Уроки здоровья в начальных классах



Пояснительная записка

Знать, как действовать – половина дела,
другая половина – знать, когда свершать
действия.

Иван Ефремов.

В последние годы заметно
увеличивается заболеваемость среди детей.
Причины ухудшения здоровья зависят от многих
факторов:

неправильного отношения взрослого
населения к своему здоровью и здоровью своих
детей,
– отрицательного влияния окружающей среды.
– наследственных факторов,
– нарушения правил здорового образа жизни.

Все понимают, как важно заниматься
физкультурой и спортом. Как здорово закаливать
свой организм, делать зарядку, больше двигаться,
но как трудно бывает пересилить себя, заставить
встать пораньше, сделать несколько упражнений.
Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на
“потом”, обещаем себе, что рано или поздно
начнём, но иногда становится трудно начинать.

Как воспитание нравственности и
патриотизма, так и воспитание уважительного
отношения к своему здоровью необходимо начинать
с раннего детства. По мнению
специалистов-медиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы. Почему так происходит?
Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно
считают: для ребёнка самое важное – это хорошо
учиться. А можно ли хорошо учиться, если
кружиться голова, если организм ослаблен
болезнями и леностью, если он не умеет бороться с
недугом? Очень часто родители в семье говорят
ребёнку: “Будешь плохо кушать – заболеешь! Не
будешь тепло одеваться – простудишься! Но
практически очень мало родители в семьях говорят
детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь
сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно
будет достигать успехов в учении! Главными
пороками в XXI века становятся: накапливание
отрицательных эмоций без физической разрядки,
переедание и гиподинамия. Два часа в неделю
занятий физической культуры в школе не смогут
сформировать привычку к сохранению собственного
здоровья. Значит, школа и семья должны сделать
гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь
ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье,
себя самого и оценить объективно проблемы
собственного здоровья, которые нуждаются в
немедленном решении.

Необходимо проведение уроков
здоровья, на которых следует закладывать
гигиенические навыки, негативное отношение к
вредным привычкам, обучать навыкам правильной
организации режима.

Цель:

Создание условий для
внутренней мотивации к здоровому образу жизни;
воспитание творческой, стремящейся к сохранению
физического, психологического и нравственного
здоровья личности учащихся.

Задачи:

  • привитие навыков по основам личной гигиены и
    охраны своего здоровья;
  • расширение представления о взаимосвязи
    человека с окружающей средой;
  • знакомство со строением тела человека и функций
    основных органов и систем;
  • привлечение к ежедневным физическим занятиям;
  • овладение элементарными навыками здорового
    питания.
  • Воспитательное назначение


    занятий и мероприятий здорового образа жизни
    состоит в том, чтобы научить ученика не только
    выполнять обязательные упражнения, но и
    сформировать мотив таких занятий физическими
    упражнениями и необходимость, потребность
    выполнения нормативов, а также влиять
    положительно на его духовное и нравственное
    развитие.

    Психологическое назначение




    хорошо организованных уроков здоровья – помочь
    ребёнку найти себя.

    Принципы по сохранению и укреплению
    здоровья


    – у каждого ребёнка свой потенциал здоровья,
    его нужно учитывать;
    – здоровье – это состояние организма, им нужно
    научиться управлять;
    – здоровье – это результат собственного
    творчества.

    Особенности методики преподавания ЗОЖ

    Для реализации программы меняются
    поведенческие позиции детей, педагога и
    родителей.

    У детей:

    – ориентация на личностное восприятие
    окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а
    заинтересованный исследователь, творец;
    – личная ответственность за последствия своей
    деятельности: для себя, для других людей и для
    природы;
    – сопричастность: этого достигли люди, значит,
    это доступно и мне;
    – глобальное восприятие: это нужно всем, значит,
    нужно и мне.

    У педагога:

    – не является пассивным исполнителем
    некоторой программы, а представляет творческую
    личность, которую отличает эрудиция и любовь к
    детям,
    – придерживаться требований личностно –
    ориентированного подхода к развитию
    индивидуальности каждого ребёнка.

    У родителей:



    – заинтересованность каждого в
    укреплении здоровья своего ребёнка;
    – быть активным участником здоровьесберегающих
    мероприятий.

    Способы действия


    – Мониторинг физического состояния
    учащихся в начале учебного года и в конце.
    – Проведение консультаций для родителей по
    проблеме сбережения здоровья детей.
    – Открытые уроки здорового образа жизни.
    – Спортивные праздники и дни туризма.
    – Чествование учащихся и родителей, активно
    занимающихся спортом.
    – Демонстрация достижений учащихся в спорте, в
    победе над самим собой и над своими недугами.
    – Встречи с ветеранами спорта и ныне
    побеждающими спортсменами.
    – Знакомство учащихся с историей развития
    спорта в мире, стране, в школе.
    – Проведение физкультминуток и гимнастики для
    глаз на уроках.
    – Конкурсы на лучший комплекс утренней
    гимнастики, лучшее меню дня.
    – Беседы и викторины о рациональном питании.
    – Проведение подвижных игр на школьных
    переменах.
    – Организация летней оздоровительной площадки
    при школе.
    – Психологическая диагностика и помощь детям с
    отклонениями в поведении и школьной
    неуспеваемостью.
    – Обобщение результатов по общей характеристике
    состояния: работоспособность, успеваемость,
    утомляемость детей.

    Ожидаемые результаты


    – Сохранение и развитие здоровья
    учащихся.
    – Снижение уровня заболеваемости детей
    простудными заболеваниями, заболеваниями
    позвоночника и глаз.
    – Стремление школьников к заботе о своём
    здоровье.
    – Овладение умением вести здоровый образ жизни:

    • физическое совершенствование,
    • психическое здоровье,
    • социальная безопасность,
    • правила гигиены.

    – Социальная адаптация (средствами
    образования) детей с проблемами в развитии;
    детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    Темы занятий

    1 класс

    Для учащихся:



    1. Твоё здоровье – Что это? Можно ли самому
    “творить здоровье”?
    2. Твой новый режим дня.
    3. Зарядка в стране Спортландии.
    4. Настроение в школе. Как настроить себя на урок?
    5. Настроение после школы.
    6. Поведение в школе. Я – ученик.
    7. Бег в стране Спортландии.
    8. Прыжки в стране Спортландии.
    9. Сменная обувь – зачем она?
    10. Игровая программа. Конкурсы с кубиками.
    11. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон
    полезным?
    12. Игровая программа. Эстафеты с мячом.
    13. Хорошее питание – отличное настроение.
    14. Уход за руками и ногами.
    15. Игровая программа. Упражнения с воздушными
    шарами.
    16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

    Для родителей:

    1. Что такое валеология? Зачем нужно знать об
    этом в современную эпоху?
    2. Ваш ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.
    3. Мотивация учения.
    4. Как регулировать настроение ребёнка после
    школы?
    5. Как относиться к ребёнку-школьнику?
    6. Одежда школьника, учебные принадлежности и
    здоровье ребёнка.
    7. Нужен ли первокласснику дневной сон?
    8. Чем кормить первоклассника?
    9. Экологическая проблема сегодняшнего дня –
    мыть руки как можно чаще.

    Темы занятий

    2 класс

    Для учащихся:

    1. Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как
    сохранить зрение?
    2. Одевайся по погоде.
    3. Спорт в жизни людей.
    4. Значение осанки в жизни человека.
    5. Здоровье и питание.
    6. Движение – путь к совершенству. (Игры дома, в
    школе, на улице.)
    7. Гигиена в стране Спортландии.
    8. Инфекция и её предупреждение.
    9. Сколько времени в день можно проводить у
    телевизора.
    10. Игровая программа. Упражнения с газетой.
    11. Дружи с водой.
    12. “Тихий вечер”. Как организовать вечерний
    досуг в семье?
    13. Игровая программа. Конкурсы с платком.
    14. Отдых на природе. Куда девать мусор?
    15. Игровая программа.Эстафеты с обручами.
    16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

    Для родителей:

    1.Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой
    психикой.
    2. Одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе.
    3. Осознанный подход к питанию.
    4. Лыжи и семья.
    5. Предупреждение инфекционных заболеваний.
    6. Телевизор и дети.
    7. Вода и здоровье. Закаливание.
    8. Вечер в семье. “Строгие и грубые родители” –
    как это отражается на здоровье детей.
    9. Отдых на природе с детьми.

    Темы занятий

    3 класс

    Для учащихся:

    1. Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже
    заботиться о своём здоровье?
    2. Как воздух влияет на здоровье?
    3. Игровая программа. Упражнения с книгой.
    4. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать
    класс?
    5. Чистота в твоём доме. Чистота и здоровье.
    6. Бег и преодоление препятствий.
    7. Прыжки в повседневной жизни.
    8. Домашний сад. Цветы.
    9. Домашний зоопарк.
    10. Игровая программа. Конкурсы с пластиковой
    бутылкой.
    11. Здоровье и цветущие растения.
    12. Сохраним природу – сохраним здоровье.
    13. Движение есть жизнь.
    14. Игровая программа. Эстафеты с мячами.
    15. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?
    16. Спортивный праздник (с родителями).

    Для родителей:

    1. Гимнастика для глаз.
    2. Воздух, которым мы дышим. Экологические
    проблемы.
    3.Здоровье и наша квартира.
    4. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье.
    5. Цветы в нашем доме.
    6. Животные в доме. Их влияние на настроение
    ребёнка и его воспитание.
    7. Экологические проблемы воды.
    8. Аллергия и цветущие растения.
    9. Охрана природы – залог здоровья.

    Темы занятий

    4 класс

    Для учащихся:

    1. Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть и
    ходить красиво?
    2. Улыбка – залог успеха и здоровья.
    3. Цвет и настроение.
    4. Народные праздники, их традиции и здоровье.
    5. Игровая программа. Эстафетыс гимнастической
    палкой.
    6. Бег в нашей жизни.
    7. Вредные привычки.
    8. Прыжки и воспитание характера.
    9. Что готовили наши прабабушки?
    10. Аптека на подоконнике.
    11. Игровая программа. Упражнения с гантелями.
    12. Витамины ядом с нами.
    13. Как загорать, чтобы было полезно?
    14. Игровая программа. Конкурсы со скакалкой.
    15. Как подготовить себя к обучению в 5 классе?
    16. Спортивный праздник (с родителями).

    Для родителей:

    1. Особенности возраста. Учебная нагрузка.
    2. Психологический климат в семье.
    3. Курение и здоровье.
    4. Народные традиции и обычаи.
    5. Блюда русской кухни – залог здоровья.
    6. Комнатные растения для лечения.
    7. Рецепты наших предков.
    8. Дождь, загар и наше здоровье.
    9. Психологическая подготовка детей и родителей к
    школе второй ступени.

    Список литературы

    1. Ю.П. Азаров “ Семейная педагогика” 1993 г.
    2. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и
    уроки здоровья” 2004 г.
    3. Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г.
    4. Ю.И. Портных “Дидактические основы
    использования игр в физическом воспитании,
    образовании и спорте” 1994 г.
    5. Журнал “Практика административной работы в
    школе” 2006 г.

    Приложение

    Фото




    Следующий: