Урока химии Строение атома

Урок №1 в теме “Атомы химических элементов”

Тема урока: “Строение атома”

Тип урока:

урок ознакомления с новым
материалом.

Цель:

дать понятие о составе атома и составе
атомного ядра; раскрыть взаимосвязь понятий:
протон, нейтрон, массовое число, электрон.

Задачи:

  • Обучающие: формирование целостности
    представления об атоме.
  • Развивающие: способствовать развитию знаний об
    атоме, пробудить у учащихся интерес к изучению
    предпосылок открытия конкретных явлений;
    продолжить развитие мышления, умение
    анализировать, сравнивать, делать логические
    выводы.
  • Воспитательные: развитие навыков коллективной
    работы; развитие навыков культуры общения,
    толерантного отношения друг к другу; умение
    излагать свою точку зрения и отстаивать свою
    правоту.
  • Планируемые результаты обучения:

  • Новые знания: понятия – ядро, протон, нейтрон,
    электрон.
  • Обобщение представлений об атоме.
  • Умение определять количество р+ , no,
    е.
  • Развитие навыков: работы с инструментами,
    самостоятельное принятие решений,
    коммуникативные умения и навыки, умение
    самостоятельной мыслительной деятельности.
  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание толерантности.
  • Расширение кругозора.

  • Ход урока

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Атомы
    химических элементов”. На изучение этой темы
    отводится 7 часов. Сегодня мы познакомимся со
    строением атома, а на следующих уроках вы будете
    знакомиться со строением электронных орбиталей,
    ионами, видами химической связи. Напишите 2
    тематических учета знаний и 1 контрольную работу.

    А сейчас мы отправимся в дальнейшее
    путешествие по удивительной стране “Химия”.
    План нашего урока перед вами. Пожалуйста, с ним
    познакомьтесь. Обратите внимание, у нас с вами
    с/р, где вы покажите на сколько хорошо усвоили
    материал. Посмотрите на меня внимательно.
    Главное, что вы должны запомнить на сегодняшнем
    уроке: как устроен атом, состав атомного ядра.
    Научиться определять заряд ядра, количество
    протонов, нейтронов, электронов.

    Откройте тетради, запишите число, тему урока:
    “Строение атома”. И так, мы начинаем.

    ВИДЕО

    (После просмотра)

    Давайте хором назовем
    химические элементы.

    СЛАЙД № 1

    Вы знаете, что вещества состоят из молекул, а
    молекулы из атомов. Ребята, атом тоже имеет
    сложное строение. Об этом говорят многочисленные
    опыты, с которыми вы будете знакомиться на уроках
    физики и при дальнейшем изучении химии. Атом
    имеет ядро и электроны, которые движутся вокруг
    ядра. Если применить образное сравнение, то весь
    объем атома можно уподобить стадиону в Лужниках,
    а ядро – футбольному мячу, положенному в центр
    поля. Атом любого химического элемента – как бы
    крохотная Солнечная система. Поэтому такую
    модель атома, предложенную Резерфордом, назвали планетарной.
    Но оказывается, что крохотное атомное ядро, в
    котором сосредоточена вся масса атома, состоит
    из частиц двух видов – протонов и нейтронов.

    СХЕМА № 1

    Возьми на своих столах схему № 1.

    Рассмотрите ее внимательно: атом состоит из
    ядра и электронной оболочки, которая состоит из
    электронов. В центре атома находится ядро. Ядро
    состоит из протонов и нейтронов, которые
    называются нуклонами.

    СЛАЙД № 2

    Задание – заполнить пропуски в
    тексте, используя данные слова.

    “В центре атома находится ядро, которое
    состоит из протонов и нейтронов. Вокруг ядра с
    большой скоростью движутся электроны”.

    Повернитесь друг к другу в полоборота, сядьте
    ровно. Сейчас вы работаете в парах и друг другу
    проговорите еще раз шепотом строение атома,
    используя данную схему(рис.1).

    Познакомимся с основными характеристиками
    элементарных частиц. Заполним вместе таблицу.


    Масса Заряд
    Протон р+ 1 +1
    Нейтрон n0 1 0
    Электрон е 0 -1

    СЛАЙД № 3

    • Посмотрим в схему 1. Какие частицы находятся в
      ядре?
    • Какие из них имеют заряд?
    • А ядро будет иметь заряд?
    • За счет каких частиц?
    • Атом имеет массу?
    • За счет каких частиц?
    • Электроны вносят вклад в массу атома?
    • Значит в какой части атома сосредоточена его
      масса?

    Мы знакомы с ПСХЭ. Сегодня мы научимся
    характеризовать элемент с т.з. строения атома.

    СЛАЙД № 4

    Химический элемент представляет
    собой совокупность атомов, имеющих одинаковый атомный
    номер.

    Запишем в тетрадь

    : Число протонов в ядре
    атома соответствует его атомному номеру и
    обозначается символом Z.

    Работа по закреплению у ПСХЭ.

    Гимнастика для глаз

    Познакомимся с атомным номером. Возьмите в руки
    ПСХЭ Д.И.Менделеева. Вам необходимо определить
    атомный номер элемента и число протонов для
    следующих элементов: Al S // Переверните ПС на
    180о
    O H

    Мы узнали, что число протонов определяется по
    порядковому номеру элемента.

    СЛАЙД № 5

    Сейчас наша задача научиться
    определять число нейтронов. Т.к. вся масса
    атома сосредоточена в ядре, то число нейтронов
    можно определить по следующей формуле:

    Запишите в тетрадь атомный номер и массовое
    число следующих элементов:

    Фосфора и кислорода.

    Обратная сторона доски: Проверьте.


    СЛАЙД № 6

    Кол-во нейтронов вычисляется по
    формуле: N=A-Z.

    Например:

    ядро атома магния содержит 12
    нейтронов. 24 – 12 = 12.

    Гимнастика для глаз:

    Возьмите в руки ПСХЭ
    Д.И.Менделеева на расстоянии вытянутой руки.
    Молча определите кол-во протонов и нейтронов для
    атомов: С, Si.

    Обратная сторона доски: Проверьте.


    Правильно? Запишите это в тетрадь.

    Учимся определять число электронов. Число
    электронов определяется по порядковому номеру.
    Допишите в тетради число электронов у С и Si.

    Ребята, кто был из вас внимателен в начале
    урока? Скажите мне, с какими новыми понятиями вы
    сегодня познакомились? ………….

    У нас с вами творческая работа. Работать вы
    будете в группах по 4 человека. Вам предстоит
    создать модель атома гелия. Посмотрите
    внимательно, как может выглядеть атом. Для работы
    используйте наборы, которые лежат на столах. На
    выполнение работы вам дается 4 минуты. И так,
    время пошло. Кто первый завершит конструирование
    своей модели атома гелия, тот вывешивает свою
    работу на доску.

    Давайте посмотрим ваши работы. Выбрать
    правильную. Расскажите как вы выполняли. Молодцы.

    Сейчас посмотрите в свои тетрадочки с самого
    начала урока. Вспомните то, что мы сегодня
    записали. Подошло время Испытать себя.
    Записали в тетрадях “Самостоятельная работа”.
    (Инструкция)

    СЛАЙД № 7

    Время на выполнение работы – 3
    минуты. Самопроверка по образцу.

    Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки.
    Продолжайте стоять. Встаньте те, кто допустил 1
    ошибку. Похлопаем. Молодцы. Садитесь.

    Самой распространенной ошибкой в этой работе
    было нахождение числа нейтронов. Еще раз, скажите
    мне, как мы находим кол-во нейтронов?

    Домашнее задание.

    Ребята, что же мы с вами узнали на
    сегодняшнем уроке?

    • …..
    • …..

    Чему научились?

    Обратитесь к схеме 1 (строение
    атома). Сделать вывод.

    Оценка работы учащихся на уроке.

    Презентация

    Следующий: