Урок – защита диссертации по теме Характеристика Японии

Цели и задачи урока

:

– Изучить специфику одного из ведущих центров
мирового хозяйства.

– Создать условия для применения знаний и
умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

– Способствовать обучению учащихся умению,
характеризовать объект и явления по тексту
учебника и дополнительной литературе.

– Развивать у учащихся интеллектуальную,
исследовательскую, информационную,
коммуникативную культуру.

Тип урока

: комплексного применения знаний и
умений.

Методы урока

: частично– поисковый,
исследовательский, опережающее домашнее
задание.

Форма проведения:

Урок– защита диссертации.

Материально-техническое оснащение

: атласы,
справочные статистических материалы, творческие
работы учащихся, политическая карта мира, СD-диск
“ Экономическая и социальная география мира”

Герб, флаг Японии.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Создание творческой атмосферы в классе.
Ролевое распределение участников урока – защиты
диссертации.

2. Актуализация знаний.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем о
стране, которую называют очень странно –
“Страна наоборот”. И для этого есть все
основания. В этой удивительной стране пальто
подает женщина, руль в машине с правой стороны,
кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят
палочками, спят на полу, а белый цвет является
траурным.

– О какой стране идёт речь?

– Да, это Япония.

– А понять и узнать эту своеобразную страну нам
помогут наши кандидаты, которые будут защищать
свои диссертации. “Ученый совет” вынесет своё
решение.

И так мы начинаем урок – Защита диссертации.

3. Целеполагание и мотивация.

Учитель называет тему урока и предлагает
учащимся определить для себя цели урока.

Учитель мотивирует работу учащихся, объявляя,
что работа на уроке будет оцениваться в баллах и
присуждаться “ ученая степень”.

(Таблица результатов работы творческих групп
заполняется в ходе защиты диссертаций).

Критерии оценки ответа и дополнений.

40 баллов – ответ правильный и полный.

20 баллов – ответ правильный, но не полный.

5 баллов – ответ неточный.

10 баллов – дополнение правильное, содержащее
новые сведения.

Предлагается учащимся разделиться на 4
творческие группы (с учетом выполнения
опережающего домашнего задания), и приступить к
самостоятельной подготовке следующих вопросов:

  1. Экономико-географическое положение Японии.
  2. Особенности населения. Демографическая
    политика.
  3. Характеристика промышленности.
  4. Культура Японии.

2. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Руководитель “ученого совета” приглашает
кандидата с темой диссертации (1 творческая
группа):

“Экономико-географическое и
политико-географическое положение Японии.
Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во
времени”.

Выступление учащегося

:

– Япония – сравнительно не большая по площади
страна, расположена на четырёх крупных и около
тысячи мелких островов. Япония – страна гор,
страна, которая бедна полезными ископаемыми, а
многочисленные реки из-за порожистости и малой
длины, непригодны для судоходства. Японские
острова лежат внутри движения тайфунов –
ураганов, проходящих во время осенней смены
муссонов. Зимой на северо-западное побережье
доходит самое большое количество снега для этих
широт. Кроме того, земная кора в этом районе очень
подвижна, о чём свидетельствует частые
землетрясения и действующие вулканы, а небольшие
землетрясения происходят в Японии каждый день…

– Япония входит в “большую восьмерку”, что
говорит о её высоком экономическом развитии, но
не является членом НАТО и других объединений,
потому что её удалённость от большинства стран
затрудняет процесс интеграции.

Вопрос “оппонента” к творческой группе:

Какие факторы способствовали формированию
“экономического чуда”?

Выступающие:

Факторы “экономического чуда”:

  1. Важную роль в индустриализации Японии сыграли
    США.
  2. Были проведены демократические реформы.
  3. Распущены японские семейные концерны, –
    которые монополизировали экономику.
  4. Была проведена реформа в сельском хозяйстве,
    ликвидировано крупное землевладение, земля была
    передана в пользование крестьян.
  5. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению
    с другими развитыми странами.
  6. Япония после поражения в войне имела право
    тратить не более 1% ВВП на оборону.
  7. Для страны всегда была характерна высокая
    степень государственного регулирования: каждые 5
    лет составлялся план – прогноз.

Председатель учёного совета приглашает
выступить кандидата (2 творческая группа ) с темой
диссертации:

“Характеристика промышленности”.

Выступающие:

Хозяйство

. Высоко развитая промышленность
почти лишена собственной минерально-сырьевой
базы.
Япония ввозит почти всю нефть и природный
газ, большую часть угля, руды черных и цветных
металлов, бокситы.

Топливно-энергетическое хозяйство, основанное
на привозном топливе, отличается режимом
экономии, сокращением объема энергопотребления.
Импорт нефти в последние годы уменьшился, хотя
абсолютные его размеры велики – около 200 млн. т.
Ее доля в потреблении топлива сокращается (около
50%), в то же время растет доля угля и атомной
энергии. В стране действует более 30 атомных
электростанций.

Промышленность

Японии условно можно
разделить на две группы отраслей. К первой
относятся материалоемкие производства,
потребляющие много металла и другого сырья:
выплавка стали и нефтехимии, автомобиле– и
судостроение. Япония достигла ведущей роли в
мире по этим производствам еще в 70-е гг. XX в., но их
рост приостановился, а судостроение даже резко
сократилось. Ко второй группе относятся самые
наукоемкие отрасли: производство роботов, ЭВМ,
полупроводников бытовой радиоэлектроники. В
этих отраслях Японии ведет ожесточенную борьбу
за техническое первенство с конкурентами – США и
Западной Европы.

Черная металлургия использует импортную руду и
уголь (преимущественно из Австралии). Выплавляя
около 100 млн. т стали, страна занимает второе
место в мире. Металлургические комбинаты
отличаются высоким техническим уровнем (крупные
домны, полное господство самого прогрессивного
кислородно-конвертерного способа плавки стали);
Они размещены на побережье, что обеспечивает
дешевую доставку сырья и топлива
непосредственно к доменным печам, без
перегрузок. Часто они комбинированы с
нефтехимическими заводами, составляют единые
комплексы. Развита разнообразная цветная
металлургия, в том числе выплавка алюминия.

Автомобильная промышленность делит с США 1–2-е
место в мире – около 10 млн. автомашин в год, в том
числе около 8 млн. легковых. Автомобильные
концерны “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда”, успешно
конкурирует с американскими и
западноевропейскими, захватывают зарубежные
рынки. Японское судостроение дает около 1/2 судов
зарубежного мира.

Среди отраслей второй группы, отличающихся
высокой наукоемкостью, немало таких, где Япония
также достигла лидерства в мире. Прежде всего,
это бытовая радиоэлектроника – по производству
видеомагнитофонов (около 80% мирового), цветных
телевизоров, радиотехники страна не имеет
конкурентов. Лидирует она и по производству
роботов (более 100 тыс. в год), и по оснащенности ими
хозяйства. В Японии имеется несколько
“безлюдных” заводов, где почти все производство
обеспечивается роботами. По объему производство
электронно-вычислительной техники Япония
уступает лишь США, хотя уже выпускает ЭВМ пятого
поколения.

Японская наука и индустрия занимает ведущие
место по биотехнологии, производству
полупроводников, разработки и использованию
новых источников энергии (программа “Солнечный
свет”).

Сельское хозяйство

обеспечивает почти 3/4
потребностей населения в продовольствии.
Основой сельского хозяйства остаются мелкие
хозяйства (средний их размер 1,2 га, в 15 раз меньше
западноевропейского) и традиционное
растениеводство, особенно разведение Главной
зерновой культуры – риса.
Высокая химизация
сельского хозяйства и труд японского
крестьянина позволяют получать довольно высокие
урожаи. По сбору доминирует рис (12-14 млн. т), затем
идут пшеница, соя, овощи.

Раньше население почти не потребляло мясо, в
послевоенные годы положение быстро изменилось, а
роль животноводства заметно увеличилось,
особенно быстро развивается свиноводство и
бройлерное птицеводство.



Традиционно большое место в питании японцев
занимают рыба и другие продукты моря. Япония –
один из лидеров мирового рыболовства –
развивает и аквакультуру: разведение рыбы во
внутренних водоемах и моллюсков на “морских
плантациях”.

Вместе с тем страна остается крупнейшим
импортером продукции сельского хозяйства,
особенно
зерна и кормов.

Вопрос оппонента выступающим:

1. Что представляет собой “японская модель”
развития экономики.

Выступающий.

На первом этапе развития своей экономики, чтобы
не терять время на научно-исследовательские
разработки и на внедрение новых открытий в
производство, японские предприниматели сделали
ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое
заимствование из других стран передовой
технологии и техники. Японцы охотно занимали за
рубежом деньги, не жалели средств на покупку
лицензий и патентов, но всячески противились
появлению на японской земле предприятий, где
хозяйничали бы иностранцы. Далее, начинают
выпускать ту продукцию, которая пользуется
большим спросом на мировом рынке. Необходимо
учесть сочетание новейших технологий с
относительно дешевой рабочей силой.

Председатель учёного совета:

Приглашает выступить кандидата (3 творческая
группа) с диссертацией на тему: “Особенности
населения и демографическая политика”.

  • Население Японии – 127млн человек-это 8-е место в
    мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии,
    России, Пакистана.
  • Территория – 372 тыс. км 2.
  • Средняя плотность населения – 336 чел. на
    квадратный километр. Но фактическая плотность
    населения выше, поскольку почти всё население
    страны сосредоточено на приморских низменностях
    и в долинах рек.
  • Япония – конституционная монархия, империя.
    Это практически единая империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была
абсолютной монархией, законы которой наделяли
императора неограниченной властью и приписывали
ему божественное происхождение. В настоящее
время император страны – Акихито – символ
государства и единства нации, так как вся
законодательная и исполнительная власть
принадлежит парламенту и кабинетам министров.

По государственному устройству – Япония – унитарное
государство,
здесь 46 префектур и
губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах –
76 %.

В стране более 200 больших городов, 12 из них
города – миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии,
характерен первый тип воспроизводства населения
– естественный прирост. Заметное снижение
рождаемости объясняется, прежде всего, желанием
японцев повысить уровень жизни, а также
государственный политикой контроля над
рождаемостью. Занятия по основам планирования
семьи проводятся уже в старших классах.
Пропагандируется более поздние браки по
договоренности родителей.

  • Япония-нация здоровых людей с самым низким
    показателем детскость смертности в мире –4 на 100
    (в США– 8 на 1000; в России– 18 на 1000)и самым высоким
    уровнем продолжительности жизни (мужчины-76 лет,
    женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины
    – 72 года, мужчины – 62 года.

Вопрос оппонента выступающему:

Почему японцы долго живут?

Выступающий:

Все продукты в магазинах свежие, в пищу
употребляется много морепродуктов. Японцы, как
никакой другой народ в мире знают и понимают,
насколько хрупка жизнь. В памяти остались
атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Японцы ценят жизнь и берегут природу. Имеют
привычку ходить пешком. В стране провозглашен
лозунг “Десять тысяч шагов ради здоровья”.

“Председатель научного совета”:

– Япония – страна высокой культуры и сплошной
грамотности. Японцы свято чтят старинные обряды
и традиции.

Слово предоставляется учащимся 4 творческой
группы.

Тема диссертации “ Культура и традиции в
Японии”.

1-й ученик

. У японцев приняты поклоны и
улыбки. Подчинённые кланяться своему начальнику,
сгибая корпус под углом 450 , коллеги
кланяются друг другу под углом 150,
встречают клиентов и покупателей под углом 300
значит каждому свой угол.

Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит
младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне
заставляет кланяться и его, давая тем самым
первые уроки почитания старших.

2-й ученик. Чаепитие

в Японии представляет
сбой целый обряд, который называется “тя но ю,”
что означает в переводе “чайная церемония”.
Участвуют в обряде не более пяти человек. В
комнате даже днём должен быть полумрак, а вся
мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный
льняной платок и бамбуковый коврик подчёркнуто
новые. Все участники церемонии садятся на пол,
один из них насыпает в чашку порошок – растёртый
в пудру зелёный чай, заливает водой и метёлочкой
взбивает пену. Обряд происходит в полном
молчании. Особое внимание уделяется качеству
воды.

3-й ученик

. Икебана (приблизительный
перевод – искусство составления цветов). Это
целая наука, её преподают в Японии в специальных
школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три
раза в неделю. Проникновение в мир икебаны
требует от человека профессиональных знаний и
особого дара – тонкого зрительного восприятия
её едва уловимых свойств.

4-й ученик

. Есть в Японии настоящие чудеса.
Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Эти
маленькие садики по своим размерам не превышают
размеров комнаты. Растут в них карликовые
деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см.
Выращивают их более 900 лет несколько поколений
людей. Передаются они по наследству. Японцы могут
часами любоваться такими садиками, проводить
около них всё свободное время в раздумьях,
отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование
такого крохотного садика может быть объяснено
стремлением людей, познать красоту большого
мира, иметь её рядом с собой.

5-й ученик

. У японцев свой национальный
костюм– кимоно. Кимоно носят и сегодня от мало до
велика, в праздничные дни. Оно передаются по
наследству, одно для всех: нет различия – мужское
или женское. Все радостные события: рождение
ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события
заставляют надеть кимоно – парадное или
траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не
выбрасывается. Непременным атрибутом женского
туалета является шпилька для украшения волос, а
также веер и зонтик.

6-й ученик

. В Японии часто случаются
землетрясения, поэтому здесь издавно строят
легкие дома, при разрушении которых не гибнут
люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены
раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это
позволяет легко и быстро менять планировку
жилища. Полы покрыты специальными циновками из
прессованной рисовой соломы – татами. Днем на
них сидят, обедают, а на ночь на них стелят
постель. Мебели, как правило, мало. В доме
идеальная чистота. Придут гости, хозяева
пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки
по две палочки. В Японии до сих пор хранят
верность деревянным палочкам. Столовые,
рестораны, отели Японии ежегодно закупают
11,3млрд. тонких палочек, используют их только один
раз, а затем выбрасывают.

7-й учащийся

. Вместо стульев японцы
раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на
столе не имеет ничего общего с тем, что мы
называем сервизом. Приезжие изумляются – что за
разнобой. А японцы кажется безвкусицей видеть
одну и ту же роспись на тарелках, и на блюдцах, и
на чашках. А станут гости уходить, хозяева
подарят им на прощание бумажную птичку –
журавлика. Считается, что он приносит людям
счастье.

4. Итог урока.

Слово учителю.

На сегодняшнем уроке мы узнали об удивительной
стране, где люди наперекор природе, не давшей им в
достатке ни полезных ископаемых, ни земли
достигли таких экономических вершин.

По ходу урока учащиеся получали за свои
выступления баллы.

Ученый совет решил:

Творческим группам, набравшим 50 баллов и более
присудить “научную степень – знатоки Японии”.

5. Домашнее задание.

На контурные карты нанести Мегаполисы Японии.

Рефлексия:

  • Какое значение для тебя лично имеют знания и
    умения, полученные сегодня на уроке.
  • Что вызвало наибольшую трудность.



  • Следующий: