Урок-занятие Мир вокруг нас

Приложение 1

Цели: познакомить учащихся с
правилами поведения в природе, с воздушным,
водным океанами, с зеленой страничкой жизни
природой, с влиянием человека на воздух, воду,
растения, животных и сохранением нашей планеты
чистой и здоровой.

Оборудование: газета “Мир вокруг
нас”, маски грустного и улыбающегося человека,
написанное на бумаге слово атмосфера, схема
загрязнения воздуха, правила поведения в природе
(плакаты), картинки растений и животных,
занесенных в Красную книгу нашей страны.

Литература:

1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М.
С любовью к природе. М.: Педагогика, 1983. 144 с.

2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас //Начальная
школа. 1993. № 9. С. 40–42.

3. Афанасьева Е. Экология не знает границ //Юный
натуралист. 1990. №1. С.30–31.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: — Ребята, сегодня у нас интересное
занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите –
газета, хотя здесь ничего не написано. Она
называется “Мир вокруг нас”. Это необычная
газета – живая. Каждый круг газеты – ее
страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и
расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала
посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человек.

- А почему он грустный? (Ответы детей)

- У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы
корреспондентов о том, что же находится вокруг
нашего человечка. Тогда может быть и поймем,
почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются
между учащимися. Первый корреспондент:

- Я буду говорить вот об этом голубом поле
(показывает). Но сначала вы должны догадаться, о
чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в
воздушном океане, который называется атмосферой.
(Учитель может прикрепить на доску заранее
написанное на листе бумаги слово)

- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор Расстилается ковер Он
всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То
он серый, то он синий, То он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен
быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете
ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень
маленькие живые существа? Среди них есть такие,
которые вызывают болезни, например, грипп. Когда
в комнате много людей, а окна закрыты, микробов
может накопиться очень много. На все предметы из
воздуха оседает пыль, и микробы в ней
накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы
микробов было меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

- От чего загрязняется воздух?

- Что надо сделать для охраны воздуха от
загрязнения?

- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по
охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в
первую очередь? (Ответы детей)

Первый корреспондент.

- Установка очистительных сооружений на
предприятиях, проветривание комнат, классов,
удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали
микробы с голубого поля. (Обучающийся убирает
аппликации микробов). Еще хорошо очищают и
освежают воздух растения. Они собирают на листья
вредные вещества, которые в воздухе оказываются
вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в
больших городах должно быть много зелени, а нам
всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали,
объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало
чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля
– наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты –
посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные
изображения. Давайте послушаем следующего
корреспондента.

Второй корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую
музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы,
их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке
девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

им не нравится, потому что шумно и неприятно.
Шум в наше время является загрязнителем
окружающей среды, так как современные машины –
грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные
звуки, от которых люди могут заболеть. А очень
громкая музыка вызывает шумовое опьянение и
действует как наркотик. Поэтому очень вредно
включать дома магнитофон надолго и на полную
мощность. Вот еще: некоторые ребята любят
пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо
своего приятеля. Это очень опасно – резкий,
сильный звук может разрушить слуховой аппарат.
Видите, сколько звуковых загрязнителей и это
поле (показывает поле со стрелками и спиралями) –
звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие.
Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная,
негромкая музыка, спокойный разговор, создают
звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у
них был звуковой комфорт? (Ответы детей)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с
белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые
волны. Учитель.

- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше,
на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на
Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях,
в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это
вода.



- Отгадай загадки. Какие явления природы
связаны с водой?

  1. Вечером на землю слетает, ночью на земле
    пребывает, утром опять улетает.
  2. Над рекою, над долиной повисла белая холстина.
  3. Пушистая вата плывет куда-то:чем вата ниже, тем
    дождик ближе.
  4. Меня ждут, не дождутся, а как завидят –
    разбегутся.
  5. На дворе переполох, с неба сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится.
В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и
умыться нужна пресная вода и она должна быть
чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой
умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не
так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять
краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от
загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем
пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в
реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них
машины, а еще – много грязи попадает в воду от
заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у
нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку
Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат,
химический завод, животноводческие фермы).
Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш
человечек улыбнулся?

- Что надо сделать?

(Ответы детей)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т
озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и
научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все грязные пятна! (Убирает) педагог.

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало
поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка
жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)

- Она зеленая потому, что основу живой природы
составляют растения, они дают пищу, лекарства,
одежду, кислород – всем живым существам.

- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы
детей)

Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям
куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек
природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе
как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и
квадраты, над каждым из них растения или
животные, которых осталось мало. Мы можем убрать
эти квадраты и круги, если научимся правильно
вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое
правило поведения в природе нам надо знать, чтобы
растений с красивыми цветами было много кругом?
(Ответы детей)

Появляется плакат

- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой
природе, не плести венки. Красивыми растениями
надо любоваться в природе, а не губить их.

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны

- И не будет красоты.

- Мы запомним это правило и можем убрать черные
круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки
растений)

- Посмотрите, эти рисунки украшают нашу
страничку так же, как сами эти растения –
природу. Но поле портят черные квадраты, над ними
животные, которые особенно пострадали от
человека. Что будем делать? Как убрать черные
квадраты? (Ответы детей)

- Главное правило – не ловить никаких животных,
не пугать их, не кричать в лесу, не трогать
птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не
обижать никого, даже самых маленьких жуков,
пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем
черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле!
(Убирает квадраты, под ними рисунки красивого
мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и
лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали
больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты,
хищные птицы из-за неправильного понимания роли
хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того,
что людям не нравится их внешний вид.

Просьба
Н.А. Заболоцкий

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится -
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей
исчезли с нашей планеты или находятся на грани
исчезновения. Такие редкие виды занесены в
Красную книгу нашей страны.

- А каких вы можете назвать животных или
растений, которые занесены в Красную книгу нашей
страны? (Ответы детей)

Показ педагогом некоторых видов редких
растений и животных. Педагог.

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята,
не о всех растениях и животных, которые нуждаются
в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы
будем знать правила поведения в природе, то
поможем всем.

- Ребята, сегодня мы говорили о многих
компонентах природы.

- Что такое природа? (Ответы детей)

- Что природа дает человеку?

- Что могут сделать дети для охраны природы?
(Ответы детей)

- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у
нашего человечка в нашей газете. Человечек
улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску,
под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом
мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже
богатство природы и его надо беречь.




Следующий: