Урок Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия. 9-й класс


Цель урока: Сформировать представление о своеобразии природы Западной
Сибири.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского
    района. Выявить особенности природных условий и их взаимосвязи,
    обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири.
    Отработать географическую номенклатуру данной территории.
  2. Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными
    источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать
    выводы, т.е. развивать логическое мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе своей страны,
    его природно-ресурсному потенциалу.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта
Западной Сибири, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы, контурные
карты, учебник под ред. А.И. Алексеева для 9-го класса, изд-во “Дрофа”

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к
уроку. (Сегодня на уроке нам необходимы учебники, атласы и контурные карты, а
также компьютерные презентации, которые вы подготовили.)

2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучали как шло
освоение территории Сибири русскими. И одним из вариантов домашнего задания была
подготовка презентации на эту тему. Просмотр презентации: “Освоение Сибири”.

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем
знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие
(уникальность) природы этой территории.

1) Видеоряд с изображением природы Западной Сибири.

Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем
изучение района? (С состава района, ЭГП.)

2) Работа с политико-административной картой России.

Рассмотрите карту атласа на стр. , определите какие субъекты РФ входят в
состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте
России.

Состав:

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО,
Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой
центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).

3) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района.
Какие особенности вы можете назвать?(ответ одного из учеников по настенной
физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России,
большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе
района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном,
Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером,
на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море
Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)

В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами?
(Близость к развитым европейским районам.)

4) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и
каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на
небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при
подготовке вы можете использовать текст учебника § 44, 49, карты атласа для
8–9 класса, после чего один представитель от группы делает сообщение не
более 2 минут.

Работа в группах.

Алгоритм для группы геологов:

  1. По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены
    на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.
  2. Объяснить происхождение форм рельефа.
  3. Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение
    болот?
  4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную
    деятельность.

Алгоритм для группы климатологов:



  1. Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?
  2. По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса на стр.202
    определите, в каких климатических поясах расположен район?
  3. Назовите характерные черты климата Западной Сибири.
  4. Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и
    хозяйственную деятельность человека?

Алгоритм для группы гидрологов:

  1. Используя учебник § 44, 49, карты атласа, определите, какие виды
    внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района.
    Составьте схему.
  2. Покажите крупные реки и озера, назовите их особенности.
  3. Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной
    Сибири.
  4. Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность
    человека?

Алгоритм для группы ландшафтоведов:

  1. Используя карту “Природные зоны азиатской части России” на стр.203
    учебника, определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский
    район?
  2. От чего зависит распространение природных зон?
  3. Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное
    освоение территории?

Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:

  1. Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?
  2. Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны.
    Проанализируйте диаграммы на стр.221 учебника.
  3. Покажите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и
    газопроводы.
  4. Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?

5) Выступления представителей от групп по 2 минуты.

Обобщив отчеты всех специалистов можно сделать вывод: Западная Сибирь – это
уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными,
которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на
большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и
затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов
оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы
будем изучать на следующем уроке.

4. Закрепление. Работа на контурной карте.

Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)

  1. Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и
    подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.
  2. Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири
    (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)
  3. Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы
    Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.
  4. Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.
  5. Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите
    основные направления нефте- и газопроводов.

В заключение нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта
федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы
изобразили на гербе Западной Сибири?

Нарисовать на доске цветными маркерами или по группам на листах А4, с
последующим вывешиванием на магнитной доске.

5. Домашнее задание: Прочитать §49, ответить на вопросы 3и 4
творческого характера, по желанию изобразить герб Западной Сибири или отдельных
ее территорий. Подготовить презентацию о выдающихся людях Западной Сибири.
Желающие подойдите после уроков для обсуждения плана презентации.

6. Оценки за работу на уроке. Подготовка презентаций и выступающие от
групп – оценка “5”.

Работа на контурной карте будет продолжена на следующем уроке, после чего
будут выставлены оценки всем.




Следующий: