Урок Животный мир природных зон суши

Цели и задачи урока:

- ознакомление с животным миром суши через
различные источники информации;

- применение метода географического
моделирования для установления зависимости

видового разнообразия животных от условий
природно-климатической зоны;

- повышение уровня эколого-географической
грамотности учащихся.

І.Организационный момент.

- Сегодня у нас интегрированный урок экология
с географией на тему “Животный мир природных
зон суши ”.

Урок будет проходить в форме
эколого-географической экспедиции по природным
зонам с целью ознакомления с животным миром
суши через различные источники информации.

На каждом пройденном этапе экспедиции будем
составлять эколого-географические модели на
основе реальных ситуаций.

Итак, в путь!

II. Вступительная беседа.

-Земля единственная известная учёным обитаемая
планета. Сейчас на земле живёт несколько
миллионов видов живых существ – грибов,
растений, животных и микроорганизмов. Они очень
отличаются друг от друга: и по внешнему виду, и по
размерам, и по условиям обитания.

На нашей планете живут и невидимые без
микроскопа бактерии и гигантские киты,
достигающие в длину 30 метров. Жизнь обнаружена в
глубочайших океанических впадинах и на больших
высотах в стратосфере.

-Интересно, сколько же видов животных и
растений в России?

-И каково их соотношение?

( дети анализируют диаграмму “Соотношение
видов животных и растений России” из
электронного учебника)

-Какой можно сделать вывод?

- По видовому разнообразию животные
значительно опережают растения. В нашей стране
насчитывается более 90 тысяч видов животных.

- В животном мире России первенствуют насекомые

( свыше 90 тысяч видов), многочисленны рыбы (их
1450 видов), видовое разнообразие птиц меньше –
около 700.

- Незначительно число земноводных и
пресмыкающихся – всего 160 видов.


ІІІ. Ознакомление с новым материалом.

-Наша планета – дом для огромного числа
животных.

Но разные животные приспособились жить в
разных условиях, и поэтому все животные на Земле
обитают на определённых территориях, которые
называются природно-климатическими зонами.

В каждой природной зоне определённое сочетание
условий, необходимых для жизни:

- среднегодовая температура и влажность,

(появляется
на экране)

- световой режим и пищевые ресурсы,

- тот или иной рельеф и — растительный покров.

Поэтому для каждой такой зоны характерен свой,
уникальный животный мир – совокупность видов
животных, совместно населяющих эту территорию
земного шара.

И для каждой природной зоны характерны свои
пищевые связи.

-Сегодня мы познакомимся с животным миром
некоторых природно-климатических зон Земли.

1)

Итак, начнём с природной зоны тундра.

Откройте карту природных зон в атласах

- Опишите географическое положение этой
зоны.

(Тундра располагается вдоль северных побережий
Евразии и Северной Америки. Южнее зоны
Арктических пустынь.)

- Давайте вспомним, каков климат в этой
природной зоне.

(В тундре очень холодная зима, короткое
прохладное лето и постоянно дуют сильные ветры.
Повсеместно распространена многолетняя
мерзлота, оттаивающая летом на глубину не больше
1м.

-Что можно сказать про осадки?

Осадков выпадает мало 200-300мм в год. При
недостатке тепла испарение невелико, поэтому
увлажнение избыточное.)

- Как климат тундры повлиял на растения?

(Основные растения мхи и лишайники, низкорослые
травы, кустарники. Многие растения, прижимаясь к
земле, приобретают подушкообразную форму. Так
они меньше подвергаются воздействию ветра и
получают больше тепла, потому что почвы здесь
теплее, чем воздух. Растения растут очень
медленно – всего 1-5мм в год.

При наступлении лета тундру украшает пёстрый
ковёр цветов.)

- Прочитайте текст учебника на с.40 и определите
состав животного мира тундры и

как они приспособились к природным условиям.

- Какие же виды животных приспособились к
тундровым условиям?

( Обширные пространства тундры служат
пастбищами стадам северных оленей. Кроме оленей
в тундре водятся масса грызунов – полёвок,
леммингов, на которых охотятся песцы, полярные
волки и совы.

Летом на мелководные тундровые озёра слетаются
водоплавающие птицы: гуси, казарки, кулики.
Образуются огромные поселения “птичьи базары”.)

- Как зависит видовое разнообразие животных от
условий природно-климатической зоны?

2)

Следующая природная зона умеренных лесов.

- Где находится эта природная зона? Смотрим в
атласы.

(В Северном полушарии Земли, занимая огромные
пространства Евразии и Северной Америки.)

- Какие здесь произрастают леса?

(Тайга (хвойные деревья), смешанные и
широколиственные леса.)

- Каков здесь климат?

( В отличии от тундры климат лесов мягче.
Повышена влажность воздуха. Осадков выпадает
примерно 500мм в год. Средняя температура зимой
-15°, летом около 20°.

-

А в тайге Сибири?

В таёжных лесах Сибири температура зимой -40°,
летом около 35°.)

- А сейчас узнаем о разнообразии животного мира
этой природной зоны.

(прослушивание аудиозаписи)

Наверное, нигде больше не встретишь такого
разнообразия животных, как в лесу. Это связано и с
более мягким климатом, и с возможностью селиться
в новых условиях – на деревьях, кустарниках, а
также в лесной подстилке – слое опавших
листьев, хвои и веток. Деревья, кустарники, лесная
подстилка представляют собой своеобразные этажи
ярусы, где обитают самые разнообразные
животные. Лес похож на многоэтажный дом., в
котором каждый вид организмов занимает
определённый этаж.

В ярусах, занимаемых деревьями и кустарниками,
наиболее заметны пернатые. Дятлы и дрозды, клесты
и синицы, совы и ястребы, а также многие другие
птицы селятся на деревьях и находят там пищу. Но
не только птицы обитают на деревьях и
кустарниках. Деревья служат прибежищем для
белок, сонь, летучих мышей.

В лесах можно встретить млекопитающих – косулю
и лося, зайца-беляка и енота, кабана и лисицу,
волка и медведя, рысь и зубра.

Под пологом леса, на лесной подстилке прекрасно
чувствуют себя рептилии: обыкновенная гадюка и
медянка, безногая ящерица веретеница и
живородящая ящерица, которая любит влажную,
покрытую мхом почву.

Богат и разнообразен мир лесных
беспозвоночных. Это и пауки и клещи, некоторые из
них могут стать причиной опасного заболевания –
энцефалита.

В лесу муравьи строят муравейники. В
подстилке обитает много хищных жуков – жужелиц,
нередко встречаются слизни – брюхоногие
моллюски, не имеющие раковины. Настоящим
бедствием для таёжных лесов являются нашествия
гусениц сибирского шелкопряда. Поедая хвою, они
обрекают деревья на гибель. (пауза)

Многие животные живут в лесу круглый год.

Одни лесные животные активны на протяжении
всего года – рысь, заяц, лось, а другие, например
сони, мыши, медведи, впадают в зимнюю спячку.

Другие, например большинство птиц и летучих
мышей, с наступлением осени улетают из лесов на
юг.

Беседа.

– С чем связано многообразие
животных леса?

(С более мягким климатом, чем в тундре и
возможность селиться по ярусам)

- Кто занимает ярус деревьев и кустарников?

(птицы)

- Почему?

(находят пищу и прибежище от хищников)

-

Кого можно встретить на ярус ниже?

(млекопитающие – лиса, косуля..)

- Что является самым нижним ярусом?

( лесная подстилка)

- Кто живёт здесь?)

3)

Найдите в справочном словаре понятия
степь, саванна, прерия

- Каково географическое положение степей,
саванн, прерий

( Степи простираются широкой полосой к югу от
лесной зоны Евразии: от Дуная до Центральной
Азии. В Северной Америке они называются
прериями., а в Африке – саваннами.)

- Что можно сказать про климат этой
природной зоны?

(Климат степей более суровый, чем климат прерий:
он характеризуется жарким летом и холодной
зимой. Ветры свободно перемещаются на открытых
пространствах, но не приносят большого
количества осадков.

Осадков здесь выпадает 300-400мм в год. Из-за
высоких летних температур испарение в 2 раза
превышает количество осадков.

В саваннах климат более жаркий.)

-Что вы знаете о растительности?

(В отличие от лесной зоны здесь мало деревьев.

Основной растительностью являются
разнообразные травы, преимущественно злаки.

Из-за длительных засух травы уже в середине
лета жухнут и выгорают. Поэтому растения –
степняки имеют глубокие корни, разветвлённые,
дающие до 80% растительной массы.)

- А сейчас поработаете по электронному
учебнику
, периодикой и справочной
литературой
. Постарайтесь составить сообщение
об особенностях животного мира степей.

Индивидуальный опрос 3 человека

Учитель о Красной книге

- С каждым годом на нашей планете
становится всё меньше и меньше диких животных. К
разряду редких отнесены и охраняемые животные
нашей области и занесены в Красную книгу. (показываю
книгу и зачитываю отрывки)

ІV. Домашнее задание.

- Заполнить таблицу по природным зонам.

Природные зоны суши Географическое положение Климат Растительность Животные Экологические проблемы
Тундра
Леса
Степи

V.-

А теперь подведём итог урока.

Вспомним, что мы теперь знаем по каждой
природной зоне.

(высказывания детей о животных
рассматриваемых на уроке природных зон)


VІ. Рефлексия.

- А теперь оцените своё состояние на уроке.

На доске размещены солнышко, радуга, дождь,
символизирующие ваше настроение.

Поместите свой магнитик под символом,
соответствующим вашему состоянию.

Следующий: