Урок-зачет Все о птицах. 7-й класс

Цель урока: углубление и
закрепление знаний о птицах, развитие интереса к
природе и её изучению, экологическое воспитание
и образование.

Оборудование: чучела птиц, скелет
голубя, модели головного мозга позвоночных
животных, коллекции перьев, яиц, гнёзд, рисунки с
изображением птиц, занесённых в Красную книгу
Омской области, записи голосов птиц, таблицы по
теме, плакаты по экологии, самодельные схемы и
таблицы: “Основные признаки трёх групп птиц”,
“Чьи это ноги?”, “Чей нос лучше?”, компьютер.

Оборудование расположено в передней
части класса. На доске записаны тема, эпиграф
урока. Оформлены выставка книг по теме “Птицы”,
таблица с гнёздами, чучелами с надписью “Тише!
Птицы на гнёздах!”. Столы в классе сдвинуты по 2 и
расположены полукругом, за столами 2 звена по 6
человек, остальные зрители. Отдельно столик для
жюри (3 человека) с листами, где фиксируются
ответы.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Основная часть урока:

1. Устный опрос.

2. Письменная работа (вопросы в
конвертах).

3. Выполнение практической работы.

4. Решение кроссворда.

5. Сообщение учащегося из рубрики “Это
интересно…”

III. Итог урока.

Урок начинается с сообщений учащихся.

1-й ученик

. Подвижность, красивое
оперение, разноголосое пение – всё это делает
птиц чудесным украшением природы. Не случайно
многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а
также замечательные творения художников и
композиторов посвящены птицам. Всем знакомы
картина Саврасова “Грачи прилетели”, романсы
“Жаворонок” Глинки и “Соловей” Алябьева.

2-й ученик.

На дворе зима… По
лесному календарю весна наступает 21 марта. Но
день заметно прибавился. И мы всё чаще слышим
пение птиц. Без пения птиц трудно представить
сады, леса и парки весной. Но птицы не только
украшают природу. Большинство их приносит пользу
человеку.

3-й ученик. Учёные подсчитали, что на
земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд.
особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И
уже одно это указывает на их большое и
разнообразное значение в жизни нашей планеты.

Учитель:

– В нашем уроке принимают участие 2
звена юных орнитологов. В каждом звене есть
теоретики, практики, экологи, фольклористы. Наш
семинар будет состоять из нескольких туров.
Начнём мы его с разминки – разгадаем кроссворд:

1 – покров птицы (перья);
2 – основание контурного пера (ствол);
3 – высокий гребень на грудной кости птиц (киль);
4 – часть ноги птицы (цевка);
5 – орган передвижения птицы (крыло).

I тур. “Теоретический”

(Представители каждого звена получают
конверты с заданиями).

Задания.

Рассказать:

1 команда

– об особенностях скелета
птиц, связанных с приспособлением к полёту;

2 команда

– об особенностях строения
систем внутренних органов птиц в связи с их
функциями.

Учитель:

– Пока орнитологи собираются с
мыслями, послушаем стихотворение Валентина
Берестова из цикла “Времена года”.

ДИКИЙ ГОЛУБЬ

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвётся голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен!)
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли.
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд…

II тур

Учитель:

– Так поэт Валентин Берестов в своём
стихотворении “Дикий голубь” отметил
особенности не только этой удивительной птицы,
но и многих летающих птиц, а они, как известно,
составляют самый многочисленный надотряд.
(Показать на схеме “Основные признаки трёх групп
птиц”.) Каковы же приспособления птиц к полёту?
(далее ученики подробно рассказывают об
особенностях строения опорно-двигательной,
пищеварительной и других систем органов птиц,
возникающих как приспособления к полёту и
присущих только пернатым. Ответы краткие,
лаконичные.) Команды отвечают обе, ответы
фиксируются в теоретическом туре.

– А теперь поиграем.

III тур.

Вопросы для 1-й команды


1.

Какая наука изучает птиц? (Орнитология.)

2.

Звери ходят на четырех ногах, а
птицы на … (Двух.)

3. Какова температура тела птиц? (+40…
+42 °С)

4. Как называется искусственная
наседка? (Инкубатор.)

5. Мать, отца не знаю, но часто
называю. Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)

6. Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри.)

7. V какой птицы 2 пальца на ногах?
африканского страуса.)

8. У какой птицы гнездо выстлано
рыбьими костями? (У зимородка.)



9. Птенцы какой птицы шипят из гнезда,
как змеи? (Вертишейки.)

10. Кто два раза родится? (Птица.)

11. У каких птиц самки крупнее самцов?
хищных)

12. Какая птица поет хвостом? (Бекас.)

13. Какие наши птицы выводят птенцов в
феврале? (Клесты.)

14. Какие птицы носят название грибов? (Поганки
– чомги.)

15. С помощью какой птицы ловят рыбу в
Китае? (Баклан.)

16. Название какой птицы носит
созвездие? (Лебедь, Орел или др..)

Вопросы для 2-й команды

1. Звери покрыты шерстью, а птицы … (Перьями.)

2. Переворачивают ли птицы яйца в
гнезде? (До.)

3. Какая птица может летать хвостом
вперед? (Колибри.)

4. «Без рук, без топоренка построена
избенка». О чем идет речь? (О гнезде.)

5. Какая птица в нашей стране самая
маленькая? (Королек.)

6. Какую птицу называют пернатой
кошкой? (Сову)

7. Какой носорог летает? (Птица-носорог.)

8. В названии какой птицы 40 букв
«а»? (Сорока.)

9. Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь.)

10. У какой птицы все четыре пальца
обращены вперед? (Стриж.)

11. У каких птиц гнездо плавает? (У
чомги и других поганок, черной крачки)

12. Какой город носит название птицы? (Орел.)

13. Гнездо какой птицы съедобно? (Стрижа-саланганы)

14. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)

15. Где кроме скворечников гнездятся
скворцы? (В дуплах.)

16. Какая птица переносит своих птенцов
в лапах? (Вальдшнеп.)

IV тур. Конкурс “Вопросы в конвертах”

Вопросы для конвертов (чётные – I
команда, нечётные – II к)

1. Все знают о том, что птицы высиживают
птенцов, а могут ли птенцы высиживать птенцов?

(Могут – у сов, хищных и других птиц,
которые начинают насиживать кладку с первого
яйца. Например, белая сова в «лучшие » годы
откладывает до дюжины яиц. Первые птенчики
вылупляются, подавай им есть, сова -на охоту, а
птенцы – пуховые и тепленькие

– остальные яички греют.)

2.

У каких птиц птенцы растут под
землей?

( У щурок, ласточек-береговушек,
зимородков, топорков, тупиков, т.е. у всех птиц,
гнездящихся в норах.)

3. Издавна небольших птиц с огромным
ртом видели по вечерам, вертящимися возле овец и
коз. Что они делают, может быть, лакомятся
молоком? Так некоторые люди думают о козодоях и
сейчас. Правда ли это?

(Козодои ловят около коз овец
различных насекомых. Широкий рот –
приспособление для ловли насекомых на лету)

4. В минуту сильного потрясения у
рябчика (например, если он попадает в когти
ястреба) обильно выпадают перья. Чем можно
объяснить такую особенность? (Легкость, с
которой у рябчика выпадают перья в момент
смертельной опасности, спасает ему жизнь – у
хищника остаются лишь перья улетающей птицы.)

5. Замечательный русский орнитолог
Бутурлин рассказывал: «В нагорных тундрах
Норвегии много белых куропаток. Охота на них –
подсобный промысел местного населения.
Серьезный враг куропаток – ястреб-тетеревятник.
Вот норвежцы и уничтожили всех тетеревятников. А
через несколько лет ястребов пришлось ввозить из
СССР». Объясните, зачем.

(Исчез хищник – начала исчезать и
жертва,

ибо хищник уничтожает в первую слабых
и больных птиц)

6. О том, что гуси Рим спасли, знают все
школьники, изучавшие древнюю историю. Когда
галлы пытались напасть на крепость ночью, гуси
подняли крик, проснулись и отразили нападение.
Как объяснить поведение гусей?

(Громкими криками гуси предупреждают
своих собратьев об опасности}

7.

Чем сильнее морозы, тем дольше ся в
проруби водоплавающие птицы, но нырковые утки.
Как можно объя кую особенность?

(У нырковых уток во время ныряния на
перьях оттаивают льдинки, т.к. температу +4 °С.)

8. Самец одной из наших самых мелких
птиц – крапивника – строит несколько, более 5,
гнезд. Но только в одно из ка откладывает яйца.
Зачем крапивнику столько гнезд?

(Крапивник – «перестраховщик»,
гнезда – своеобразное защитное приспособление,
которое обеспечивает лучшее сохранение
потомства, отвлекая внимание хищников. Кроме
того, в нежилых гнездах самец крапивника
отдыхает от семейных забот)

9.

Иногда на побережье теплых морей
можно видеть, как цапли, принадлежащие к разным
видам, выбрав подходящую отмель мирно
«рыбачат» рядышком, нисколько не мешая друг
другу. Если на отмели соберётся столько же птиц
одного вида, конфликты неизбежны. Почему?

(У каждого вида своя экологическая
ниша, поэтому между птицами разных видов нет
конкуренции)

10. Яйца гагарок заменили
картофелинами, но птицы насиживали их столько
времени, сколько было нужно для появления
птенцов. Почему?

(Данный факт доказывает инстинктивную природу
поведения птиц в период размножения).

Продолжение статьи

Рисунки




Следующий: