Уроки восприятия в курсе ИЗО

Искусство — это особый вид человеческой
деятельности, который развивается по своим
специфическим законам.

Законы развития искусства должны лечь в
основание уроков восприятия в курсе ИЗО, точно
так же, как математические законы лежат в
основании школьной математики, а физические
законы — в основании школьной физики.

Однако законы математики,
естественных наук или языка сегодня более или
менее отсортированы. Из них выделены наиболее
элементарные, которые и являются предметом в
школе. В преподавании предметов эстетического
цикла все пока еще не так однозначно. Этой
областью человеческой деятельности занимаются
либо практики, которые создают произведения
искусства, не всегда вдаваясь в смысл внутренних
закономерностей, либо искусствоведы. Последние
как раз и занимаются специально законами
искусства. Но по традиции и в силу сложности
предмета исследования каждый искусствовед
работает только в своей области, являясь
довольно узким специалистом. Существует, правда,
область знаний, которая специально изучает
сущность красоты вообще, в любых ее проявлениях -
эстетика. Но это философская наука. Построения ее
сложны и требуют как знакомства с конкретными
областями искусства, так и знания общих
философских категорий. Для школьников этот
уровень пока еще сложен.

Таким образом, закономерности
искусства в целом во всем его многообразии,
сегодня не изучает ни одна наука. Поэтому
выделить элементарный, »школьный» уровень
изучения искусства пока еще трудно. C другой
стороны, потребность в этом необычайно велика.
Сегодня, после мировых катаклизмов ХХ века, мы
как никогда понимаем, что художественная
культура прошлого – это не культура прошедшего.
Культура – это не пейзажи, мелькающие в окнах
поезда истории, которые можно просмотреть и
выбросить из головы. Она “вырастает” подобно
дереву, в котором каждый следующий слой
покрывает предыдущий и каждая плодотворная
ветка не только разветвляется, но и даёт плоды.
Вот плоды эти и есть те произведения искусства,
которыми мы можем наслаждаться. Не надо только
забывать, что созданы эти плоды не для нашего
наслаждения, а для продолжения себя – в каждом из
плодов есть семена будущих растений
(направлений, стилей, гениальных озарений).
Закономерности роста этого “древа искусства” и
призваны изучать уроки восприятия в курсе ИЗО.
Это очень важно: изучать закономерности, а не
просто эмоционально восторгаться красотой
произведения искусства.

Поэтому здесь и не место пустому
эмоционально восторженному восхищению. Часто
учитель хочет не научить чему-то, а поразить,
восхитить. И на этом его роль заканчивается.
“Посмотрите, как это красиво!” — типичное
восклицание такого учителя. А если ребёнок в
ответ решается заметить, что это ему вовсе не
нравится, то следует обвинение в отсутствии у
него чувства прекрасного. При этом забывается,
что важнейшими условиями понимания явлений
художественной культуры является знание ответов
на вопросы: “Как сделано то, чем мы восхищаемся?”
и “Почему оно сделано так, а не иначе?”. То есть в
искусстве необычайно важны два компонента –
технология и смысл. Они и должны составлять
основное содержание уроков по восприятию.

Сегодня уже накопилось большое
количество самых разнообразных программ,
учебников и учебных пособий по ИЗО, в которых
отводится место и для уроков воспитания, где
довольно отчётливо прослеживается желание
авторов этих программ дать историческое
развёртывание художественной культуры и
стремления научить разбираться в основах разных
видов искусства.

Обилие программ и их разно
направленность свидетельствует о периоде
становления предмета. Однако главной проблемой
учителя в проведении уроков восприятия сегодня
является слабая методическая подготовка,
незнание и неумение использовать современные
технологии обучения. А для результативного
проведения таких уроков необходимо уметь
творчески подходить к планированию, а не
проводить их по традиционной схеме. Важно давать
творческие задания, в которых выявлялись бы все
особенности изучаемой темы, где творчество
разворачивается не на уровне творения
прекрасного, а на уровне его осмысления. Это либо
осмысление связи между явлениями внутри
художественной культуры (отдельными
произведениями, жанрами, видами искусства,
стилями, художественными эпохами национальной
культурой), либо связи между явлениями
художественной культурой и внутренним миром
ученика.

Для достижения этих целей я использую
различные педагогические технологии (мозговой
штурм, ассоциации, стратегию “кубики”…) Это
позволяет выработать у учащихся:

1.Умение анализировать, синтезировать.

2.Позволяет развить ассоциативное
мышление.

3.Сравнений личного опыта и научной
информ.ации

4.Умение ставить вопросы.

5.Мотивация к глубокому изучению.

6.Коммуникативные особенности работы в
группах.

7.Создание ситуации успеха.

8. Значимость коллективной работы.

9.Свобода выбора.

10.Мотивация.

11.Ответственность за собственное
обучение.

12.Умение беречь время. Мониторинг.

Развитию креативного мышления
способствуют следующие задания:

  • сравнительное описание произведений
    искусств одного стиля, одной эпохи (архитектура +
    одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка)
    все или по частям;

  • психологический портрет человека по
    произведениям: портрету, натюрморту, пейзажу,
    интерьеру, архитектурному сооружению;

  • портрет героя и портрет автора;

  • свободная фантазия о смысле (о чём
    произведение?);

  • проектирование зданий: школы, дома,
    дачи в определённых стилях или совокупности
    стилей и т.д. и т.п.

Далее привожу разработку урока
восприятия в 7 классе.

Урок восприятия искусства имеет место
в программном материале изучения ИЗО в 7 классе 3
четверть (М., “Просвещение” 1997г.). Он является
логическим продолжением уроков по теме
“Изобразительное искусство западных стран” и
выводит на изучение реалистического искусства.

Выбранная структура урока рациональна
для решения задач т.к. позволяет достичь цели. В
плане урока указаны все логические связи для
каждого этапа. Акцент делается в основном на
связь творчества художников-импрессистов с
жизнью, на передачу впечатлений от жизни на новую
живописную технику, на термины (планер,
пуантилизм…). Главный акцент: искусство
импрессионистов было по сути искусством
реалистическим.

На уроке используется методы
проблемного изложения, проблемная дискуссия;
познание материала ведется на основании
таксономии Блома (6 уровней):

  • знание:

    поиск фактов, умение
    вспоминать (охарактеризовать работы художников,
    узнавать их, называть авторов);

  • понимание:

    интегрирование
    (сравнение музыкальных и художественных
    произведений, сходства и различия);

  • применение:

    использовать в других
    (новых) условиях (эксперимент, практическая
    работа);

  • анализ:

    раскрытие отношений
    раздробления материала на составные части,
    определение их путём систематизации, найти
    связь, связать, разделить, классифицировать
    (выделение тем и жанров, в которых работали
    импрессионисты);

  • синтез

    : создание целого из частей,
    формулировать, выдвигать гипотезы (вывод,
    основные характеристики стиля и дальнейшее его
    развитие.)

Средства обучения перечислены в плане
урока и необходимы для достижения цели.

Высокая работоспособность школьников
должна быть обеспечена интересом к учебному
материалу.

Рациональное использование времени
обеспечено хорошо продуманным и составленным
планом, соблюдением всех этапов урока.

Тема: Искусство импрессионистов. 7 класс

Цель: Познакомить учащихся с творчеством
французских художников импрессионистов.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с шедеврами
    изобразительного искусства второй половины XIX
    века, раскрыть их гуманизм, демократическую
    направленность, стремление художников показать
    людям красоту окружающего мира.
  2. Показать связи творчества импрессионистов с
    жизнью эпохи, в которой они жили и актуальность
    их творчества для решения задач нашего времени –
    не только познание законов природы, но и любви к
    ней.
  3. В процессе преподавания темы углубить у
    семиклассников понимание роли и возможности
    искусства в познании законов материального мира,
    закономерности постоянного развития
    художественных средств познания и отражения
    действительности.
  4. Средства обучения: репродукции французских
    художников импрессионистов; грамзапись Клод
    Дебюсси – Три ноктюрна: облака, празднества,
    сирены, Морис Равель – Паванна, Болеро.

Записи на доске: имена композиторов,
художников; темы произведений художников и
жанры, пленер; эпиграф. “Мы стремимся постичь
этот мир доброты.” Г.Апполинер “Музыка
начинается там, где слово бессильно” К. Дебюсси.

Этапы урока Их логический смысл Активизация деятельности
учащихся
1.Литературный и музыкальный эпиграф.
К.Дебюсси Три ноктюрна.
Эпиграфы направляют мысли учащихся на
поиск гуманистических основ творчества
импрессионистов.
1. О чем эта музыка?

2. Какие ассоциации
возникли у вас, когда вы ее слушали.

2.Повторение музыкального эпиграфа.
Обращение к работам А.Сислея.
Формирование проблемы.

Начало
установления связей творчества импрессионистов
с проблемами XX века “Человек и природа”.

1. Какой смысл мы вкладываем в понимание
“чистое искусство”?

2. Можно ли считать
произведение А.Сислея “Потерянный день в
Вене”чистым искусством?

3. Нужно ли такое искусство людям?

3.Анализ работ К.Монс “Уголок сада в
Монгирон”, “Пруд в Монтерос”.
Разработка проблемы. Раскрывается тема
импрессионизм и природа. Пленер, разнообразие
живописных средств познания и изображения мира.
Анализ поручен ученикам – соавторам по
разработке урока.
4. 3ряд К.Моне Бульвар Капуцинок в Париже,
К.Лиссаро “Бульвар Монмантр в Париже” Тема
современного города в творчестве
импрессионистов.
Формулировка проблемы: Современный
город не чудовище, а место где живут люди, родина
этих людей. Новые художественные средства.
1. Определить тему и жанр произведения.

2.
Каким видели современный промышленный город и
его обитателей художники импрессионисты.

3.Почему тема современного города стала одной
из ведущих в искусстве импрессионистов?

5.Женские образы О.Ренуар “Портрет
Жанны Самарии” , “Портрет девушки с веером”
Герои Ренуара простые горожанки.
Гуманизм творчества.
6 .Прослушивание отрывка К.Дебюсси, три
ноктюрна, облака, празднества.

Стихотворение
читает ученик Поль Верлен поэт – символист о
творчестве импрессионистов. Беседа
(сопоставление импрессионизма в музыке и ИЗО).

Красочная оркестровая палитра Дебюсси.

Понять общие черты в музыкальном
импрессионизме и изобразительном творчестве,
живописность в творчестве Дебюсси.
1. Что общего импрессионизм имеет в ИЗО и
музыке?

2 .Какие темы волнуют импрессионистов.
Назвать некоторые из картин.

7.Вновь звучит музыка М.Ровель
“Болеро”. Репродукции на доске. Учитель
называет авторов и дает название произведениям.
Финал урока. Закрепление впечатлений
учащихся от встреч с искусством.
Работа учащихся с акварельными
красками формат 1/2 альбомного листа. Изобразить
свое настроение.
8.Домашнее задание Закрепление и применение полученных
знаний.
Выполнить открытку с букетом цветов в
стиле импрессионистов для подарка маме к
празднику “8 Марта”.

Сценарий урока

Записать на доске: название темы,
имена художников, название произведений о
которых пойдет речь на уроке, понятие
импрессионизм, пленер, пуантолизм.

Урок начинается музыкальным
эпиграфом. В классе звучит фрагмент К.Дебюсси.
“празднества”. На уроке учащимися предстоит
понять, что искусство художников теснейшим
образом было связано с жизнью и по своей сути
было искусством реалистическим. Важно, чтобы
учащиеся почувствовали общее в передаче жизни
природы в искусстве художников импрессионистов
и их современников М.Равеля и К. Дебюсси.

Подготовка завязки урока и восприятие
учащимися новой темы в изобразительном
искусстве, впервые появившейся именно в
творчестве импрессионистов – тема
промышленного города.

Подведение итогов урока

. Обратная
связь проявляется в практической работе:
показывает настроение учащихся, их впечатление
от встречи с искусством.

Каждой маме будет приятно в день 8
Марта получить в подарок яркий, “свежий” букет
цветов, выполненный руками собственных детей –
домашнее задание.

Следующий: