Уроки здоровья как средство формирования здорового образа жизни учащихся

Проблема воспитания здорового поколения
приобретает в настоящее время важное значение.
Очевидно, что общеобразовательная школа должна
сыграть ключевую роль в ее решении. Современной
школе нужны педагоги, которые в состоянии понять,
что здоровье учащихся зависит от их
гигиенической грамотности и культуры поведения,
от образа жизни в целом. Таких учителей готовят
педагогические вузы страны, в том числе и
Армавирский государственный педагогический
университет. Преподаватели кафедры биологии,
медицинской подготовки и безопасности
жизнедеятельности проводят ежегодные
научно-практические конференции по проблемам
валеологии, участвуют в семинарах по вопросам
формирования культуры здоровья учащихся,
выступают в школах с тематическими беседами по
гигиеническому воспитанию. При рассмотрении
вопросов методики проведения бесед с детьми и
подростками обращаем внимание на применение
активных форм воспитательной работы, в процессе
обучения действиям, составляющим умения и
навыки, используется прием подражания, вхождения
в роль. Например, во время ролевой игры по теме
“Гигиена и здоровье школьника” студенты играют
роль специалистов (врачей-педиатров, наркологов,
окулистов и др.).

На практических занятиях по дисциплинам,
изучающим организм человека, применяются такие
методики преподавания, которые формируют
социальную потребность быть здоровым. На
занятиях студенты оценивают свое поведение, свои
действия в той или иной ситуации. Это ведет к
осознанному выполнению гигиенических
требований. Подобная работа помогает обращать
внимание студента — будущего педагога на свое
здоровье и здоровье воспитанников. Знания,
полученные на занятиях, будущие учителя
закрепляют во время педагогической практики в
школе и в условиях оздоровительных летних
пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы
постоянно включаем в тематику
научно-исследовательской и
учебно-исследовательской работы студентов. Под
нашим руководством будущие педагоги участвуют в
проведении профилактических дней в школах
города Армавира, выступают среди учащихся по
вопросам здорового образа жизни. Стало уже
традицией проведение конкурсов газет и плакатов,
посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом и
экологической конференции накануне Всемирного
дня здоровья.

В первые годы обучения в школе необходимо
формировать у детей гигиенические знания, умения
и навыки. Важно, чтобы школа для ребенка стала
вторым домом, в котором он должен чувствовать
заботу не только об успеваемости, но и о здоровье
и безопасности. Поэтому особое внимание мы
уделяем подготовке будущих учителей начальной
школы, которые изучают физиологические и
психологические особенности детского организма.
К сожалению, вопросы гигиенического воспитания
не выделяются в специальную дисциплину по
независящим от нас причинам. А вопросы
формирования здорового образа жизни
рассматриваются в дисциплинах кафедры в
основном на первых курсах – таковы особенности
учебных планов. Хотя известно, что процесс
валеологического образования должен быть
непрерывным.

Дети младшего школьного возраста наиболее
восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому
именно начальная школа должна формировать
культуру здоровья. Эта работа требует от
педагогов нетрадиционных подходов. Одним из
возможных путей решения этой проблемы может
стать проведение “Уроков здоровья” в начальном
звене общеобразовательной школы.

Уроки здоровья – наиболее удачная технология
оздоровления, которая применяется для того,
чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья.
На обычных уроках биологии сведения о здоровье –
это далекая от жизни теория. Знания же,
полученные на “Уроках здоровья” используются
учащимися в повседневной жизни. Такие уроки
являются своеобразным полигоном для
осуществления самостоятельной работы над собой,
своим телом, психикой. Они могут проводиться в
виде ролевой игры. Играя, дети легко и с интересом
овладевают навыками управления своим здоровьем.
Игры и конкурсы способствуют развитию умений и
навыков, которые позволяют успешно
взаимодействовать с окружающей средой и людьми.
Дети учатся понимать при каких условиях среда
обитания (школа, улица, жилище) безопасны для
жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои
внешние данные, свое развитие как естественный
процесс, который зависит от разумного поведения.



Проведению уроков здоровья мы готовим
студентов перед выходом на педагогическую
практику. Для них читаются дисциплины
“Гигиенические основы образования учащихся”,
“Основы медицинских знаний”, “Здоровый образ
жизни”, “Охрана репродуктивного здоровья”,
“Профилактика употребления психоактивных
веществ”. Овладение методиками воспитания
культуры здоровья является важным и социально
необходимым этапом в период профессиональной
подготовки будущих учителей начальной школы.

Несколько лет при кафедре работает “Школа
здоровья”, в рамках которой студенты — волонтеры
проходят соответствующую подготовку по разным
направлениям воспитания школьников –
патриотическому, экологическому,
антинаркотическому и валеологическому. При
“Школе” возникло волонтерское движение
студентов “За здоровый образ жизни”, которое
ставит следующие задачи:

  • формирование нового здорового поколения;
  • вовлечение молодежи в работу по профилактике
    наркомании;
  • формирование у детей и подростков негативной
    установки на употребление психоактивных
    веществ;
  • содействие личному росту и самореализации;
  • формирование потребности помогать нуждающимся
    в помощи;
  • организация мероприятий, способствующих
    ориентации молодежи на здоровый образ жизни.

Негативные тенденции в состоянии здоровья
подрастающего поколения, остро проявляющиеся в
последние годы, ставят перед учебными
заведениями новые задачи. Среди них наиболее
важными являются:

  • воспитание потребности быть здоровым;
  • формирование у школьников научного понимания
    сущности здорового образа жизни;
  • формирование практических умений и навыков
    здоровой жизнедеятельности.

Нами разработана образовательная программа по
валеологии “Школа здоровья”. Она предназначена
для работы с детьми, обучающимися в
школе-интернате слепых и слабовидящих детей. Это
дети, имеющие определенные патологии органа
зрения, поэтому мы учитываем особенности работы
с такими детьми. Основная цель программы –
пробудить у детей и подростков интерес к себе,
своему здоровью; формировать безопасное
поведение детей с ограниченными возможностями.
Студенты — волонтеры социально-педагогического
факультета проводят “Уроки здоровья”, которые
содержат познавательный материал,
соответствующий возрастным особенностям детей в
сочетании с практическими заданиями,
необходимыми для формирования умений и навыков.
Содержание уроков наполнено сказочными
персонажами и игровыми моментами. Даже самые
сложные темы, касающиеся анатомии и физиологии
человека, разработаны и представлены в
интересной, увлекательной форме. Некоторые уроки
здоровья удается проводить в виде
театрализованных представлений.

В рамках волонтерского движения молодежи
города Армавира преподаватели кафедры
организовали очередной этап работы “Школы
здоровья”, направленный на распространение
знаний по профилактике инфекционных
заболеваний. Так, студенты второго курса
филологического факультета провели Урок
здоровья в необычной форме: “Суд” над СПИДом. Об
этом писала городская газета “Армавирский
собеседник” в январе 2008 года. “Судебное
заседание” прошло в школе-интернате для
слабовидящих детей. Перед студентами стояла
непростая задача: силой голоса, особой
интонацией передать трагедию поломанных судеб,
загубленных надежд. На скамье подсудимых
оказались “Казанова”, “Нерадивый лекарь”,
“Распутница”. Каждый из них пытался оправдать
себя жизненными неудачами, роковым стечением
обстоятельств. Однако в большинстве случаев
синдром приобретенного иммунодефицита –
наказание за аморальный образ жизни, кара за
распущенность. Жертвы СПИДа: “Любовь”, “Жизнь”,
“Детство” призывали ребят не рисковать своими
мечтами, огромным и прекрасным миром, который
ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Обучение и воспитание студентов – будущих
учителей важно начинать с самого главного – с
умения постоянно охранять здоровье своих
питомцев и свое собственное. Каждый педагог
должен понимать, что никакие новации, никакая
инициатива и творчество не должны идти впереди
заботы о здоровье ученика.




Следующий: