Урок-зачет в игровой форме по теме Преданья старины глубокой


Цели урока:





  • Повторить и закрепить знания по древнерусской
    литературе.
  • Расширить представления о положении русской
    земли в эпоху “ Слова”.
  • Продолжить работу над развитием речи.

  • Ход урока

    Это произведение исключительное,
    но исключительность его не есть нечто
    непонятное для его времени.
    “Слово” не оторвано от своего времени,
    – оно насыщенно всеми особенностями
    своей эпохи: вот почему оно так живо,
    так конкретно, так реально
    и так волнует нас спустя столетия

    Д.С. Лихачев.

    1) Целеполагание и мотивация

    .

    – Ребята, сегодня у нас с вами
    обобщающий урок по гениальному памятнику
    древнерусской литературы “ Слово о полку
    Игореве”. Тема нашего урока звучит так: “
    Преданья старины глубокой”.
    “ Слово” было
    написано давно, но оно и сейчас остается
    актуальным и интересным для читателя. Это
    произведение необычайного художественного
    мастерства, глубоко народное и глубоко гуманное.
    Как сказал один из современных исследователей
    “Слова” Дмитрий Сергеевич Лихачев: “ Это
    произведение исключительное, но
    исключительность его не есть нечто непонятное
    для его времени. “ Слово” не оторвано от своего
    времени, – оно насыщенно всеми особенностями
    своей эпохи: вот почему оно так живо, так
    конкретно, так реально и так волнует нас спустя
    столетия”.

    – Эти слова Д.С. Лихачева я взяла
    эпиграфом нашего урока. Урок мы проведем
    необычно в форме заседания редакционного совета.
    Каждый из вас сегодня попробует себя в качестве
    библиографа, литературоведа, историка, географа,
    лингвиста. Роль на уроке вы выберите сами. Итак,
    начнем урок.

    2) Актуализация опорных знаний.

    – Уважаемые дамы и господа! Мы
    собрались на сегодняшнее заседание
    редакционного совета, чтобы дать ответ на
    довольно важный вопрос. Дело в том, что к нам
    попала рукопись неизвестного автора. Но у нас
    издательство почтенное, уважаемое и рисковать
    своей репутацией мы не можем. Следовательно,
    задача нашего редакционного совета будет
    состоять в следующем: узнать имя неизвестного
    автора и, обсудив достоинства и недостатки его
    творения, решить, стоит ли нам публиковать его. В
    работе совета примут участие: библиограф,
    историк, литературовед, лингвист, переводчик,
    артист и независимый читатель.

    – Ребята, у каждого из вас на столе
    лежат задания, посмотрите их. На обдумывание их 3
    мин, этого времени будет достаточно, так как обо
    всем мы с вами говорили на предыдущих уроках.

    Известный поэт Саади сказал:
    Всяк, кто живет, уйдет,
    Бессмертен только тот,
    Кто славу добрую
    При жизни обретает.

    Перед нами рукопись , говорят
    гениальная, но мы даже не знаем автора этого
    произведения. Может быть, нам в этом поможет
    разобраться библиограф.

    Вопросы библиографам:

    1) Кто был автором “ Слова”. Привести
    доказательства из текста. (Ученик отвечает).

    – Авторство “ Слова” мы так и не
    установили, хотя из слов библиографа мы узнали,
    что это один из образованнейших литературно
    одаренных людей своего времени. А что могут
    сказать историки об истории создания “ Слова”.

    Вопросы историкам:

    1) Рассказать о культуре Древней Руси.

    2) Открытие “ Слова”, его издание.
    (Ученик отвечает).

    – Библиографы, историки это, конечно,
    хорошо, но все – таки самый лучший критик – это
    читатель. Давайте спросим у них.

    Вопросы читателям:

    1) Интересно было читать “Слово”?
    2) Назовите главных героев “Слова”?
    3) Пересказать кратко сюжет “Слова”.
    4) Как вы думаете, нужно ли печатать это
    произведение? ( Ученики отвечают)

    – Каждое произведение имеет свое
    построение, свою тему, идею. И в этих вопросах
    всех лучше разбирается литературовед.

    Вопросы литературоведам:

    1) Композиция “ Слова”
    2) Идея “ Слова”
    3) С какой целью автор водит “ золотое слово
    Святослава” (Ученик отвечает)

    – Призыв к единению автор “ Слова”
    воплотил и в образе Земли русской. Она тоже
    является центральным образом “ Слова”. Как
    гласит античный афоризм “надо, чтобы Родина была
    для нас дороже нас самих”. И автор именно так и
    воспринимает Родину как единое целое. О
    необъятных просторах нам поведает географ.

    Вопросы географам:

    1) Назовите географические названия,
    введенные в круг повествования.
    2) Родная природа в “ Слове”.
    3) Как вы думаете, следует ли печатать рукопись?
    (Ученик отвечает).

    – Русская Земля – это и народ, и воины,
    и князья, пахари, их жены. Если “ золотое слово
    Святослава” – это политическая идея слова, то
    плач Ярославны – его лирическая тема. Ярославна
    – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не
    подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска
    понятны людям любой эпохи. Достаточно
    представить одинокую женскую фигуру и сердце
    сожмется от жалости. Слово вам артисты.

    Выступают артисты



    1) Наизусть плач Ярославны.
    2) Чем тебе дорог образ Ярославны.

    – К каким жанрам устного народного
    творчества близка Игорева песня? Слово близко и к
    былинам, и к плачам, песенным прославлениям, но в
    целом это не плач. Народная поэзия не допускает
    смешение жанров. “ Слово” – это произведение
    книжное, но очень близкое к жанрам народной
    поэзии. Это, по– видимому, особый род книжной
    поэзии, может быть, еще не успевший окончательно
    сложиться. Если мы присмотримся к художественным
    средствам, которыми пользуется автор, то
    убедимся, что он в основном черпает их из
    народной поэзии. О языке произведения нам
    расскажет лингвист.

    Вопросы лингвистам:

    1) Приведите примеры художественных
    средств в “Слове”.

    Язык “Слова” красив, выразителен, но
    труден. Может быть, нам помогут переводчики.

    Вопросы переводчикам:

    1) Как писался древнерусский текст?
    2) Как читается буква ять (Ученики отвечают).
    3) Аналитическая часть. Рефлекторный этап.

    – Давайте, подведем итог нашему
    заседанию. Стоит ли печатать рукопись. (Ученики
    отвечают)

    – Оценив достоинства и недостатки, мы
    приходим к выводу, что печатать это произведение
    стоит, но как мы напечатаем без обложки. Слово
    художникам
    .

    1) Нарисовать обложку к “Слову”,
    объяснить свой выбор.

    – Умирая, человек продолжает жить, –
    он живет в своих делах. И важно при этом то, что в
    человеке жило, живет и будет жить только лучшее.
    Лучшее в человеке бессмертно. Это относится не
    только к людям, но и к памятникам искусства.
    Произведения искусства воплощают в себе
    длительные народные традиции. Они продолжают
    жить и за пределами своей эпохи. Становятся
    современными. А в чем современность, новаторство
    “ Слова”. Я попросила литературоведа
    подготовить сообщение на эту тему. Слово
    литературоведу
    .

    – “Слово” продолжает жить в сотнях
    произведений русской литературы 19 и 20 в, мы
    вправе считать это произведением не только
    древним, но и современным. Оно живет в
    действительности, заражает своей поэтической
    энергией и воспитывает идейно, учит
    литературному мастерству и любви к Подине.

    Более чем восемь с половиной веков
    живет “Слово” полнокровной жизнью, и сила его
    воздействия не только не ослабевает, но
    возрастает и расширяется. Такова власть над
    временем “Слова”, его живой связи с
    мировоззрением и творчеством всего народа.




    Следующий: