Урок-зачет Зоомир


Цели:

  • Проверить знания учащихся по теме “Класс
    Млекопитающие”;
  • Развивать интерес учащихся к предмету.

Зачет осуществляется с использованием игровой
технологии.

Данная игра представляет собой путешествие по
игровому полю с помощью кубика. На игровом поле
расположено 30 станций. Каждый ученик может
сделать 5 результативных ходов. Выпавшие на
кубике цифры означают номер первой станции,
следующая станция определяется суммой первого
значения и результатом второго хода, и т. д. Попав
на станцию, ученик должен выполнить задание.
Задания каждой станции напечатаны на отдельных
билетиках. Учащийся выбирает билетик
самостоятельно. Каждое правильно выполненное
задание оценивается в 1 балл. Если ученик дал
неправильный ответ, право ответа переходит к
зрителям (ученикам класса). Если зритель отвечает
правильно, он зарабатывает жетон. В конце урока
учащимся, набравшим наибольшее количество
жетонов, ставится еще одна отметка. Следующий
игрок начинает игру сначала.

Если игрок правильно отвечает на все 5 заданий,
он получает оценку “5”.



Оборудование: игровое поле
(нарисовать на ватмане или на доске); кубик;
карточки с вопросами и заданиями на каждую
станцию.

Примерные вопросы и задания к станциям

(в скобках приведены ответы на некоторые
задания)

1. Станция “Загадочная” –

отгадай загадку.

1.

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя – маленький хвост;
Спереди у зверя – хвост большой.
Кто же это? Кто он такой?

(Слон)

2.

Маленький шарик
Под лавкой шарит
Под полом таится
Кошки боится.

(Мышь)

3.

Зубастый мохнатый
Как есть начнет –
Песенку поет.

(Кот)

4.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц
С копытами, да не лошадь.

(Осел)

5.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

(Собака)

6.

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.

(Леопард)

7.

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.



(Баран)

8.

Сама пестрая, ест зеленое,
Дает белое.

(Корова)

9.

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.

(Крот)

10.

Водяные мастера, строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины, и плотины.

(Бобры)

2. Станция “Ребусная”

– разгадай ребус.

Учащимся предлагаются различные ребусы.

3. Станция “Художественная галерея”.

На данной станции используются рисунки и
фотографии млекопитающих животных.

Учащемуся необходимо назвать вид данного
животного по выпавшему ему рисунку. Можно
использовать фотографии или презентацию.

Бобр

Тюлень

Утконос

Коала

Крот

Летучая мышь

Горностай

Благородный олень

4. Станция “Разминочная” – шуточные вопросы.

  1. Кто это: пятак есть, а ничего не купит? (Свинья)
  2. У кого рога длинней хвоста? (Коза)
  3. Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран)
  4. Кто на своей голове лес носит? (Олень)
  5. Какие кони в тельняшки одеты? (Зебры)
  6. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)
  7. Кому с горы бежать труднее? (Зайцу)
  8. Кто, словно елка, весь в иголках? (Еж)
  9. Какой зверь зимой серый, а летом – рыжий? (Белка)
  10. Что будет, если еж вырастет в 10 раз? (Дикобраз)

5. Станция “Наружная” –

вопросы о внешнем
строении млекопитающих

  1. Чем отличается расположение конечностей у
    млекопитающего и пресмыкающегося?
  2. Чем покрыто тело млекопитающего?
  3. Какие типы волос существуют в шерсти
    млекопитающих?
  4. Каково значение остевых волос?
  5. Каково значение подшерстка?
  6. Какие роговые образования кожи встречаются у
    млекопитающих?
  7. Какие типы желез есть у млекопитающих?
  8. Какие органы чувств есть у млекопитающих?
  9. Что такое вибриссы? Каково их значение?
  10. Зачем животному нужны пахучие железы?

6. Станция “Внутренняя” –

вопросы о
внутреннем строении млекопитающих.

  1. Что такое диафрагма? Каково её значение?
  2. Перечислите отделы пищеварительной системы.
  3. Какие железы появляются во рту млекопитающих,
    какое значение они имеют?
  4. Какие виды желудков бывают у разных видов
    млекопитающих?
  5. Какие органы входят в состав дыхательной
    системы млекопитающих?
  6. Сколько камер в сердце млекопитающих?
  7. Какие органы выделения существуют у
    млекопитающих?
  8. Перечислите отделы головного мозга
    млекопитающих.
  9. Какие изменения происходят у млекопитающих в
    переднем мозге?
  10. Что можно сказать об уровне обмена веществ
    млекопитающих и температуре их тела?

7. Станция “Размножение млекопитающих”.

  1. Что такое матка?
  2. Что такое плацента?
  3. Что такое беременность?
  4. Как называются женские половые клетки, где они
    развиваются?
  5. Как называются мужские половые клетки, где они
    развиваются?
  6. Какие признаки сходства с животными других
    классов имеются у зародыша млекопитающих?
  7. Как у млекопитающих развита забота о потомстве?
  8. Как можно объяснить, что у одних млекопитающих
    детеныши рождаются беспомощными, а у других
    почти сразу могут следовать за матерью?
  9. Что такое роды?
  10. Какое значение играет водная оболочка,
    окружающая зародыш?

8. Станция “Скелетная”.

  1. Перечислите отделы скелета млекопитающих.
  2. Из чего состоит грудная клетка?
  3. Назовите отделы позвоночника.
  4. Сколько позвонков в шейном отделе?
  5. Какие позвонки соединены подвижно, а какие нет?
  6. В чем особенность черепа млекопитающих?
  7. Из чего состоит пояс передних конечностей?
  8. На какие виды делятся зубы млекопитающих?
  9. Какие мышцы лучше всего развиты у
    млекопитающих?
  10. Назовите отделы передней и задней конечности.

9. Станция “Яйцекладущие млекопитающие”.

  1. Какие животные относятся к яйцекладущим или
    первозверям? (Утконос и ехидна)
  2. Где обитают утконос и ехидна? (в Австралии)
  3. Чем и как питается утконос?
  4. Какие приспособления к среде обитания имеются у
    утконоса?
  5. Почему утконос получил такое название?
  6. Чем ехидна отличается от утконоса?
  7. В чем сходство первозверей и пресмыкающихся?
  8. В чем сходство первозверей и млекопитающих?
  9. Как размножаются утконос и ехидна?
  10. Почему утконос и ехидна практически не
    изменились за несколько тысяч лет своего
    существования этих видов?

10. Станция “Сумчатые”.

  1. Кто такие сумчатые? Где они обитают?
  2. Почему коала живет только в Австралии?
  3. Какие животные являются символом Австралии?
  4. Почему беременность у сумчатых такая короткая?
  5. Где происходит развитие зародыша сумчатых?
  6. Как передвигается кенгуру? Что ему помогает?
  7. Назовите три точки опоры исполинского кенгуру.
  8. Как кормится новорожденный детеныш кенгуру?
  9. Самое маленькое сумчатое? (Карликовый поссум)
  10. Чем питаются сумчатые?

11. Станция “Насекомоядные”.

  1. Какие животные относятся к отряду
    Насекомоядных?
  2. Почему ёж впадает на зиму в спячку, а крот – нет?
  3. Чем питается ёж?
  4. У крота нет ушных раковин, шерсть может ложиться
    и к голове и к хвосту. Какое значение это имеет?
  5. Многие садоводы считают крота вредителем. Что
    вы на это скажите?
  6. Какие насекомоядные животные обитают в воде?
  7. Каково строение зубов у насекомоядных?
  8. Каково развитие головного мозга у
    насекомоядных?
  9. Назовите самое маленькое животное на Земле (Землеройка)
  10. На каких материках насекомоядные не
    встречаются? (Южная Америка, Австралия)

12. Станция “Рукокрылые”.

  1. Кто такие рукокрылые? В каких средах они
    обитают?
  2. Что помогает рукокрылым летать? Каковы
    особенности скелета рукокрылых?
  3. Чем отличаются крылья летучей мыши от крыльев
    птицы?
  4. Как мыши ориентируются в пространстве?
  5. Чем питаются летучие мыши?
  6. Кто такие вампиры? Что вы о них знаете?
  7. Почему летучие мыши впадают в спячку?
  8. Почему летучая мышь с добычей во рту становится
    беспомощной?
  9. Какую роль играет колониальный образ жизни у
    летучих мышей?
  10. Что можно сказать про зуды летучих мышей?

13. Станция “Грызуны”.

  1. Почему грызуны получили свое название?
  2. Каково строение зубов грызунов?
  3. Почему зубы у грызунов всегда острые?
  4. Что вы можете сказать о длине кишечника
    грызунов? Почему он имеет такую длину?
  5. Кого из грызунов люди держат в своих домах?
  6. Почему крыс и мышей считают опасными животными?
  7. Какие зубы отсутствуют у грызунов?
  8. Почему морскую свинку так называют?
  9. Какому животному охотники целятся в глаз?
    Почему?
  10. Какие грызуны строят плотины? Что вы о них
    знаете?

14. “Хищные”.

  1. Кто такие хищные? Кто к ним относится?
  2. Чем питаются хищники?
  3. Что можно сказать о строении зубов хищных?
  4. Какие семейства выделяют в отряде хищных?
  5. Каково значение клыков и коренных зубов у
    хищных?
  6. Что вы можете сказать о длине кишечника хищных.
    С чем это связано?
  7. Что вы можете сказать о головном мозге хищников?
  8. Перечислите приспособления хищников к питанию
    животной пищи.
  9. Какова роль усов у хищных животных?
  10. Какие представители хищных животных
    встречаются в нашей области?

15. Станция “Кошачьи”.

  1. Как охотится рысь?
  2. Что такое прайд? Каковы отношения в нем?
  3. Назовите священное животное др. Египта.
  4. Почему, если дичь, которую преследует гепард,
    свернет в сторону, он не может ее догнать?
  5. Назовите самое быстрое животное на Земле.
  6. Что вы можете сказать о строении когтей
    кошечьих?
  7. Какие органы чувств лучше развиты у кошачьих?
  8. Почему кошки передвигаются бесшумно?
  9. Почему кошачьи видят в темноте?

16. Станция “Псовые и Волчьи”

  1. Объясните выражение: лиса мышкует.
  2. Почему собака-водолаз легко вытаскивает
    тонущего из воды, но на берегу не может сдвинуть
    его даже с места?
  3. Как охотятся волки?
  4. Почему волки весной живут парами или в одиночку,
    а зимой собираются в стаи?
  5. У лисички фенека огромные уши. Какое значение
    это имеет?
  6. Каково значение волков в природе?
  7. Как доказать, что фенек – житель пустынь, а
    песец – житель севера?
  8. Что можно сказать о строении когтей собаки?
  9. Почему в жару собака высовывает язык?
  10. Как объяснить, что собаки легко учатся
    выполнять команды?

17. Станция “Медвежьи и Куньи”.

  1. Кто относится к семейству медвежьих? Какие виды
    вам знакомы?
  2. Почему медведя называют косолапым?
  3. В какое время года у медведя появляются
    детеныши?
  4. Чем питаются медведи?
  5. Каковы особенности охоты белого медведя?
  6. Каких медведей называют шатунами?
  7. Кого относят к семейству Куньих?
  8. Как называют самого крупного животного из
    семейства куньих? (Росомаха)
  9. Кого в семействе куньих называют “вонючкой”?
    Почему?
  10. Чем питаются представители куньих?

18. Станция “Зайцеобразные”.

  1. Какие животные относятся к зайцеобразным?
  2. Почему зайцеобразных отделили от грызунов?
  3. Чем кролики отличаются от грызунов?
  4. Кто такие пищухи?
  5. Почему кролики стали стихийным бедствием в
    Австралии?
  6. Каково строение зубов у зайцеобразных?
  7. Зайчата рождаются зайчатами, но без зубов, а
    крольчата – голыми и слепыми? Почему?
  8. Почему у зайцев резцы всегда острые?
  9. Почему кроликов широко разводят в домашнем
    хозяйстве?

19. Станция “Ластоногие”.

  1. Кто такие ластоногие? Кто к ним относится?
  2. Какие приспособления есть у ластоногих к жизни
    в воде?
  3. На какие семейства делятся тюлени?
  4. Что помогает ластоногим защититься от холода?
  5. Белуха и белуга. Какая между ними разница?
  6. Что вы знаете о носовых и ушных отверстиях
    ластоногих? Каково их значение?
  7. Назовите самого крупного представителя
    ластоногих. (Морж)
  8. В чем отличие настоящих и ушастых тюлений?
  9. Что доказывает, что ластоногие –
    вторичноводные животные?
  10. Что вы можете сказать о детенышах ластоногих?

20. Станция “Китообразные”.

  1. Какие изменения в строении позволяют
    китообразным жить в воде?
  2. Как доказать, что предки китообразных жили на
    суше?
  3. На какие группы делятся китообразные? Чем они
    отличаются?
  4. Как называется самый крупный представитель
    китообразных?
  5. Чем кит отличается от рыбы?
  6. Чем питается синий кит? Может ли он съесть
    человека?
  7. У кита хорошо развиты легкие, но на суше он не
    проживет и часа. Почему?
  8. Какой способ ориентироваться в пространстве
    существует у дельфина?
  9. Что такое китовый ус?
  10. Какие признаки китов и дельфинов указывают на
    то, что это – млекопитающие животные?

21. Станция “Непарнокопытные”.

  1. Каково строение ног непарнокопытных?
  2. Перечислите основные признаки непарнокопытных.
  3. Кто такая лошадь Пржевальского? Что вы о ней
    знаете?
  4. Какой дефект зрения у носорога? (Близорукость).
  5. Как называются лошади в тельняшках?
  6. Какие симбиотические отношения существуют у
    носорогов? (Носорог и птицы).
  7. Каких животных одомашнили примерно 6 тысяч лет
    назад? (Лошадь).
  8. Чем детеныши копытных отличаются от детенышей
    хищных?
  9. Чем можно объяснить образование копыт?

22. Станция “Парнокопытные”.

  1. Почему парнокопытные получили свое название?
  2. Какие парнокопытные являются самыми
    распространенными? (Дикие свиньи).
  3. Зачем кабаны купаются в грязи?
  4. Кто ближайший родственник свиньи? (Бегемот).
  5. Самые высокие животные на Земле? (Жираф до 6
    метров).
  6. Какие животные были истреблены в Европе в 19 веке
    (Бизоны).
  7. Какая корова сытнее живет – хвостатая или
    бесхвостая?
  8. Опишите строение зубов парнокопытных.
  9. Расскажите о строении желудка жвачных.

23. Станция “Приматы”.

  1. На какие семейства можно разделить приматов?
  2. Чем поведение обезьян отличаются от поведения
    других млекопитающих?
  3. Перечислите сходство обезьян и человека.
  4. Назовите общие признаки приматов.
  5. Расскажите о семействе мартышкообразных.
  6. Кто такие макаки?
  7. Кто из обезьян наиболее близок к человеку?
  8. Кто такие павианы?
  9. Каких обезьян относят к группе
    человекообразных?

24. Станция “Водные млекопитающие”.

  1. Приведите примеры млекопитающих, живущих в
    воде.
  2. Каким образом морские животные живущие в
    северных холодных морях, сохраняют температуру
    тела до +40оС?
  3. Чем питаются и где живут бобры?
  4. Что вы знаете про выхухолей?
  5. Кто такие ондатры?
  6. Как каланы добывают моллюсков из раковин?
  7. Какие приспособления позволяют животным долго
    находиться в воде? (Перепонки между пальцами,
    закрытые уши и ноздри при погружении, густой
    покров)

25. Станция “Звери открытых пространств”.

  1. В чем особенность образа жизни животных
    открытых пространств?
  2. Как сказывается жизнь на открытых территориях
    на строение тела животных?
  3. Чем отличаются детеныши животных открытых
    пространств от детенышей хищных?
  4. К какому отряду относят куланов и сайгаков?
  5. К какому отряду относятся сурки и суслики?
  6. Где живут животные на открытых пространствах?

26. Станция “Органы чувств”.

  1. Какие органы чувств развиты у млекопитающих?
  2. Что такое вибриссы?
  3. Какие отделы головного мозга лучше развиты у
    млекопитающих?
  4. Перечислите отделы головного мозга.
  5. Какое значение имеет появление у млекопитающих
    борозд и извилин в переднем мозге?
  6. Что такое эхолокация? У кого она существует?
  7. Летучей мыши завязали глаза. Что произошло?
  8. Какое значение имеет появление у млекопитающих
    ушных раковин?
  9. Чем глаза млекопитающих отличаются от глаз
    других животных?

27. Станция “Черепа”.

Угадать по рисункам со строениями черепа, каким
отрядам они принадлежат.

Отряд Парнокопытные

Отряд Хищные

Отряд Приматы



Отряд Грызуны




Следующий: