Уроки русского


Желание обратиться к теме преподавания
русского языка и литературы в Лицее вызвано
несколькими обстоятельствами. Во-первых,
нетипичностью создания самого Лицея как
учебного заведения классического типа.
Во-вторых, постоянное обращение к
учебно-воспитательному опыту Царскосельского
Лицея. В-третьих, преподавание русского языка в
Лицее не есть только уроки, скорее это система
создания поликультурного пространства, где
русский язык является основой для успешного
развития других языков – государственного
(казахского), иностранных (английского,
немецкого, французского) и интеграции культур в
единое развивающее пространство.

Есть видимые, заметные всем признаки этого
духовно насыщенного пространства. Но есть
скрытое содержание, которое обычно не
обсуждается, оно становится внутренним стержнем
лицеистов и их преподавателей. Но именно оно
отражает глубину влияния языка обучения на жизнь
и деятельность Лицея, так что здесь для описания
можно использовать принятую мной метафору –
“поликультурный айсберг”. “Надводная” часть –
это формальная система, а “подводная”, гораздо
большая, — не формальная. Первая обычно является
объектом образовательного процесса или
управленческого воздействия. Однако именно
вторая обеспечивает наиболее яркое проявление
эффективности первой и в конечном счете ее
потенциал. Понятие – поликультурное
пространство – интегрирует эти две части и
позволяет искать и находить модели
разносторонней деятельности лицеистов,
обращенной к различным сторонам их психики –
интеллектуальной, физической, сенсорной,
художественно-эстетической.

Государственный учебный план по русскому языку
и литературе с 1-го по 11-й классы предусматривает
47 часов в неделю, в Лицее на эти предметы
отводится 77 часов, не считая внеклассной работы,
что дает возможность с 1-го класс развивать вкус к
литературному русскому языку, вкус к слову,
которое является способом донесения до
педагогов, учащихся, сотрудников системы
ценностей и моделей поведения, которые они
должны принимать во внимание в своей
деятельности, чтобы максимально эффективно
достигать тех или иных целей, в том числе и в
обучении.

Сложившаяся система планирования учебной
нагрузки по русскому языку и литературе на
протяжении десяти лет деятельности Лицея
позволяет развивать внутрипредметную и
межпредметную интеграцию. Более того,
способствует формированию качественно новой
системы – интегрального образовательного
пространства, не противостоящего, а
надстраивающегося над предметной системой и
полностью сохраняющего ее в качестве своего
функционального основания. Это особенно важно,
учитывая, что в современном мире преобладают
тенденции к экономической, политической,
культурной и информационной интеграции. И уроки
русского языка и литературы – важнейшее звено
этой работы. Воспринимая и осмысливая слово,
ученик преобразовывает его на основе личного
опыта. К содержанию этого опыта можно отнести
предметы, понятия, приемы и правила выполнения
действий, интеллектуальных и физических, уже
освоенных ребенком, эмоциональные коды
(личностные системы, установки, стереотипы),
которые он вкладывает или “проигрывает” в новых
объектах изучения, учатся видеть мир целостным и
свободно ориентироваться в нем.

Интегративная функция русского языка весьма
привлекательно реализуются на уровне совместных
праздников, например, Дне рождения Лицея – 5
декабря. К нему готовятся задолго до праздника.
Пространство Лицея – комнаты, залы, коридоры
заполняются историей жизни Лицея, его детей и
сотрудников в прозе, стихах, рисунках,
фотографиях. Каждый класс-группа, учителя,
родители готовят свою программу – поздравление
Дому, друг другу. Темы праздника не повторяются.
Вот некоторые из них: “Все начинается с любви
…”, “Опять мы на лицейский праздник соединились
в круг родной”, “Встречаем праздник свой
прекрасный в кругу любимых и друзей”, “Из века в
век”, “Звезды XXI века”, “С Днем рождения, милый
Дом”. К этому дню подводятся итоги конкурсов по
номинациям “Учитель года”, “Поступок года”,
“Человек года”, “Событие года”, “Сочинение
года”, “Премьера года”, “Класс года”, “Грация
года”, “Русская коса – девичья краса”.

“Речевое поведение” — термин, взятый мной из
современной лингвистики, в дни подготовки к Дню
рождения и во время его проведения становится не
только главным инструментом деятельности, но и
образцом, который сознательно или
бессознательно, но всегда в той или иной степени
воспринимается лицеистами и сотрудниками, а
значит, неизбежно тиражируется и
распространяется. Программа Лицея включает в
себя не только традиционные учебные предметы, но
и углубленную физическую подготовку, прогулки,
танцы, работу художественной и музыкальной школ,
всемерно поощряется литературное и
художественное творчество лицеистов. В Лицее
работает литературное объединение, театральная
студия, выпускается газета “Лицеист” и
литературное приложение к ней. Журналистский
корпус газеты состоит из сорока двух собственных
и специальных корреспондентов. К 200-летию со дня
рождения А.С. Пушкина газета “Лицеист” на
городском конкурсе получила Диплом I степени.
Дипломами I степени были удостоены скульптурная
работа, иллюстрации (живопись) к сказкам А.С.
Пушкина, лучшие сочинения.



Неизменно, на протяжении 10-ти лет, лицеисты
становятся призерами городской и областной
олимпиад школьников. Становится традицией
проведение городских грибоедовских и пушкинских
балов для старшеклассников. На городском
Празднике русской словесности 5 – 8-х классов из
четырех призовых мест у лицеистов было три
первых и первое командное место. Особым днем для
Лицея является день 19 октября, когда Лицей и его
дети (а по возможности и семьи) живут по режиму и
расписанию Царскосельского Лицея. К этому дню
готовятся спектакли, встречи в литературных
гостиных, выпускаются сборники стихов, газета
“Лицеист”, готовится открытие сезона в
интеллектуальном клубе “ВУНДЭР”. Учащихся
первых классов принимают в лицеисты.

19 октября – стало символом неувядаемости
лучших традиций лицейской дружбы и товарищества.
Дружба эта возникла на плодотворной, богатой
почве творческого сотрудничества первых
лицеистов и создателей Лицея. Примечательная
черта лицейской дружбы – сохранение отношений в
постлицейском пространстве, вне зависимости в
каком году лицеист закончил лицей.

Центром творчества детей является обширная
библиотека, снабжающая лицеистов разнообразной
литературой и информацией. Ежегодная подписка на
периодические издания (в т.ч. и российские)
составляет 72 наименования. Имеются книги,
изданные в XIX, начале XX веков, например, А.С.
Пушкин, А.В. Кольцов, энциклопедии, учебники
русской словесности. Фонд библиотеки более 40
тысяч, имеется своя фонотека, видеотека,
возможность работы в Интернете. Бесспорным
результатом “уроков русского” является и то,
что лицеисты 9-11-х классов традиционно на
выпускных экзаменах пишут сочинения, хотя в
Республике до 2000 года писался диктант, при
поступлении в высшие учебные заведения самый
высокий балл на тестировании выпускники
получают по русскому языку.

Если прав был великий французский просветитель
Дидро, которому принадлежит знаменитое
изречение: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты
такой”, то правомерно будет, перефразировав это
изречение, утверждать: “Скажи, кто твой учитель,
и я скажу, кто ты”. Лицеистам в этом отношении
повезло. Их окружают, учат, с ними общаются люди в
основном с четко выраженной прогрессивной
общественной позицией, отстаивающие идеи добра,
справедливости, свободы. Они не только прекрасно
знают свой предмет, но и творчески увлеченные
люди, пишут статьи, печатаются в научных
сборниках, участвуют в педагогических чтениях
всех уровней, издают свои методические пособия.
Обширные знания и увлеченность предметом
передаются лицеистам, стимулируя их интерес,
любознательность, творческие поиски. Учителя
русской словесности не просто педагоги высокого
класса, но и весь их облик и поведение служат
лицеистам образцом высокой нравственности и
служения обществу и народу.

Уроки русского – это высокочтимость к слову,
это цель и средство, это духовность, без которой
не возможно возрождение и развитие. Это
лекарство, оберег, надежда. Это продолжение нас.



И вряд ли об этом я напишу лучше, чем выпускница
Лицея Анна Топильская.

Напутствие выпускников
Царскосельского Лицея своим духовным
последователям Первого Темиртауского
Классического Лицея




Уходят покровители искусства,
Заметив, что слабеет свет свечей,
Но остаетесь вы, и ваши чувства,
И дух, что воспитает в вас Лицей.
Лицей не кончился, и мы лишь первый выпуск,
Мы в прошлом, этот век теперь ждет вас.
Дела твои, лицея славный отпрыск,
Оценит мир, быть может и не раз.
Внесите лепту в жизнь, что ждет вас вскоре.
Запомнят люди ваши имена.
И вспомнят композиторов, поэтов,
Художников, хранителей пера.
Служа отечеству душой и сердцем чистым,
Мы не желали легкого пути.
Вошли в историю герои-лицеисты,
Мы верим в вас, у вас все впереди.


* * *

Когда-то пушкинский Лицей
В сени садов, в уединеньи
Благословлял своих детей.
И святы были те мгновенья.
И своенравные сыны
В сердцах несли тот дух пречистый,
Запомнили Лицей они.
Россия помнит декабристов.
Воспитанники светлых чувств,
Они не ведали покоя,
И был священным их союз,
Скрепленный дружбою и болью.
Лицей был крепкою семьей.
Об атмосфере неземной,
Что сохранилась в каждом сердце.
И наш классический Лицей
Тебя продолжит, Царскосельский!




Следующий: