Урок-закрепление по теме План и карта

Цель урока:

закрепить полученные знания и
умения по теме.

Оборудование:

карта полушарий,
топографическая карта, атласы для 6 класса,
карточки с условными знаками (формат А4), карточки
с различными видами масштаба (формат А4), лист
ватмана с расчерченным кроссвордом.

I. Организационный момент.
II. Проведение игры.

Вступительное слово учителя.

- География — новый для вас предмет, но вы уже
много узнали и многому научились. Сегодня вы в
этом убедитесь. Знания и умения, которыми вы
овладели, помогут вам ответить на один
интересный вопрос:

- Этот предмет был изобретён в Китае. В
китайских источниках 4000-летней давности есть
упоминание о белом глиняном горшке, который
караванщики “берегут пуще всех своих дорогих
грузов”. В нём “на деревянном поплавке лежит
коричневый камень, любящий железо. Он,
поворачиваясь, всё время указывает путникам
сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не
видно звёзд, спасает их от многих бед, выводя к
колодцам и направляя по верному пути”.

- О каком предмете идёт речь, узнаем, после того
как разгадаем кроссворд, в который включены
понятия по изученной теме.

1 задание.

- Отгадайте загадку:

С его помощью в пути
В любой пункт легко придти.
Показать нам лес, болото
Главная его забота.

(План местности).

- Что называют планом местности? (Ответ
вписывают в кроссворд).
- Что называют азбукой карты (плана)?
- Вспомним некоторые условные знаки. (Учитель
показывает карточки с условными знаками.
Учащиеся отвечают, что они обозначают).

- Молодцы!

2 задание.

- Что здесь изображено? (Учитель показывает
карточки с записью различных видов масштаба.)
- Что показывает масштаб? (Вписывают термин в
кроссворд).
- Какие виды масштаба изображены? Прочитайте их.
- Чем удобен линейный масштаб?

- Определите расстояние и направление от
колодца в посёлке Добрынино до колодца в посёлке
Ладыгино. (Учитель просит учащихся проговаривать
вслух приёмы определения расстояния и
направления).

- И с этим заданием вы справились.

3 задание.

-Послушайте отрывок из трагедии “Борис
Годунов” А.С. Пушкина.

Ц а р ь

[ … ]
А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Ф. е о д. о р.

Чертёж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.

Ц а р ь

А что такое
Узором здесь виётся?

Ф е о д о р

Это Волга.

Ц а р ь

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады. Реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…

- Что рассматривал Феодор: план или карту? (Ответ
вписать в кроссворд).
- Чем карта отличается от плана?
- Скажите, можно ли карту считать моделью Земли?
Почему?
- Умники и умницы!

4 задание.

-Отгадайте загадку:

Полюса между собой
Связали нити длинные,
И словно режут шар Земной
На доли апельсиновые.

(Меридиан).

- Что называют меридианом?
- Покажите на карте, глобусе 20-ый меридиан.
- Какие ещё линии градусной сетки вы знаете?
- Что называют параллелью?
- Покажите на карте, глобусе 20-ую параллель.
- Покажите самую короткую, длинную параллель.
- Которое путешествие будет короче по 20-ой или
80-ой параллели?
- Какой материк пересекают все меридианы Земли?
- По какому меридиану путешествие от полюса к
полюсу будет длиннее?
- Отлично, так держать!

5 задание.

- За цифрой “5” скрывается одна из
географических координат. Как её называют?
(Широта.)
- Что называют широтой? (Вписывают термин в
кроссворд.)
- Возможно, ли определить географические
координаты объекта, зная только его широту?
- Какую географическую координату ещё необходимо
знать?
- Что называют долготой?
- Чтобы открыть последнюю букву загаданного
предмета, выполним задание 6.

“Перед ними стеной метра в два вышины тянулась
сложенная из огромных плит терраса. Словно
зачарованные, закинув головы, они не сводили глаз
с нескольких гигантских статуй. Они стояли на
удлинённых торсах, без ног, с едва намеченными
под грудью руками, примитивные и мощные,
безмолвные и грозные, и пристально глядели
вперёд, в безмолвные пространства океана…

-Иван Степанович, если мы не на простой
подводной горе, то, что же это за остров?

-Это остров Рапа-Нуи. Таинственный, загадочный
остров, доставляющий массу хлопот и мучений
географам, этнографам и историкам всего
цивилизованного мира. Слыхал ли ты что-нибудь об
этом острове?

- Рапа-Нуи?..Нет,- признался Павлик,- первый раз
слышу.
- Гм…Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты
знаешь его под названием Вайгу, как его иногда
называют?
- Н-нет, Иван Степанович,- смутился Павлик,- и Вайгу
не знаю.”
- Догадываетесь ли вы, какой остров послужил
прообразом Рапа-Нуи, или Вайгу? (о. Пасхи.)

- Каковы координаты подлодки “Пионер”, которая
доставила героев романа на этот остров? (Учитель
просит проговаривать вслух приёмы определения
географической широты и долготы.)

- Теперь вы знаете, какой предмет был изобретён
в Китае 4000 лет назад. Имея в руках компас, легко
определить направление, а как быть, если его нет?
В такой ситуации оказался герой романа Л.
Буссенара “Похитители бриллиантов”. Помогите
ему.

“Так! – пробормотал Александр.- У меня нет
компаса! Ни часов! Ничего у меня нет! Теперь
только не хватало лишиться лошади! Ладно,
дружище, вставай, и поскорей! Надо снова скакать,
как мы скакали сегодня утром, но только в
обратном направлении, на юг. Думаю, что я не
ошибаюсь. Мы ведь шли от крааля в северном
направлении”.

- Каким единственным способом мог так точно
определить направление пройденного пути герой
романа? (Единственным ориентиром могло быть
только Солнце).

III. Итог урока.

- Что вы узнали и чему научились в процессе
изучения темы: План и карта?
- Вы отлично поработали! (Учитель оценивает
работу учащихся).

Домашнее задание

: составить кроссворд по
теме.

Следующий: