Уроки этикета на технологии

Тема: Поведение в общественных местах.
Разговор по телефону. Границы дозволенного,
ответственность и независимость. 5-6 класс.

Цель:

  • Закрепление знаний правил “культуры общения”.
    Уточнение качеств: вежливости, точности,
    тактичности.
  • Воспитание культуры общения в общественных
    местах. Определение понятия “Эстетика культуры
    общения”.

Наглядность и оборудование:

таблицы,
карточки, кроссворды.

Форма урока:

игра.

Ход урока:

I. Организационный момент.


а) Класс делим на две команды
б) Выбираем жюри или назначаем из учеников
старших классов, которые оценивают по
пятибалльной системе каждое задание фишками.

II. Работа фронтальная.

Владимир Солоухин

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы,

Здравствуйте !

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего
не сказали

Отчего же на капельку солнца прибавилось в
мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в
мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась
жизнь?

Слова учителя: Вот видите, мы поздоровались, и
“на капельку радостней сделалась жизнь”.
Правда, многое тут зависит ещё и от того, КАК мы
поздоровались.

  • В спорте вы тренируете мышцы по особым правилам
    спорта, в математике по ее правилам решаете
    задачи, в русском языке свои правила. И все эти
    правила учат вас быть здоровыми,
    сообразительными, грамотными.

А чтобы стать воспитанными, какие правила нужно
изучать?

  • Вот сегодня мы поговорим о “правилах
    поведения”, которые можно назвать одним словом

- Этикет —

/слово на доске/

(поможет нам жюри)

  • Как вы понимаете слово “этикет”?

(Слово французского происхождения и означает
“правила, которые определяют форму поведения
людей»).

I. Этикет дает возможность каждому человеку
раскрыть окружающим уровень своей
воспитанности, а проявляется она в добром
отношении к
людям, в разных формах, в разных
наших качествах
, а именно: тактичности,
вежливости.
А вот еще важное качество,
зашифрованное на доске — - — ность (точность).

  • Об этом качестве говорил франц. король Людовик
    XVIII в своем крылатом выражении: “точность –
    вежливость королей и долг всех добрых людей”.

Уже в то время люди понимали важность науки
“культуры поведения”.

  • Как вы понимаете правила этикета, связанные с
    этими словами?

Тактичность, вежливость, точность.

(Ответы детей с примерами. Жюри оценивает).

II. Что касается истории – у меня вопрос к
игрокам:

a) Почему, приветствуя друг друга, мужчины
приподнимают шляпы? (выбери правильный вариант
ответа)

  • Чтобы видеть лица друг друга
  • Чтобы продемонстрировать, какая хорошая и
    дорогая шляпа
  • Чтобы показать свою прическу
  • Чтобы подчеркнуть свое уважение друг к другу

б) Почему, входя в помещение, мужчины снимают
головные уборы?

  • Чтобы не было жарко
  • Чтобы показать свое уважение к этому дому
  • Чтобы продемонстрировать прическу

Для выполнения следующего задания я прошу
разгадать небольшой кроссворд. Зашифрованное
слово необычное для нашего урока

  • Раздать карточки с кроссвордом командам, кто
    вперёд отгадает.

В верхней строчке по горизонтали зашифровано
слово (тыква – первый телефон)

  1. Местоимение, которым мы пользуемся, когда
    обращаемся к близкому человеку.
  2. То, что мы едим на гарнир или завтрак; она бывает
    рассыпчатая или вязкая.
  3. Качество культурного человека (начинается на
    “в”).
  4. Общественный транспорт.

Т ы к в а

– именно она была первым телефонным
аппаратом. Это обнаружили ученые при раскопках
египетских дворцов


III. Конкурс “ живые картинки”

В этих “картинках” будут показаны правильные
и неправильные ситуации.
Ваша задача – выбрать
правильные и объяснить почему.

Имейте ввиду, что общаться по телефону тоже
надо уметь. Очень важно правильно построить
телефонный разговор. Ведь более простого
средства для общения людей, удалённых друг от
друга на большие расстояния, пока не придумано.

Культура общения по телефону считается особой
культурой общения. Главное, разговор по телефону
должен быть коротким, вежливым и по существу.

  • Итак, прослушайте два варианта разговора по
    телефону:

1.

- Это кто, а?

- Мне маму позовите!

- Чью маму?

- Мне мою…

- А как её звать?

- Иванова Анна Павловна

- Что-то передать?

- Ага, передайте, — в общем, я уйду в гости, приду,
когда все закончится. Ну все, пока!

2.

- Алло!

- Здравствуйте! Это технический отдел?

- Да…

- С вами говорит Маша – дочь А.Б; не могли бы вы
позвать маму к телефону?

- К сожалению, её нет сейчас на месте.

- Что-то передать?

- Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте,
что я ушла в гости на день рождения Маши
Семёновой и вернусь не позже восьми часов вечера.
Пусть не волнуется за меня.

- Хорошо, Маша, обязательно передадим.

- Большое спасибо! До свидания.

Живая картинка №2 “Как мы ездим в автобусе?”
(знакомая ситуация…)

  • В автобус №3 вошла пожилая женщина. Свободных
    мест не было.

- Одна девочка отвернулась.

- Вторая встала со словами: “садитесь,
пожалуйста”.

- Третья встала со словами: “садитесь,
пожалуйста, вы же старенькая”.

  • Ответы детей

Ведущий: почему не правы первая и третья
девочки?

По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с
просьбой, нужно использовать специальные
формулы вежливости. Какие именно?

“Волшебные слова” говорили вы в детстве.
Сейчас мы их вспоминим.

Физ. минутка:

  • Задание для обеих команд:
  • - Встать в шеренгу и по очереди называть и
    шагать со словами приветствиями. Чья
    команда больше назовёт и дальше пройдет.

    - Привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро,
    добрый вечер, приветствую вас, рада
    приветствовать вас, разрешите приветствовать
    вас.

    - “благодарности”:

    - спасибо, большое спасибо, благодарю, благодарю
    вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте
    мне выразить свою признательность, нет слов,
    чтобы выразить мою благодарность.

  • в следующем задании нужно найти как можно
    больше ошибок героев и прокомментировать их.
    Рассказ “На улице”.
  • (Можно инсценировать)

    Наши школьники – 4 человека – попали в другой
    город. Им все было интересно: прохожие, витрины
    магазинов, транспорт, да еще семечки нашлись в
    карманах, купили мороженое. Они шли, размахивая
    руками, толкались, грызли семечки, ели мороженое,
    прохожие шарахались.

    И только одна пожилая дама, не успевшая
    отскочить в сторону, остановила их.

    - Молодые люди!

    Ребята приостановились.

    - Кажется, вы забыли, что соблюдение правил
    хорошего тона на улице так же необходимо, как и
    соблюдение правил уличного движения.

    - Тетенька, что это за правила такие?

    Итак, какие ошибки допустили наши герои, и какие
    правила они не соблюдали?

    (Ответы детей)

  • А теперь послушайте рассказ полностью.
  • Наши школьники – четыре человека – попали
    в другой город, им все было интересно: прохожие,
    витрины магазинов, транспорт, да ещё семечки в
    кармане нашлись, купили мороженое. Они шли,
    размахивая руками, толкались, грызли семечки, ели
    мороженое, прохожие шарахались. И только одна
    пожилая дама, не успевшая отскочить в сторону,
    остановила их.

    Молодые люди!

    Ребята приостановились.

    Вы совсем не учитываете ширину тротуара. Это
    мешает другим прохожим и создает беспорядок.
    Кажется, вы забыли, что соблюдение правил
    хорошего поведения на улице так же необходимо,
    как и соблюдение правил уличного движения.

    Тетенька, что это за правила такие?

    Во-первых, — сказала она, — обращение
    “тетенька” в данном случае совсем не уместно.
    Если я не ошибаюсь, мы с вами не родственники и
    даже не близкие знакомые. К незнакомым людям,
    если вы хотите у них что–то спросить, следует
    обращаться с помощью таких слов: “простите,
    пожалуйста”… или “будьте добры”…

    Во-вторых, пешеходы на улицах должны вести
    себя так, чтобы не мешать другим. А вы? Посмотрите
    на себя, заняли весь тротуар, прохожие шарахаются
    от вас в стороны, вас даже обогнуть не возможно. И
    ещё галдите, как грачи. А ещё семечки грызть на
    улице и выплевывать шелуху?! Это так
    отвратительно.

    Всего доброго, молодые люди, – сказала им
    дама, а нашим героям стало стыдно.

    (Жюри оценивает)

    А сейчас я предлагаю провести конкурс
    “знатоков культуры поведения и общения”
    (за
    правильный ответ – фишка).

  • Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и
    пристально разглядывать прохожих?
  • Съев на улице конфеты, ты тщательно
    сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы
    он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
  • На улице тебя останавливает прохожий, чтобы
    спросить, как пройти куда-либо, ты очень
    торопишься и по этому молча, пожав плечами,
    проходишь мимо?
  • Надо ли здороваться с человеком вечером, если
    виделся с ним утром? (и как).
  • Надо ли быть вежливым с грубым человеком?
  • Кто первым заканчивает разговор?
  • Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если
    он уступил ей место в автобусе?
  • Как обращаться к незнакомому взрослому
    человеку?
  • Как правильно знакомиться?
  • Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на
    тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не
    голодный?
  • Салфетку за столом можно использовать в
    качестве носового платка?
  • Получив подарок, отложишь его в сторону и
    скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю?”
  • Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус
    с мороженым?
  • по количеству фишек – “знаток”.

    ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

    IV. Итак, понравился ли вам наш урок?

    Чем понравился?

    Что нового узнали?

    V. Теперь вы знаете свои ошибки в поведении.

    Главное – любить тех, кто вас окружает.

    Все пожмите друг другу руки и подарите
    “улыбки”

    Следующий: