Уроки радости

В 2004 году мне была предоставлена возможность
встретиться с великим педагогом Ш.А. Амонашвили.
Я была поражена и восхищена его большой любовью к
школе, к детям, к жизни. Сегодня мы видим много
жестокости в жизни, и его гуманные подходы в
воспитании детей, его педагогические приёмы
поражают человеколюбием. Это как раз то, чего не
хватает в современном обществе. Эта встреча
постоянно живёт в моей памяти, освещает мою
работу, помогает идти вперёд, возрождает веру в
каждого моего ученика.

Часто взрослые пытаются сделать ребёнка таким,
каким они хотят, мечтают его видеть, забывая, что
“вишня не станет яблоней”.

Во время гуманистического образовательного
процесса главным становится осознание того, что
мы имеем дело с живым индивидуумом, который в
своём роде единичный, редкий, исключительный, и
мы не имеем права запрещать ему быть похожим на
себя или копировать кого-то другого только из-за
того, что тот (другой) нам нравится.

Уроки в гуманно-личностной педагогике остаются
как важнейшие ступеньки духовного,
нравственного и познавательного роста детей.
Однако они резко меняют свою обычную структуру,
направленность, принципы.

Принципы:

- Продолжение жизни ребёнка на уроке.

- Положительный эмоциональный настрой.

- Установление деловых отношений с детьми.

- Сотрудничество.

- Творчество

Формы урока:

О, урок, ты солнце!

Урок солнце

Урок — ученика

Урок — жизнь

Урок — встреча

Урок — радость

Урок — творчество

Урок доброты

Урок-игра

Так, на уроке русского языка, посвященный
ученику-имениннику, сам ученик мог выступить в
роли учителя, а дети придумывали интересные
задания и посвящали их имениннику.

Учителя начальных классов района и школы в
феврале месяце 2006 года стали свидетелями
рождения сборника “Самовар”. Рождение сборника
стало началом проекта. В течение трёх месяцев
ребята собирали материал (загадки, пословицы,
стихи и т. п.), а в мае прошла презентация книг.
Лучшие работы готовятся к передаче в районный
краеведческий музей.

Нужно давать ребёнку на уроке возможность
осознать свою социальную значимость, духовную
красоту, благородство поступков.

Покидают Урок дети с желанием поскорее
встретиться с Уроком вновь.

С первых дней обучения даю учащимся установки
на начало урока, на работу на уроке.

1. При ответе ученика ошибок нет, есть лишь
только загадки (гипотезы), которые
подтверждаются (полностью или частично) или не
подтверждаются.

2. Высказывать гипотезы почетно.

3. Твоё мнение важно, интересно учителю и
одноклассникам.

4. Понять правильность или заблуждение твоей
высказанной мысли помогут одноклассники.

5. Они ждут от тебя согласия или не согласия.

6. Ты знаешь! Ты способен! Ты творец! Эти
установки помогают снять у учащихся чувство
страха, неуверенности и создать ситуацию успеха,
творческого сотрудничества и сотворчества.

Несколько слов хочется сказать и об оценке
успехов в учении.

Малыш стремится учиться не только потому, что
он узнает новое, развивается, но и потому, что
самый главный авторитет, а таким становится для
него учитель, тоже будет рад его успехам и
огорчится в случае неудачи.

Доброжелательная улыбка, кивок головой,
выражения восхищения, сорадости, сопереживания,
оптимизма, огорчения, надежды, удивления — всё это
одобряет ребят, вселяет в них надежду, заставляет
задуматься.

Иногда свою оценку выражаю ученику лично,
шепнув на ухо.

В письменных работах обвожу рамкой те места,
которые свидетельствуют о продвижении в знаниях
и умениях. Раскрывая тетрадь, ученик видит
картину своих успехов.

Коллективной оценке служат различные конкурсы
(по оформлению книжек-малышек, рисунков, поделок
и т.п.), а также рефераты, письменные работы,
рисунки товарища. Всем даётся возможность
высказывать мнение, доказывать его фактами,
давать советы.

С первого класса учу детей способам самооценки.
Одной из форм является обсуждение вслух
собственной работы. Ученик, желающий оценить
себя, выходит к доске и, держа в руках свою
письменную работу, анализирует её.



За 5 минут до последнего звонка подводятся
итоги школьного дня. Дети говорят о том, кто чему
научился, чем были интересны сегодняшние уроки, о
чём они расскажут родителям.

Девизом всех моих уроков, внеклассных
мероприятий являются слова великого
последователя гуманной педагогики
В.Сухомлинского: “Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества”.

Являются мои учащиеся авторами книг, сделанных
своими руками. Туда они заносят свои рисунки,
аппликации, решения математических примеров
(повышенной сложности), стихи, сказки, рассказы,
которые сами сочиняют. За период обучения в
начальной школе ученики составляют до пяти
“томов” собственных книг, которые отражают их
духовный рост. Все книги обязательно проходят
рецензию учителем и одноклассниками.

С 1-ого класса заведены специальные дневнички
“Разговорник”, в которых ребята рассказывают
сами себе о своих чувствах и переживаниях,
радостях и огорчениях, анализируют свои
поступки, отношения, размышляют над
предложенными учителем темами: “Что меня радует
и что огорчает?”, “Каков я, каким хочу стать?” и
другими. Содержание дневниковых записей не
разглашается.

Насколько эта работа становится важной в жизни
детей, можно судить по следующим фразам:

- Я долго размышлял над своим поступком, и мы с
дневничком решили, что я был не прав.

- Мой поступок даже дневничку не понравился.

Родители — мои первые союзники. Они часто
приглашаются (рассылаются

пригласительные) на уроки, выставки работ
детей, утренники, в походы,

существует и телефонная горячая линия.

Мною разработана и успешно апробируется
программа семейного клуба “Школа Жизни”, цель
которой — сплотить общими идеями, увлечениями
детей и родителей в единый коллектив.

Считаю эффективной формой отчёта перед
родителями торжественное вручение им пакета
“Растишка”, в котором обязательна
характеристика развивающейся личности,
ориентация — как реорганизовать воспитательную
среду и методы воспитания, а самое главное -
работы учащегося (контрольные, тестовые,
творческие, рисунки, аппликации и другое),
которые готовят сами дети. Родители знакомятся и
делают выводы об успехах ребёнка. Эта форма
отчёта создаёт у родителей содержательное
представление о жизни и развитии ребёнка в школе,
о его продвижении и пробелах в знаниях, о его
возможностях, о положительных и отрицательных
чертах его формирующегося характера. Семейный
совет намечает пути оказания помощи ребёнку,
чтобы он смог удовлетворить пожелания учителей и
товарищей, преодолеть трудности, искоренить свои
недостатки. Родители обязаны заботливо хранить
пакеты. У них крепнет вера в ребёнка, они
проникают глубоким доверием к педагогу.

Школа — есть учитель, не здание, не программа, а
сама личность педагога.

В чём заключается залог успешности учителя?

Ш.А. Амонашвили дарит учителю три заповеди:

Первая заповедь — верить в безграничность
ребёнка. В ребёнка надо верить, каким бы он ни
казался сегодня.

Вторая заповедь — верить в искру божью, верить в
свой педагогический дар. Надо верить в себя, что
ты можешь научить, не поверишь — и в тебе не
откроются силы.

И третья — верить в силу гуманной педагогики.
Дорога к этой педагогике не протоптана, каждый,
кто вступает на этот путь, сам должен обрести
свою тропинку.

Не оглядываться на широкую дорогу, где все
известно и расписано (поурочные планы, программы,
система выставления оценок), а идти и
вырабатывать свои подходы в обучении.

Я считаю, что гуманно-личностный подход
повышает мотивацию обучения и интерес детей к
школе, формирует обстановку творческого
сотрудничества, актуализирует личность ребёнка,
воспитывает в детях чувство собственного
достоинства и уважения, даёт ощущение свободы и
самое главное, приносит радость.

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные
лица детей — вот лучшая награда за мою работу.




Следующий: