Уроки химии при переходе на новые образовательные стандарты

Химия наука творческая и все методы и идеи
Научной школы А.В.Хуторского должны быть ей
присущи!

Давайте рассмотрим, как и какие методы лучше
использовать при переходе на новые
образовательные стандарты.

В основе новых образовательных стандартов
лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному
образованию; проектирование и
конструирование развивающей образовательной
среды
для обучающихся; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; построение
образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.

Согласно стандарту выпускник, должен иметь
следующие личностные характеристики в отношении
предмета химии:

  • креативный и критически мыслящий, активно и
    целенаправленно познающий мир, осознающий
    ценность науки, труда и творчества для человека и
    общества, мотивированный на образование и
    самообразование в течение всей своей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания
    окружающего мира, мотивированный на творчество и
    современную инновационную деятельность;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный
    осуществлять учебно-исследовательскую,
    проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный,
    уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои
    обязанности перед семьёй, обществом,
    государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести
    конструктивный диалог, достигать
    взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий
    правила здорового и экологически
    целесообразного образа жизни, безопасного для
    самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии,
    понимающий значение профессиональной
    деятельности для человека и общества, его
    устойчивого развития.

Считаю, что каждый человек с рождения хочет
развиваться, просто он не всегда знает, как это
делать, в силу обстоятельств или недостатка
опыта.

По
мнению А.В. Хуторского и его Научной школы , у
каждого человека есть своя система координат, по
отношению к которой он живет и действует,
устанавливает ценностные основания, реализует
свой путь. Каждому человеку предоставляется
право
на собственную систему координат, на индивидуальную
траекторию движения по отношению к ней
. К любым
другим системам он может, а в ряде случаев должен
относиться, согласовывать с ними свои принципы и
действия, принимать их, например, осуществляя
деятельность в рамках группы, коллектива, школы,
вуза, региона, страны и т.п.

Речь идёт о том, что человек, каким бы
потенциалом он не обладал, живёт “здесь и
сейчас”, т.е. вынужден адаптироваться к
окружающей среде во всех её формах: культурных,
семейных, производственных, природных и
технических.

Целевые установки Научной школы: проектирование
и реализация таких типов и форм образования,
которые обеспечивают личностную
культурно-историческую самореализацию человека
на основе его эвристической, продуктивной,
рефлексивной деятельности.

Человекосообразность – ключевой термин
Научной школы А.В. Хуторского, идея о
неисчерпаемых возможностях человека и
образовании, как средстве реализации этих
возможностей.

Научные дисциплины, в рамках которых
рассматривается идея человекосообразности
образования, это философия, педагогика,
психология, дидактика, педагогическая
инноватика, методология образования, методики
обучения, а также другие научные и практические
области, в том числе и химия как наука и учебная
дисциплина.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в
создании условий, содействующих его
интеллектуальному и творческому росту. Такие
условия могут быть созданы в креативной
образовательной среде. Данная среда
предоставляет каждому обучающемуся возможность
(самостоятельного или во взаимодействии с
педагогом, выступающим в роли старшего товарища,
партнёра) формирования индивидуализированной
образовательной траектории. Содержание
образования, способы общения обучающегося со
знанием в образовательной среде должны
максимально подстраиваться под особенности
конкретного человека, в направлении учета
реальных психологических механизмов
интеллектуального развития личности,
когнитивного стиля и ментального опыта каждого.

Итак, согласно ФГОС изучение предметной
области “Естественные науки” должно
обеспечить:

  • сформированность основ целостной научной
    картины мира;
  • формирование понимания взаимосвязи и
    взаимозависимости естественных наук;
    сформированность понимания влияния
    естественных наук на окружающую среду,
    экономическую, технологическую, социальную и
    этическую сферы деятельности человека;
  • создание условий для развития навыков учебной,
    проектно-исследовательской, творческой
    деятельности, мотивации обучающихся к
    саморазвитию;
  • сформированность умений анализировать,
    оценивать, проверять на достоверность и обобщать
    научную информацию;
  • сформированность навыков безопасной работы во
    время проектно-исследовательской и
    экспериментальной деятельности, при
    использовании лабораторного оборудования.

Изучение химии на базовом уровне должно
обеспечить:

1) сформированность представлений о месте химии
в современной научной картине мира; понимание
роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения
практических задач;

2) владение основополагающими химическими
понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование
химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного
познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение
обрабатывать, объяснять результаты провед?нных
опытов и делать выводы; готовность и способность
применять методы познания при решении
практических задач;

4) сформированность умения давать
количественные оценки и проводить расч?ты по
химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при
использовании химических веществ.

6) сформированность собственной позиции по
отношению к химической информации, получаемой из
разных источников.

Изучение химии на профильном уровне – должно
отражать:

1) сформированность системы знаний об общих
химических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать
свойства неорганических и органических веществ,
объяснять закономерности протекания химических
реакций, прогнозировать возможность их
осуществления;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на
основе знаний о составе, строении вещества и
основных химических законах, проверять их
экспериментально, формулируя цель исследования;



4) владение методами самостоятельного
планирования и проведения химических
экспериментов, соблюдая правила безопасной
работы с веществами и лабораторным
оборудованием; сформированность умений
описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;

5) сформированность умений прогнозировать,
анализировать и оценивать последствия бытовой и
производственной деятельности человека,
связанной с переработкой веществ, с позиций
экологической безопасности.

Согласно вышеизложенному, целесообразно
изменить и саму методику преподавания химии.

Методика химии — это педагогическая наука,
включающая содержание, методы, средства и
принципы обучения предмету, а также формы
организации занятий по химии и контроля за
результатами усвоения материала, компетенциями
и компетентностями сформировавшимися в процессе
изучения химии.

Компетенция – это социальная норма к
подготовке ученика для его качественной
деятельности.

Компетентность – это владение компетенцией,
т.е. качество ученика.

На уроках химии наиболее эффективными являются
методы:

1) общенаучные: наблюдение, эксперимент, анализ,
синтез, моделирование, прогнозирование,
описание, измерение, умение обрабатывать,
объяснять результаты проведенных опытов и
делать выводы, готовность и способность
применять методы познания при решении
практических задач;

2) непосредственно химические методы:
химический эксперимент, анализ и синтез новых
веществ.

Важнейший метод в химии — это непосредственное
изучение веществ и химических явлений:

1) наблюдение (этапы):

  • целеполагание;
  • определение существенных признаков объекта и
    условий, в которых проводится наблюдение;
  • фиксация полученных результатов;
  • анализ.

2) эксперимент (целенаправленное и
контролируемое воздействие на объект
исследования в данных условиях и активная
учебно-познавательная деятельность).

  • Анализ (например, определение химического
    состава вещества).
  • Синтез (например, получение новых веществ путем
    химических реакций).

Формами организации занятий по химии, следует
выбрать: исследовательские проектные работы и
работы по моделированию.

Если пропустить все эти методы и формы обучения
через призму человекосообразности, как
основного принципа Научной школы А.В.Хуторского,
и выделить основные компетенции, которые можно
развивать в предметной области химии, то получим
следующий перечень:

Образовательная компетенция: знания,
умения, навыки об основных объектах химии (атом,
молекула, вещество, свойство).

Ключевые компетенции:

  • Ценностно-смысловые — основные понятия химии,
    например: вещество, химическая реакция;
  • Общекультурные: формирование целостной картины
    мира, понимание роли химии в системе наук;
  • Учебно-познавательные – исследование вещества,
    его свойств, получение и применение веществ;
  • Информационные – получение и создание
    информации об основных понятиях химии;
  • Коммуникативные – общение с учителем,
    учениками, учеными в процессе познания;
  • Социально-трудовые – проектирование и
    моделирование, и освоение основных навыков
    работы над проектом, экологически
    целесообразный образ жизни, безопасный для
    самого человека и других людей;
  • Личного саморазвития – развития
    индивидуальных качеств в процессе обучения.
  • На своих уроках, профильных и факультативных
    занятиях мне удалось реализовать принцип
    человекосообразности, развивая компетентности
    обучающихся следующим образом.


    Форма занятия Методы Компетенции
    Уроки химии Наблюдение, эксперимент,
    проекты, моделирование, рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Профильные занятия Построение ИОТ, самопознание и
    самореализация по отношению к себе и миру ,
    наблюдение, эксперимент, проекты, моделирование,
    рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Элективные курсы Наблюдение, эксперимент,
    моделирование, исследования, самопознание и
    самореализация по отношению к себе и миру ,
    рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Факультативные занятия Наблюдение, эксперимент,
    моделирование, исследования, проекты,
    самопознание и самореализация по отношению к
    себе и миру , рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Дистанционные эвристические
    олимпиады
    Наблюдение, эксперимент,
    моделирование, исследования, проекты,
    самопознание и самореализация по отношению к
    себе и миру, рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Дистанционные предметные недели Наблюдение, эксперимент,
    моделирование, исследования, проекты,
    самопознание и самореализация по отношению к
    себе и миру, рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования
    Дистанционные конкурсы Наблюдение, эксперимент,
    моделирование, исследования, проекты,
    самопознание и самореализация по отношению к
    себе и миру , рефлексия
    Учебно-познавательные,
    информационные, коммуникативные,
    ценностно-смысловые, социально-трудовые,
    общекультурные, личностного
    самосовершенствования

    Таким образом, при переходе на новые
    образовательные стандарты в преподавании химии,
    целесообразно использовать основные принципы и
    идеи научной школы А.В.Хуторского, а именно:

    • Человек – творец.
    • Человек – неисчерпаем.
    • Его возможности безграничны.
    • Миссия человека – самопознание и
      самореализация по отношению к себе и миру.
    • Смысл образования человека – реализация его
      возможностей.

    Презентация




    Следующий: