Уроки толерантности: игра Радуга — мост Дружбы

Введение

Сложившаяся в стране демографическая ситуация в первую очередь негативно отозвалась в учреждениях образования. Повсеместно по России стало снижаться количество детских садов и школ. Не обошла стороной эта проблема и наш Козловский район. Нет необходимости говорить о статистике, но по сложившимся обстоятельствам (а именно одна из школ города из «средней общеобразовательной» пересруктуризировалась в «основную») в нашу школу перешел в полном составе целый класс со своим классным руководителем. Что ни говори, а получилось немного похоже на «государство в государстве».
Казалось бы взрослые люди, а все равно в речи многих педагогов нет-нет, да и проскользнет слово «не наши дети», «та школа» и многое другое. А что же говорить о детях. 11 класс, проучившийся в нашей школе столько лет (точнее 10), считал себя «хозяином» школы и ревностно относился к любым похвалам в адрес «новеньких». Да и сами вновь прибывшие не особенно старались сразу стать полноправными членами коллектива. Так например, по сценарию «Первого сентября», учащиеся 11-х классов должны были выходить по одному на крыльцо и следовать на свое место на линейке, а ведущий тем временем называл их имена (задумка такая: «хочешь почувствовать себя одиннадцатиклассником – тебя должны знать в лицо»), так вот, 11а класс (тот, что учился с первого класса у нас) – почетно вышел один к одному четкой уверенной походкой, а вот 11б мы потеряли. Когда ведущий провозгласил имя классного руководителя и первых по списку ребят наступила мертвая тишина (никто не хлопал), потому что на крыльцо никто не выходил. Так ведущий добрался до конца списка, а из школы так никто и не появился. «Потерянный» же класс по неведомым причинам по одному выбрался из толпы родителей и построился рядом с 11а (несмотря на то, что за день до этого на репетиции все прошло хорошо!).
Следующим тревожным для нас показателем стало другое событие. Традиционно первые две недели по всей России посвящаются акции «Внимание, дети!», кроме общепринятых классных часов и бесед с работниками ГБДД в нашей школе проводится еще один конкурс для всех учеников, начиная с 1 класса — «Лихой наездник». Этот конкурс проводится в два этапа: сначала полосу препятствий на велосипедах проходят младшие классы (1-7), потом у них проводится конкурс на знание правил – «Светофор», «Викторина ПДД» и др. А на второй день немного усложненную трассу проходят старшие – 8-11.
В день когда малыши катались на велосипедах зрителей и болельщиков было полным-полно, даже среди 11б, которые восторженно все кричали, что они тоже хотят покататься. А вот когда было объявлено о конкурсе среди старших классов, ученики 11б класса не явились.
Авторы сего проекта очень долго прорабатывали этот факт с классным руководителем. По окончанию беседы бал выработан некий план по «социализации» 11б, который мы и оформили как данный проект.

Механизм реализации.

Первым этапом социализации было предложение на Совете учащегося, со стороны самих учащихся, на роль председателя Совета ученицу 11б, так как она произвела на многих впечатление сильного лидера, организатора и активного инициатора многих идей. Мы предложили немного подождать и дать шанс ей показать себя, например в организации «Дня учителя».
Второй этап. В рамках празднования Всемирного Дня Туризма наша школа уже много лет 27 сентября проводит общешкольный турслет. Кроме туристических заданий и полосы препятствий по лесу команда учащихся готовит «туристический завтрак» и исполняет «туристическую песню». Как правило, этот день плещет положительными эмоциями, как у детей, так и у родителей, которые также присоединяются к нам вот уже несколько лет. Не стоит даже сомневаться, что 11б не просто участвовал в этом празднестве, так еще и остался очень и очень доволен.
Третий этап. День учителя: по высказываниям как самих учеников, так и учителей прошел на ура, по сравнению даже прошлого года, когда нас как вновь открывшуюся школу приехали поздравлять работники МЧС ЧР и группа «Живи и помни». И немалую роль в этом сыграли и ученики 11б класса на зависть 11а. поэтому по итогам Дня учителя председатель был выбран единогласно из 11б.
Четвертый этап – мы назвали «Спортивно-доверительным». Традиционно каждый год осенью (в начале октября) в школе проходит осенний кросс. Казалось бы, обычное спортивное мероприятие, но мы вместе с физруком присматривались к новеньким, так как нам нужно было набрать команду на республиканское спортивно-туристическое соревнование, а собственных ресурсов не доставало. На кроссе мы выбрали и сильных спортсменов и выявили сильных духом, которые по подведенным итогам сказали, что они хотят перебежать, чтобы показать свой истинный результат, а этот не получился из-за того, что слишком много нового (появился интерес, соревновательность, а это уже о многом говорит – им, новеньким становиться не все равно, что ни не лучшие). Так вот благодаря тому, что в команду на республиканский конкурс мы выбрали из числа «новеньких», наши ожидания оправдались – мы получили неплохие результаты.
Пятый этап, и, наверное, последний – итоговый, мы решили провести большую игру и проверить, к чему мы и дети пришли. Игра «Радуга – мост Дружбы» мы замыслили как проверочный этап нашего эксперимента. Мы намеренно смешали учащихся 11-х классов и придумали каверзные конкурсы, чтобы они потрудились и сдружились под эгидой воли к победе, а итогом запланировали чаепитие.



Сценарий игры «Радуга – мост Дружбы».

Цель: формирование толерантных установок у подростков.
Задачи:

  • развитие дружеских взаимоотношений между двумя соревнующимися классами, один из которых перешел в нашу школу в этом учебном году вместе со своим классным руководителем;
  • актуализация чувств взаимопомощи и дружеского принятия друг друга;
  • социализация новых членов коллектива школы.

Ход игры.

Первым этапом к подготовке игры было задание классным руководителям двух 11 классов выбрать по 14 человек из класса, которые будут принимать участие в конкурсе, остальным ребятам было сказано принести по 1 яблоку (для «Пирога Дружбы»), 14 спичечных коробков.

Начало игры.

Жеребьевка: заранее готовятся 28 шариков 4 цветов (по 7 шариков 1 цвета), 28 бейджиков с номером команды на бумаге 7 цветов радуги. Каждому участнику предлагается вытащить из мешка по шарику и надуть его – так формируются команды 4 цветов: 1 — «зеленая», 2 – «красная», 3 – «синяя», 4 – «желтая». Каждому участнику команды раздается бейджик, таким образом, что в команде каждому участнику соответствует один из цветов радуги.

1 конкурс. «Забавная аннограмма».
Вызываются «красные» члены команд – они выдирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроится в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ, подруга, команда).

2 конкурс. «Комплименты».
Вызываются «желтые» и «оранжевые» члены команды (в этом случае один член команды должен быть юноша, другой — девушка). Им дается задание: сказать как можно больше друг другу комплименты.

3 конкурс. «Песня о дружбе».
Приглашается «зеленые» члены команд, они выбирают конверт с названием песни, которую команда должна исполнить (например: «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба»). К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.

4 конкурс. «7 злаков».
Приглашаются «голубые» члены команды: они получают у ведущего по 7 спичечных коробков. На полу расстилаются 4 ватмана с рассыпанными на них 7 видов зерновых культур: рис, горох, гречка, ячмень, семечки, орехи, фасоль. Каждый участник команды в свою коробочку должен собрать свой злак. Оценивается командный результат: то есть чья команда соберет быстрее, та и получает очко.

5 конкурс. «Подарочный бантик».
Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1 атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком на время.

6 конкурс. «Каша дружбы».
Участникам команды раздаются чайные пластмассовые ложечки и по одной тарелке с манной кашей. Задание вся команда одновременно должна есть кашу из этой тарелки на время. Очко присуждается команде, которая наиболее качественно и быстро съела «Кашу дружбы».

7 конкурс. «Автопортрет».
«Фиолетовые» члены команд получают фломастеры, карандаши и лист форматом А3. на нем команда должна изобразить себя, а потом презентовать автопортрет команды. Рисунок помогают оценить зрители.

После окончания конкурсов оба класса вместе с классными руководителями приглашаются на чаепитие в столовую, где их поджидает Пирог Дружбы.

Итоги

В первую очередь, море положительных эмоций. Во-вторых, команды как перемешались в конкурсе, так и вместе отправились на чаепитие, а потом в течение многих дней мы радостно отмечали смешанные группки одиннадцатиклассников в коридоре весело что-то обсуждающих, либо дающих друг другу шпаргалку по контрольной. На наш взгляд мы достигли самой главной поставленной задачи: мы их сдружили. А, значит, организация совместных праздников или мероприятий будет для нас не проблема – они не подведут.




Следующий: