Уроки гимнастики в начальной школе с упражнениями для развития мелкой моторики


Ученые установили, что развитие тонких
движений пальцев рук положительно влияет на
функционирование речевых зон коры головного
мозга, на овладение и последующее
совершенствование письма.

С помощью специальных упражнений можно
проверить степень развития ловкости рук.

Одним из таких упражнений является игра “Кто
самый ловкий?” Дети выполняют броски и ловлю
малого мяча (диаметр 10 см) о стенку с расстояния 1
м.

Координация рук считается хорошей, если
ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30
секунд.

Для развития пальцевой моторики можно
применять и успешно использовать эти упражнения
как на уроках физической культуры, так и на
других уроках в качестве физкультминуток.

Мною разработан тематический блок уроков в 3
классе по темам: “Группировка, перекаты в
группировке”, “Кувырок вперед”, “ Кувырок
назад”, где применяются упражнения для развития
моторики.

Уроки гимнастики выбраны неслучайно: на этих
уроках остается время, которое можно
использовать для развития пальцевой моторики.


Урок №1 “Группировка, перекаты в
группировке”

Цели урока:

1) развивать базовые двигательные стереотипы
акробатики;

2) развитие пальцевой моторики;

3) прививать потребность в здоровом образе
жизни.

Инвентарь: гимнастические маты.

Ход урока:

1) Орг. момент обычный — 1-2 мин.

2) Инструктаж по охране труда на
занятиях — 3-7 мин. по гимнастике

3) Строевые упражнения: — 8-13 мин.

а) Построение в колонну.

б) Повороты “направо”, “налево”, “кругом”.

в) Перестроение из колонны по одному в колонну
по три.

г) Движение строевым шагом по залу.



4) Разминка — 14-18 мин.

а) Бег по залу со сменой направления.

б) О.Р.У.:

1) наклоны головы;

2) вращение руками;

3) рывки руками с поворотом туловища;



4) наклоны туловища в стороны и вперед;

5) упражнения для ног: выпады, приседания,
подскоки

5) Основная часть — 19-35 мин.

а) Группировка в положении приседа положении
лежа на спине.

(Обратить внимание на положение головы и рук,
учащиеся должны представить себя “колобками”).

б) Перекаты из седа на полу назад на спину и
обратно.

в) Перекаты из группировки стоя на коленях
вправо и влево.

г) Из седа в группировке выполнить перекат
назад в стойку на лопатках и вернуться в и.п.

6)Упражнения для развития пальцевой моторики
рук с использованием речитатива. — 36-43 мин.

а) “Дружба”.

Тексты:
Движения учащихся

Девочки и мальчики,

пальцы обеих рук соединяютсяритмично в замок

Мы с тобой подружим,

ритмичное касание пальцев обеих рук

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

поочередное касание пальцев

Начинай считать опять:

на обеих руках, начиная с мизинцев

Раз, два, три, четыре, пять,

руки вниз, встряхнуть кистями

Мы закончили считать.



б) “В гости”

В гости к пальчику большому

выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому:

соединяем под углом кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний,

поочередно называемые пальцы

Безымянный и последний,

соединяются с большими на двух руках
одновременно.

Сам мизинчик — малышок

пальцы сжаты в кулак, вверх

Постучался на порог

выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики — друзья

кулаки стучат друг о друга,

Друг без друга им нельзя.

ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих
руках.

7) Подведение итогов урока, упражнение на
рефлексию “качели” — 44-45 мин.

Учитель интересуется, какие
упражнения вызвали затруднения у учеников, и
просит повторить их дома.


Урок 2 “Кувырок вперед”

Цели урока:

1) развивать базовые двигательные стереотипы
акробатики;

2) развитие пальцевой моторики;

3) воспитывать чувство коллективизма.

Инвентарь:

гимнастические маты, мячи для
большого тенниса.

Ход урока

1) Орг. момент обычный — 1-2 мин.

2) Беседа. Значение гимнастических
упражнений для сохранения осанки — 3-5 мин.

3) Строевые упражнения: — 6-10 мин.

а) Построение в колонну.

б) Перестроение из колонны по одному в колонну
по двое.

в) Повороты в движении.

4) Разминка — 11-16 мин.

а) Бег по залу со сменой направления.

б) О.Р.У.

в) Бросок и ловля теннисного мяча о стену.

5) Основная часть — 17-35 мин.

а) Из основной стойки, приседая, выполнить
кувырок вперед и прыжок вверх

б) Кувырок вперед, во время кувырка скрестить
ноги, встать с поворотом кругом

в) Несколько кувырков вперед подряд

(Особое внимание обратить на страховку: стоять
сбоку, поддерживать учащегося руками под живот
или спину, смягчая приземление на руки и шею)

6) Упражнения для развития пальцевой
моторики — 36-42 мин.

Тексты/Движения учащихся

“Домик”.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    разжимаем пальцы из кулака по одному,
    начиная с большого.

    Вышли пальчики гулять.

    ритмично разжимаем все пальцы вместе.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    сжимаем по очереди широко расставленные
    пальцы в кулак, начиная с мизинца.

    В домик спрятались опять.

    ритмично сжимаем все пальцы вместе

“Засолка капусты”

    Мы капусту рубим,

    резкие движения прямыми кистями вниз и
    вверх.

    Мы морковку трем,

    пальцы обеих рук сжаты в кулак, движение
    кулаков к себе и от себя.

    Мы капусту солим,

    Движение пальцев, имитирующее посыпание
    солью из щепотки.

    Мы капусту жмем.

    интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в
    кулак.

7) Подведение итогов урока — 43-45 мин.

Домашнее задание.

Учитель интересуется, какие упражнения
понравились ученикам, и просит выполнить их дома.


    Урок № 3 “Кувырок назад”

Цели урока:

1) развивать двигательные стереотипы
акробатики;

2) развитие пальцевой моторики рук;

3) развитие межличностных отношений в классе

Инвентарь: гимнастические маты.

Ход урока

1) Орг. момент обычный — 1-2 мин.

2) Беседа. Строевые упражнения — 3-8 мин.

а) Построение в одну колонну.

б) Перестроение из колонны по одному в колонну
по трое и обратно.

в) Повороты на месте и в движении.

3) Разминка:

а) движение по залу строевым шагом — 9-15 мин. с
переходом на бег со сменой направления.

б) О.Р.У.

4) Основная часть — 16-37 мин.

а) кувырок вперед (совершенствование);

б) кувырок назад из седа через правое и левое
плечо;

в) из седа лечь на спину, выполнить кувырок
назад в упор стоя на коленях;

г) прыжок на месте, приземляясь, присесть и
выполнить кувырок назад;

д) несколько кувырков назад подряд;

е) кувырок вперед, кувырок назад с перекатом в
стойку на лопатках.

5) Упражнения для развития пальцевой
моторики рук — 38-43 мин.

Тексты/Движения учащихся

“Зайцы”

    Скачет зайка косой

    Указательный и средний пальцы правой руки
    вверх, остальные выпрямить и соединить

    Под высокой сосной

    ладонь правой руки вертикально вверх,
    пальцы широко расставлены

    Под другой сосной

    ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы
    широко расставлены

    Скачет зайка другой

    указательный и средний пальцы левой руки
    вверх, остальные выпрямить и соединить.

“Птички”

Птички полетели,

большой палец отогнуть в горизонтальное
положение, сверху присоединить сомкнутые прямые
остальные пальцы.

Крыльями махали,

махи ладонями с широко раскрытыми пальцами

На деревья сели

руки вверх, все пальцы широко расставить

Вместе отдыхали

большой палец отогнуть в горизонтальное
положение, сверху присоединить сомкнутые прямые
остальные пальцы.

6) Подведение итогов — 44-45 мин.

Домашнее задание.

Учитель интересуется, какие упражнения вызвали
у учащихся затруднения, просит дома выполнить
упражнения на расслабление.

Литература

1) В.И.Ковалько. “Поурочные разработки по
физической культуре”. Москва “Вако”, 2007 г.

2) “Физкультминутки для младших школьников”. г.
Орехово-Зуево, 1990 г. (Пособие для учителей
физкультуры в начальной школе).

3) “Сопряженное психофизическое развитие
младших школьников на уроках физкультуры”.
В.А.Родионовю “Первое сентября”. 2010 г.

Анализ проведенных уроков

Данные уроки проводились в 3б кадетском классе.

Цели уроков были полностью достигнуты:
учащиеся не только овладели основными
элементами акробатики, но и значительно улучшили
пальцевую моторику.

Предложенные упражнения учащиеся могут
выполнять самостоятельно на других уроках и на
переменах, а также дома.

Надеюсь, что мой тематический блок будут
применять другие учителя в своей педагогической
деятельности.




Следующий: