Уроки физической культуры щадящего режима для ослабленных детей


В настоящее время с каждым годом около 15% и
больше учащихся отнесено к подготовительной и
специальной медицинской группе. К этим группам
относятся дети, имеющие хронические заболевания
или перенесшие различные заболевания.

У ослабленных детей ухудшается физическое
развитие, у них низкая физическая
подготовленность, пониженная работоспособность.
Как правило, на уроках физической культуры такие
дети очень медленно воспринимают информацию,
нечетко выполняют упражнения. Ослабленные дети
часто болеют, пропускают уроки, поэтому у них
недостаточно развита координация, нет навыков
основных движений.



На уроках такие дети испытывают неуверенность
в своих силах, пассивность, нервозность. У
ослабленных детей наблюдается понижение функции
органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной
систем. Большинство детей болеют бронхиальной
астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В группе адаптационной физкультуры также
занимаются дети с пограничным состоянием
здоровья. У таких детей имеются такие
заболевания, как вегето-сосудистая дистония,
аллергия. Учителям физической культуры следует
учитывать рекомендации врачей, к каждому ребенку
иметь индивидуальный подход, знать диагноз
ребенка. В нашей школе были сформированы группы
адаптационной физкультуры. В группы вошли дети с
подготовительной медицинской группой здоровья и
дети с низкой физической подготовленностью. Дети
занимаются с большим интересом. Физическая
культура имеет важное значение для ослабленных
детей.

Занятия должны быть правильно организованы.
Положительно влияет систематичность занятий.
При проведении занятий с ослабленными детьми
надо соблюдать постепенность в увеличении
нагрузки.

В мое планирование вошел учебный материал
школьной программы по физической культуре.
Легкая атлетика: бег, метание мяча, прыжки. На
уроках проводятся подвижные игры с учетом
возрастных особенностей детей. В программу вошли
элементы гимнастики.

Часто уроки проходят в тренажерном зале, ребята
занимаются на тренажерах с учетом
заболеваний. Т.к. в группах занимаются дети с
подготовительной группой, урок состоит из трех
частей: подготовительная, основная,
заключительная.

Подготовительная часть (10-15 минут): наблюдение
за частотой пульса, дыхательные упражнения,
общеразвивающие упражнения, ходьба (разные
варианты), бег.

Основная часть (20 минут): обучение и тренировка.
В этой части дети изучают новые физические
упражнения, разучивают комплексы коррегирущей
гимнастики на осанку, выполняют суставную
гимнастику, занимаются на тренажерах.

Заключительная часть урока (10 минут)
включает малоподвижные игры, ходьбу, упражнения
дыхательные и на расслабления. Главная задача
этой части урока — восстановление
функционального состояния организма после
физических нагрузок. Интенсивность
упражнений должна быть ниже, чем в основной
части.

Чтобы контролировать правильность
распределения нагрузки в процессе занятия,
учащиеся должны уметь самостоятельно измерять
частоту пульса, которую по сигналу преподавателя
они определяют в течении 10 секунд. Такой подсчет
дети выполняют 3 раза: до занятия, в середине
основной части, после повышенной нагрузки, после
занятия.

Существенное значение на уроках имеют
положительные эмоции. Увлекательное проведение
урока поднимает настроение детей. Важно чаще
поощрять детей, поддерживать каждый, даже
небольшой успех. Не следует предъявлять
повышенную требовательность к точности
выполнения задания. Однако не следует избегать
сложных элементов.

Дозировка физической нагрузки на занятиях
имеет решающее значение. Нагрузку можно
регулировать:

  • темпом движения, т.е. количеством движений в
    единицу времени;
  • подбором физических упражнений, т.е. путем их
    усложнения, включая упражнения с отягощением;
  • амплитудой движений;
  • исходными положениями при выполнении
    упражнений;
  • временем, затрачиваемым на выполнение
    упражнений и отдыхом между ними;
  • степенью мышечного напряжения;
  • эмоциональным фактором.

Педагогический контроль за учениками
осуществляется учителем на каждом уроке. На
уроках можно использовать кратковременные
нагрузки, вызывающие чувство приятной
усталости. Пульс у основной массы ребят после
урока должен вернуться к исходным данным в
течение 10-15 минут. Если у учащихся возникает
неудовлетворительное состояние после занятия,
обусловленное несоответствием режима
физических напряжений состоянию их здоровья,
степени тренированности, необходимо снизить
физические нагрузки, дать детям отдых. Небольшая
степень утомления на занятиях физическими
упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, вполне допустима.

Продолжением учебной работы на уроке являются
домашние задания, которые помогут повысить объем
двигательной активности учащихся, улучшить их
физическую подготовленность, укрепить здоровье,
внедрить физкультуру в быт.

Основными задачами физического воспитания
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
подготовительной группе здоровья и ослабленных
детей, в общеобразовательных школах являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному
    физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и
    систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной
    работоспособности;
  • повышение защитных сил организма и
    сопротивляемости;

Занятия физической культуры щадящего режима
проводятся отдельно от здоровых школьников,
поэтому позволяют избежать многих методических
ошибок, щадить психику ребенка, использовать
дифференцированные нагрузки и контролировать
состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.



Практические занятия с учащимися должны носить
преимущественно комплексный характер. При
подборе средств и методов необходимо
неукоснительно соблюдать основные принципы
физического воспитания: постепенность,
систематичность, доступность, разносторонность.
Следует всемерно использовать общеразвивающие и
специальные упражнения.

Полное или даже частичное освобождение детей
от занятий физической культурой усугубляет
отставание в физическом развитии и физической
подготовленности и не способствует быстрому
полному выздоровлению.



Методика занятий физическими упражнениями для
детей с подготовительной группой здоровья и с
низкой физической подготовленностью должна
основываться на щадящем подходе, который
учитывал бы состояние здоровья, уровень
физического развития и физической
подготовленности. На уроках нужно вводить
специальные подготовительные и подводящие
упражнения с учетом особенностей этих детей.

Для таких учащихся целесообразно организовать
секцию по ОФП в рамках дополнительного
образования с целью повысить их двигательную
активность, вовлечь в самостоятельные
занятия физическими упражнениями.

В нашей школе на уроках физической культуры
организованы группы, объединяющие
школьников подготовительной медицинской
группы и учащихся основной группы с низкой
физической подготовленностью. Практика
показала, у детей, которые занимаются в группах,
возрос интерес к физическим упражнениям. Помимо
практических занятий учащиеся занимаются
теоретическими аспектами. Активно принимают
участие в проектной деятельности, готовят
рефераты, готовят комплексы упражнений по своему
заболеванию. В качестве домашнего задания
разучивают комплексы физических упражнений,
после уроков занимаются в секциях
дополнительного образования. На уроках
применяется разработанное мною тестирование.

Грамотно поставленное физическое воспитание
является мощным фактором в профилактике
повторных заболеваний. Индивидуальный подход к
учащимся оказывает положительный эффект на
состояние организма, нервной системы,
способствует снижению заболеваемости и
повышению работоспособности. На уроках нужно
использовать не только средства общей
физической подготовки, но и средства лечебной
физкультуры, индивидуальный подход.




Следующий: