Урок-зачет по разделу Птицы

Цели образовательные:

  • Контроль и некоторая коррекция знания учащихся
    по разделу «Птицы»

Цели воспитательные:

  • Воспитание культуры работы в группе
  • Воспитание беспристрастного и справедливого
    оценивания своих товарищей (для помощников
    учителя)

Цели развивающие:

  • Формирование умений работать в команде
  • Формирование умений работать в ограниченных по
    времени условиях
  • Развитие интереса к предмету посредством
    нетрадиционных форм контроля знаний

Форма проведения

— викторина.

Материалы:

Раздаточный материал, материал на
доске (см. ниже)

Ход урока

Организационный момент. Учитель объясняет цели
и задачи урока, класс делится на команды от 4 до 6
человек в каждой. Деление можно произвести как по
вариантам, так и более интересно. Учащиеся
выбирают карточки с силуэтами птиц (простой
вариант) или с названиями птиц и объединяются в
команды по различным принципам. Либо с
одинаковыми силуэтами, либо по отношению птиц к
семействам, либо по местообитанию птиц. После
того, как учащиеся разделились на команды,
объясняются правила подсчета баллов, на доске
записываются порядковые номера команд и дается
сигнал к началу игры. Если класс небольшой,
учитель успеет оценить учащихся сам, если класс
большой или имеется несколько гораздо более
успешных учащихся, то их можно выделить в
качестве помощников.

Викторина состоит из 6 заданий. Каждое задание
дает команде разное количество баллов.

Первое задание: «Вспомнить все»

Выдается карточка для заполнения. Время
заполнения — 10 минут.

Сравните особенности классов рыб, амфибий,
рептилий и птиц.


Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Покровы
Передвижение
Среда обитания
Органы дыхания
Размножение
Строение сердца, число кругов
кровообращения

На выполнение задания дается 10 минут.
Заполненная карточка должна иметь следующий вид:


Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Покровы У большинства чешуя Голая влажная кожа Роговые чешуи Роговые чешуи, перьевой покров
Передвижение С помощью плавников и хвоста Прыжки, плавание, бег с помощью
конечностей
Бег с помощью конечностей, плавание,
ползание за счет опоры на ребра либо изгибания
тела
Полет с помощью крыльев и перьевого
покрова, ходьба, бег, прыжки с помощью задних
конечностей
Среда обитания водная Водная, наземная Водная, наземная Наземно-воздушная
Органы дыхания жабры Легкие, частично кожа легкие Легкие
Размножение: оплодотворение и развитие У большинства Оплодотворение наружное,
развитие наружное
У большинства Оплодотворение наружное,
развитие наружное
Оплодотворение внутреннее, развитие
наружное
Оплодотворение внутреннее, развитие
наружное
Строение сердца, число кругов
кровообращения (КК)
Сердце 2-камерное, 1 КК Сердце 3-камерное, 2 КК Сердце 3-камерное с неполной
перегородкой, 2 КК
Сердце 4-камерное, 2 КК

Итого за 1 задание можно заработать 24 балла — за
каждую верно заполненную ячейку по баллу.
Неверно указанная особенность — балл
вычитается.

Второе задание «Почему люди не летают, как
птицы»

Выдается карточка для заполнения. Время
заполнения — 10 минут

Приспособления птиц к полету

А) В строении скелета:

Б) В Дыхательной системе:

В) В строении покровов:

Г) Другие приспособления: (этот пункт не
обязателен, его можно добавить в хорошо
успевающих классах)

Дается 5 минут. В заполненном виде карточка
должна иметь следующий вид:

В строении скелета:

1. Легкие полые кости

2. Срастание для увеличения прочности многих
костей (череп, сложный крестец)

3. Изменение строения верхней конечности,
редукция пальцев

4. Исчезновение зубов для облегчения веса

5. Киль грудины, служащий для прикрепления
грудных мышц

В дыхательной системе:

1. Система воздушных мешков, обеспечивающая
вентиляцию легких на вдохе и выдохе

В строении покровов:

1. Перьевой покров для обеспечения полета

2. Сухая и тонкая кожа с минимумом желез для
облегчения веса

3. Пуховой покров, защищающий от охлаждения при
полете

Другие приспособления:

1. Очень быстрый обмен веществ

2. Один функционирующий яичник у самок

3. Забота о перьевом покрове, линька

4. Хорошее зрение, развитый мозжечок,
способность воспринимать магнитное поле Земли

За каждый верно названный пункт команда
получает балл. Итого можно набрать 9-13 баллов

Третье задание: «Кто есть кто»

На доске карточки с названиями основных
отрядов птиц. Командам раздаются маленькие
карточки с названиями птиц из разных отрядов — 5
или 10 штук. Задача — распределить полученных
птиц по отрядам. Каждое верное соответствие -
балл. Неверный ответ — балл вычитается. Итого 5
либо 10 баллов максимум. Время выполнения — 2
минуты.

Отряды и примерные представители:

  1. Воробьинообразные: крапивник, ворон, голубь,
    синица, ремез
  2. Куриные: глухарь, фазан, индейка, рябчик, перепел
  3. Дневные хищники: сапсан, кобчик, кондор, бородач,
    скопа
  4. Совы: сипуха, сыч, филин, неясыть
  5. Гусеобразные: лебедь, казарка, кряква, чирок,
    нырок, мандаринка

Четвертое задание: «Черный ящик»

Команды получают карточку с описанием птицы
без иллюстрации и должны назвать ее. Время
выполнения — 1 минута. Задание оценивается в 3
балла.

Примерные задания:

Птица эта также называется «бабой» — за
крупный размер и неуклюжий внешний вид. С нею
связана легенда — будто бы она в жаркое
засушливое время распарывает себе грудь мощным
клювом и поит птенцов своей кровью. Клюв этот
действительно очень большой, но назначение его -
рыбный садок для хранения и переноски улова.
Птица рыбоядная, обитает в основном В нашей
стране встречаются в основном два вида — розовый
и кудрявый. Эта птица называется — (ответ -
Пеликан).

Эта птица из отряда веслоногих названа именем
морского судна, на котором чаще всего
разбойничали пираты. Не умеет ни плавать, ни
нырять, но отлично летает. Хвост раздвоенный,
длинный, крылья длиной до 2 метров, ноги очень
короткие. Зоб самца окрашен в ярко-красный цвет,
при токе птица раздувает зоб, привлекая самку.
Питаются эти птицы рыбой, но сами почти не
охотятся, а отбирают добычу у других птиц — чаек,
бакланов, пеликанов. Эта птица называется — (ответ
- Фрегат).



Птица, известная по роману Жюля Верна «Дети
капитана Гранта». В действительности когти этой
птицы устроены так, что она не в состоянии
поднять в воздух крупную добычу, а тем более
человека. Считается, что у нее самый большой
размах крыльев — три метра и более. Обитает в
Южной Америке и на юге Северной высоко в горах,
иногда на уровне 7 тысяч метров. Хищник, может
питаться и падалью. Различают два вида — андский
и калифорнийский. Эта птица называется — (ответ
- Кондор)

Птица из отряда дневных хищников, но по виду
больше всего напоминающая хищного аиста. Обитает
в саваннах и полупустынях Африки. Названа за
хохолок, сложенный пучком — этот пучок
напоминает писчее перо, засунутое за ухо.
Питается в основном змеями, ящерицами и другими
некрупными животными. Летает тяжело,
предпочитает бегать. Эта птица называется — (ответ
- Секретарь)

Невзрачная небольшая птичка отряда
воробьинообразные. Гнездится возле ручьев,
небольших речек, заросших по берегам
кустарниками. Окраска рыжеватая, питается
насекомыми. Отличается очень красивым пением,
поет в сумеречное и ночное время и издавна
считается олицетворением певцов и музыкантов. — (ответ
- Соловей)

Иначе эту птицу называли «додо», что в
переводе с португальского означало «глупый».
Эти огромные нелетающие голубеобразные обитали
на Маскаренских островах в Тихом океане. Так как
на островах не было хищников, птицы не умели
летать, не могли быстро бегать и вообще не
способны были обороняться от врагов.
Португальские мореплаватели, открывшие острова,
истребляли птиц, употребляли их в пищу,
завезенные на остров крысы и кошки уничтожали
яйца птиц. Вскоре эти уникальные птицы вымерли.
Как они назывались? — (ответ — дронт)

Очень интересные птицы, приспособленные к
жизни в воде. Перо напоминает чешую рыб, а крылья
- плавники. Название, считается, происходит от
английских слов «пин-уинг» — «крыло-шпилька».
Характерна окраска — темная спина и светлое
брюхо. Питаются ракообразными, рыбой, кальмарами.
Обитают в основном в Южном полушарии. Видов
насчитывается довольно много — наиболее
известные Адели, самые крупные и очень редкие -
императорские. — (ответ — Пингвины)

Крупная красивая птица отряда гусеобразные.
Характерная очень длинная шея, у некоторых видов
изогнутая. Для видов Северного полушария
характерная белая окраска, для видов Южного
полушария — темная. Прекрасно плавают, ныряют. С
этими птицами связано много сказок и легенд.
Образуют пары на всю жизнь и поэтому считаются
символом вечной любви и верности. Особенно
известен вид — шипун, который разводится во
многих парках. Эта птица — (ответ — Лебедь).

Пятое задание: «Белый ящик»

Командам раздаются карточки с буквами. Нужно
составить из этих букв название птицы и
рассказать о ней как можно больше. В зависимости
от уровня класса можно зашифровать как известных
каждому птиц, так и «экзотических». Задание
оценивается в 3-5 баллов (3-только собрали
название, 4-рассказали немного, 5-полный рассказ).
Время выполнения — 2 минуты.

Примерные задания:


К А Е А Х Т

- ТАКАХЕ — птица, считавшаяся исчезнувшей, но
заново открытая и сохраненная благодаря усилиям
ученых. Такахе — нелетающие пастушковые птицы с
красивым оперением, живущие в Новой Зеландии.


О Ц Г Н И А

- ГОАЦИН — птица, обитающая в бассейне р.
Амазонка. Питается листьями, имеет очень большой
зоб. Птенцы гоацина имеют на крыльях когти, как у
археоптерикса, с помощью них они цепляются за
ветви. Взрослые гоацины летают плохо.


В А Л К З Е

- КВЕЗАЛ — птица обитает в Центральной Америке
и на севере Южной. Характерен длинный
раздвоенный хвост, короткие лапы, короткий и
широкий клюв. Считается символом свободы, так как
плохо привыкает к неволе.


К Н Т А У

- ТУКАН — обитает в Центральной и Южной Америке.
Имеет очень большой клюв, иногда длиннее тела,
очень толстый, ярко окрашенный. Питается плодами,
иногда употребляет животную пищу.


С Ж Р Т И

- СТРИЖ — птицы отряда длиннокрылые. Похожи на
ласточек, но не родственны им. Имеют очень
длинные крылья, короткие лапы (не могут ходить по
земле), короткий и широкий клюв. Питаются в полете
насекомыми.


О Б К И Р Л И

- КОЛИБРИ — птицы отряда длиннокрылые. Самые
маленькие птицы на Земле, обитают в Северной и
Южной Америке. Длинные крылья, маленькие лапы,
длинный клюв. Питаются нектаром и насекомыми.
Очень быстро летают, могут «зависать» в воздухе.


Т А Р У С С

- СТРАУС — самая крупная нелетающая птица,
высота самцов до 3 метров, вес яйца до 2 кг. Обитает
в Африке, на ногах имеет по 2 пальца. Скорость бега
до 70 км/ч. Красивые перья самцов раньше
употреблялись для украшения шляп, из-за чего
птицам был нанесен очень большой урон.

Шестое задание: «Выбери меня»

Итоговое задание.

Команды получают список
особенностей и названий животных. Задача -
выбрать названия птиц и особенности, только для
них характерные. Время — 3 минуты. Каждый верный
ответ — балл. Неверный ответ — балл вычитается.
Верные ответы выделены жирным шрифтом. Итого
максимально количество баллов — 8.


Особенности Названия
Множество кожных желез Нарвал
Исключительно легочное дыхание Горал
Пятипалая конечность Квезал
Наличие воздушных мешков Топорок
Наружное развитие зародыша Хирург
Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками Поганка
Забота о потомстве Сервал
Наличие киля Турако
Сросшиеся кости черепа Чистик
Отсутствие зубов Финвал

3. Таким образом, каждая команда может набрать
максимум 54 — 63 балла (в зависимости от количества
заданий). Исходя из этого количества и
ориентируясь по набранным баллам, учитель в
конце урока с помощью помощников подводит итоги
и выставляет командам оценки.




Следующий: