Урок-зачет по теме Учение о клетке в 10-м классе

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по разделу «Учение о клетке».

ЗАДАЧИ:

- систематизировать и закрепить знания учащихся о химическом составе, строении, процессах жизнедеятельности эукарической клетки, её жизненном цикле;

- развивать речевую деятельность учащихся, умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органоидов и частей клетки, умение работать с литературой, делать общения и выводы, умение работать в группе;

- воспитывать ответственность за результат собственного труда, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, интерес к учёбе.

ПОДГОТОВКА К ЗАЧЁТУ

За 2 недели до зачёта 3 (6) ученика получают задание составить вопросы разного уровня сложности по разделам «Химическая организация живого вещества», «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ в клетке — метаболизм». По каждой теме работает 1 (2) ученик.

Вопросы проверяет и корректирует учитель. Ответственный по теме должен дать ответы на все подготовленные вопросы.

Учащиеся получают задание повторить материал по теме «Учение о клетке». «Вопросы для обсуждения» по каждому разделу доводятся до сведения учащихся с целью подготовки ответов.

 ХОД УРОКА

 Класс делится на 3 равные группы. Каждая группа последовательно проходит 3 этапа. На каждом этапе сдаёт зачёт по одному из трёх разделов ответственным по темам. Время нахождения на этапе зависит от количества учащихся в группе и времени проведения зачёта. На каждом этапе учащийся получает оценку, которую ответственный выставляет в зачётный лист. После прохождения всех этапов выставляется общая оценка. Работу ответственных оценивает учитель (за предварительную работу) и учащиеся.

 Зачётный лист

№ этапа

Вопрсы базового уровня

Вопрсы для обсуждения

Оценка на этапе

Итоговая оценка

1. Химическая организация живого вещества.
2. Структурно-функциональная организация клеток.
3. Обмен веществ в клетке.

В конце урока проводится диагностика. Учащихся и ответственных по темам просят высказать своё мнение по форме проведения зачёта.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА»

  1.  Какие химические элементы входят в состав клетки? Приведите примеры биологической роли химических элементов.
  2.  Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение.
  3.  Какие неорганические вещества входят в состав клетки? В чём заключается биологическая роль воды? Минеральных солей?
  4.  Что такое буферность? Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?
  5.  Какие органические вещества входят в состав клетки?
  6.  Структура и свойства белков.
  7.  Функции белков.
  8.  Какие химические соединения называют углеводами? Какие клетки наиболее богаты углеводами?
  9.  Что такое моносахариды и полисахариды? Приведите примеры.
  10.  Назовите функции углеводов.
  11.  Что такое жиры? Опишите их химический состав. В каких клетках и тканях наиболее велико содержание жиров?
  12.  Какие функции выполняют жиры?
  13.  Каково значение витаминов и других низкомолекулярных органических соединений в жизнедеятельности организма?
  14.  Что такое нуклеиновые кислоты? Какие простые органические соединения служат элементарной составной частью нуклеиновых кислот? Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
  15.  Чем различается строение молекул ДНК и РНК?
  16.  Назовите функции ДНК.
  17.  Какие виды РНК имеются в клетке?

Вопросы для обсуждения

  1.  Чем определяется специфичность деятельности биологических катализаторов – ферментов?
  2.  Каков механизм деятельности рецепторов клеточной поверхности?
  3.  Как моносахариды объединяются в полимеры?
  4.  В чём заключается биологическое значение липоидов?
  5.  В чём заключается биологическая роль двухцепочечности молекул ДНК, выполняющих функции хранителя наследственной информации?
  6.  Какова сущность процесса передачи наследственной информации из поколения в поколение и из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка?
  7.  Как можно использовать каталитические функции белковых молекул в народном хозяйстве?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК — ЭУКАРИОТ»



  1.  Какими основными чертами строения характеризуется эукариотическая клетка?
  2.  Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.
  3.  Какие функции выполняет наружная цитоплазматичекая мембрана? Какими путями осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой? Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?
  4.  В чём различие между гладкой и шероховатой ЭПС?
  5.  Какие органоиды клетки содержат ДНК и способны к самовоспроизведению?
  6.  Опишите строение ядра эукариотической клетки.
  7.  Как устроены и из чего состоят хромосомы?
  8.  Что такое кариотип?
  9.  Какой хромосомный набор называют гаплоидным? Диплоидным?
  10.  Сравните строение хромосомы бактерий и хромосомы эукариот.
  11.  Что такое жизненный цикл клетки? Дайте определение митотического цикла клетки.
  12.  Опишите митоз.
  13.  Назовите особенности строения растительной клетки.
  14.  Каково строение различных видов пластид? Приведите примеры взаимного превращения пластид.
  15.  Изложите основные положения клеточной теории.
  16.  В чём заключается значение клеточной теории для биологии?

Вопросы для обсуждения

  •  Каковы пути воспроизведения различных внутриклеточных структур: митохондрий, пластид, клеточного центра, базальных телец, жгутиков, ресничек?
  •  В чём заключается значение рибосом в процессе биологического синтеза белков в клетке?
  •  В чём заключается биологический смысл различий течения митотического цикла клеток разных тканей многоклеточного организма?
  •  Каковы сущность и биологическое значение размножения клеток путём митоза?
  •  Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения заболеваний.
  •  В чём заключается значение прокариот в биоценозах? Какова их экологическая роль?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ — МЕТАБОЛИЗМ»

  1.  Что такое метаболизм? Из каких процессов он состоит? Что такое катаболизм и анаболизм?
  2.  Где синтезируются рибонуклеиновые кислоты?
  3.  Где происходит синтез белка?
  4.  Как осуществляется синтез белка?
  5.  Какие типы питания вам известны? Какие организмы называются автотрофами?
  6.  Охарактеризуйте световую и темновую фазы фотосинтеза.
  7.  Сравните световую и темновую фазы фотосинтеза.
  8.  Напишите реакции световой и темновой фаз фотосинтеза. Обозначьте пути переноса электронов и протонов.
  9.  Что такое диссимиляция? Охарактеризуйте этапы диссимиляции.
  10.  В чём заключается роль АТФ в обмене веществ в клетке?
  11.  Расскажите об энергетическом обмене в клетке на примере расщепления глюкозы.
  12.  Что такое хемосинтез?
  13.  Какие организмы называют гетеротрофами? Приведите примеры.
  14.  Охарактеризуйте различные реакции бескислородного расщепления глюкозы у анаэробных и аэробных организмов.
  15.  Опишите процесс расщепления органических молекул при участии кислорода в клетках аэробов.

Вопросы для обсуждения

  •  Каков механизм образования сводного кислорода в результате фотосинтеза у зелёных растений? В чём биологическое и экологическое значение этого процесса?
  •  Где, в результате каких преобразований молекул и в каком количестве образуется АТФ у живых организмов?
  •  Как вы думаете, каким образом можно повысить эффективность фотосинтеза у зелёных растений?
  •  Приведите примеры, характеризующие использование особенностей метаболизма живых организмов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: «Дрофа», 1999.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 класс.
    - М., «Дрофа», 2003.
  3. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2004.



Следующий: