Урок-зачет Тип членистоногие


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,26 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: проверить и оценить качество усвоения учебного материала по теме «Тип Членистоногие».

Задачи урока:

  • развивать навыки умственного труда, способности и умение применять знания на практике;
  • содействовать формированию в ходе урока у учащихся навыков самоконтроля;
  • развивать умение работать в группах, парах: формировать уважение к коллективу, стремление к взаимопомощи, стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничества.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация
  2. карточки с вопросами и программированным заданием для каждого ученика;
  3. листы для групповой работы;
  4. критерии оценок за выполненные задания.

Тип урока: контроль.

Форма урока: зачет.

Предварительная работа: Класс делится на 4 группы. Каждая группа готовит и оформляет материал по определенной теме тип Членистоногие: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.

Организация урока: Учащиеся в сформированных группах делятся на пары. По ходу урока ребята работают в группах, парах и индивидуально по определенным заданиям.

Последовательность отдельных этапов урока.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Зачет:
    а) групповая работа – 20 мин.
    б) парная работа – 10 мин.
    в) индивидуальная работа – 5 мин.
  3. Итог урока – 5 мин.
  4. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. У нас сегодня урок-зачет по теме «Тип Членистоногие». Цель урока: обобщить и систематизировать ваши знания по этой теме, а также проверить качество усвоения данного материала. Зачет будет проходить в 3 тура: групповой, парный и индивидуальный. За каждый вид работы вы будите оценены. Т.о. за зачет вы получите 3 оценки – за групповую работу, за парную и индивидуальную.Также оценен будет матеиал предварительно подготовленный и оформленный каждой группы по определенной теме.

II. Зачет:

  • Первый тур – групповой.

Задание 1. Характерные признаки членистоногих.

Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Ответ оформляйте в виде графика: Ʌ — правильно, V – неправильно.

  1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.
  2. К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки и насекомые.
  3. Тело членистоногих членистое: членики образуют у большинства видов голову, грудь и брюшко.
  4. У членистоногих может быть от 3 пар ног и более.
  5. Органы дыхания членистоногих – мальпигиевы сосуды.
  6. У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног. Передние ноги имеют клешни.
  7. Все пауки дышат атмосферным воздухом.
  8. Пауки хищники.
  9. Хитиновый покров с возрастом животных становится легко растяжимым.
  10. Органы выделения у высших раков – зеленые железы.
  11. У пауков нет усиков.
  12. Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить голову, головогрудь, брюшко.
  13. Пауки, как вши и блохи, бескрылые насекомые.
  14. К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие три пары ног.
  15. Все летающие насекомые имеют две пары крыльев.
  16. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.
  17. У насекомых, как и у ракообразных, по две пары усиков.
  18. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие.
  19. Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.
  20. Бабочка-капустница питается нектаром цветков.

Перед вами график правильных ответов. Сравните со своим графиком и оцените свою работу. Критерий оценок у вас на партах.

Задание 2. Характерные признаки классов типа Членистоногие.

Вы заполняете таблицу, вписав последовательно цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношения к паукообразным, ракообразным, насекомым:

Паукообразные Ракообразные Насекомые
  1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
  2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
  3. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.
  4. Брюшко членистое.
  5. Брюшко не членистое.
  6. Животные имеют по три пары конечностей.
  7. Животные имеют по четыре пары конечностей.
  8. На голове есть усики.
  9. Усиков нет.
  10. Усиков две пары – длинные и короткие.
  11. Усиков одна пара.
  12. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют.
  13. У животных по два сложных фасеточных глаза.
  14. Органы дыхания – жабры.
  15. Воздух поступает в организм через дыхальца и трахеи.
  16. Дыхание трахейно-легочное.
  17. Кровеносная система незамкнутая.
  18. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
  19. Большинство животных имеют крылья.

На слайде таблица с правильными ответами. Сравните и оцените свою работу по отдельным классам.



Задание 3. Определение по внешнему виду представителей разных классов типа Членистоногие.

Вам будут показаны фотографии различных представителей типа Членистоногие. Определите по внешнему виду, к какому классу они относятся. Ответы заносите в таблицу.

Паукообразные Ракообразные Насекомые
1.
2.
1.
2.
1.
2.

Задание 4. Портретная галерея (Кто есть кто?).

Перед вами, под определенными номерами, портреты некоторых представителей членистоногих. Определите чей этот портрет и подпишите соответственно цифрам.

Задание 5. Тип развития насекомых.

Распределите насекомых в две группы в соответствии с типами их развития. Фотографии насекомых на очередном слайде.

1. жук-плавунец; 2. пчела; 3. комар; 4. стрекоза; 5. клоп; 6. бабочка-крапивница; 7. саранча.

Ответ занесите в таблицу:

Насекомые с неполным превращением Насекомые с полным превращением
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Сравните с правильными ответом. Оцените свою работу.

Задание 6. Характеристика отрядов класса Насекомые.

По характеристике насекомых, определите, к какому отряду они относятся, запишите соответственно цифрам:

  1. Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине, задние крылья – веером, ротовые органы грызущие, задние ноги обычно прыгающие.
  2. Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине – мягкие, тонкие, имеют пахучие железы.
  3. Жесткая первая пара крыльев; вторая пара – перепончатые, все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий.
  4. Две пары больших крыльев, покрытые чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.
  5. Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ротовой органы грызущие или сосущие.
  6. Одна (передняя) пара крыльев: жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с головой.

Листки с групповыми ответами сдайте.

  • Второй тур – парный

Каждой паре предлагается решить по одному из предложенных вариантов лабиринта по теме «Тип Членистоногие». Вам нужно найти правильный путь от «1» до «20» , отвечая на утверждения «Да» или «Нет» и записать последовательность ходов. На выполнение этого задания дается 8 минут.

На слайде даны правильные ходы по всем вариантам лабиринта. Сравните со своими ходами и оцените свою работу.

  • Третий тур – индивидуальный

Каждый получает свой вариант письменного задания. Подпишите листочки и отметьте правильные ответы. Листочки сдайте.

III. Итог урока.

На доске таблица с вашими результатами по групповому туру. Оценки за индивидуальный тур узнаете на следующем уроке. За парный тур вы уже знаете результаты.

группа задания итог
1 2 3 4 5 6
1
2
3
4

IV. Домашнее задание.

Решите биологическую задачу:

Там где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмеля? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами?

Приложение 1.




Следующий: