствие к угнетенным.



Оборудование: карта “Англия и Франция
в 11-12 веках”, учебник Е. В. Агибаловой, Г. М.
Донского “История средних веков”.

Ход урока

Текущий контроль знаний и умений:

Задание 1- вопросы и ответы:

  1. Кто был заинтересован в объединении Франции?
  2. Какие меры принимают французские короли для
    объединения страны?
  3. Почему при Филиппе II Августе объединение страны
    пошло быстрее?
  4. С какой целью король созывал Генеральные штаты?

Задание 2- работа по карте

:

  1. Покажите на карте владения французского короля
    в 11-12 веках.
  2. Покажите на карте владения крупных феодалов -
    вассалов короля в 11-12 веках.
  3. Покажите на карте английские владения во
    Франции.

План изучения нового материала:

  1. Норманнское завоевание.
  2. Последствия завоевания.
  3. Борьба короля с крупными феодалами.
  4. Генрих II и его реформы.

1. Изучение первого вопроса плана.

Объяснение учителя.

Феодальная раздробленность коснулась
большинства стран Западной Европы. И мы на
примере Франции рассмотрели, как происходило
объединение и к чему оно привело. Сегодня мы
продолжим подобную работу, но только на примере
Англии.



Вопрос классу:

Определите, используя карту, особенности
географического положения Англии (учащиеся
должны определить, что Англия маленькая
островная страна, которую легко можно было
завоевать)

В 1066 году Англия была завоевана герцогом
Нормандии Вильгельмом.

Работа с классом.

Задание: Прочитайте отрывок из 1-го пункта
учебника и дайте характеристику этому человеку.
Какие слои населения выступили в защиту Англии?

Итак, захватив столицу Англии Лондон,
нормандский герцог стал английским королем и
получил имя Вильгельм-Завоеватель.

2. Изучение второго вопроса плана.

Объяснение учителя.

Вильгельм-Завоеватель отобрал земельные
владения у местных феодалов и раздал их своим
рыцарям. Чтобы держать в покорности завоеванную
страну, новые господа нуждались в сильной
королевской власти, Поэтому, не только
завоеватели, но и феодалы Англии стали его
прямыми вассалами.

Задание 1. Закончите фразу, написанную на доске
“Нормандское завоевание привело…” (учащиеся
должны ответить, что нормандское завоевание
привело к усилению королевской власти и началу
образования централизованного государства)

Задание 2. Прочитайте отрывок из 2-го пункта
учебника и закончите фразу, написанную на доске
“Норманнское завоевание принесло крестьянам
Англии…” ( учащиеся должны ответить, что
нормандское завоевание принесло крестьянам
Англии потерю свободы и усиление феодального
гнета ).

3. Изучение третьего вопроса плана.



Объяснение учителя.

При внуках Вильгельма-Завоевателя крупные
феодалы Англии (бароны) начали междоусобную
войну и добивались такой же независимости как во
Франции герцоги и графы. Но города в отличие от
феодалов поддерживали власть короля.

Задание. Прочитайте отрывок из 3-го пункта
учебника и ответьте на вопрос: как города Франции
способствовали усилению власти короля и
объединению страны? Кто помог королю победить
крупных феодалов?

4. Изучение четвертого вопроса плана.

Объяснение учителя.

Опираясь на рыцарей и горожан, королевская
власть одержала победу над крупными феодалами.
Король Генрих II положил все силы на то, чтобы
подчинить государство своей власти. Чтобы
укрепить власть он провел важные реформы.

Задание классу. Прочитайте 4-й пункт учебника и
определите, какие изменения произошли в
результате судебной и военной реформы.

Закрепление пройденного материала.

  1. Определите два главных последствия
    нормандского завоевания.
  2. Каковы сходные причины образования
    централизованного государства во Франции и в
    Англии?
  3. Почему образование централизованного
    государства произошло в Англии раньше, чем во
    Франции?
  4. В чем состоит значение реформ Генриха II?

Домашнее задание: параграф 25,
прочитать балладу о Робин Гуде.




Следующий: