Урок-зачет по географии в 7-м классе по теме: Атмосфера и климат Земли

Цели:

1. Закрепить знания о целостной системе
факторов, обуславливающих особенности климата.
Продолжить формирование умения пользоваться
тематическими картами.

2. Развивать умение применять теоретические
знания к конкретной территории.

3. Способствовать формированию индивидуальных
возможностей в общении.

Тип урока:

урок-зачёт.

Оборудование:

атласы, цветные карандаши
(жёлтый, красный, синий, зелёный), заготовки схем
зеленого шара.

Подготовка к уроку:

подготовить три группы
ассистентов (по 2 человека) для приёма зачёта.

Подготовка кабинета к уроку:

1. Поставить парты по периметру класса, чтобы
получилось три станции:

I) компоненты климата;

II) воздушные массы;

III) климатические пояса.

2. На каждую станцию посадить по два ассистента
с контрольными пакетами.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами совершим путешествие
по климатическим станциям. Наша задача –
закрепить знания о климатах Земли. Для
прохождения по станциям каждому необходимо
иметь чистый лист бумаги, где вы будете отмечать
номер станции, номер билета и отвечать на
вопросы, а ассистенты оценят ваши работы. В
течение урока каждый получит по три оценки. Итак,
в путь!


I станция: “Компоненты климата”

Билет № 1

1. По климатической карте (см. атлас с. 6).

Определите средние температуры воздуха июля и
января в широтах, которые показаны на схеме.
Сделайте вывод о распределении температуры
воздуха на Земле.

2. По схеме определите, в каких широтах выпадает
много атмосферных осадков.

Билет № 2

1. Составить из звеньев причинно-следственную
цепь:

  • Воздух поднимается вверх;
  • Высокая температура воздуха;
  • Образование облаков и выпадение осадков;
  • Охлаждение воздуха.

2. Определите по схеме, в каких широтах выпадает
мало атмосферных осадков.

Билет № 3

1. Составьте из звеньев причинно-следственную
цепь:

  • Воздух опускается вниз;
  • Низкая температура воздуха;
  • Воздух растекается по земле к другим широтам;
  • Образуется область высокого давления.

2. Определите по схеме, в каких широтах
преобладают восходящие и нисходящие потоки
воздуха.

Билет № 4

1. Поверните стрелки направлений движения
постоянных ветров в северном полушарии вправо, в
южном — влево, по направлению движения.

2. Выберите правильный ответ. Почему
температура воздуха понижается от экватора к
полюсам?

  • Движение воздушных масс.
  • Угол падения солнечных лучей уменьшается от
    экватора к полюсам.
  • Земля имеет форму шара.
  • Разная подстилающая поверхность.

Билет № 5

1. Обозначьте на схеме области постоянного
атмосферного давления.

2. Как называются господствующие ветры?



II станция: “Воздушные массы”

Билет № 6

1. Дополните. Большие объёмы воздуха тропосферы,
обладающие однородными свойствами, называются…

2. Назовите типы воздушных масс.

Билет № 7

Обозначьте на схеме районы формирования
основных типов воздушных масс:

а) экваториальные (красным);

б) тропические (жёлтым);

в) умеренные (зелёным);

г) арктические и антарктические (синим).

Билет № 8

Заполните таблицу “Свойства воздушных масс”

Билет № 9

Определите типы воздушных масс:

а) сухой и холодный воздух;

б) летом температуры положительные, а зимой —
отрицательные, осадки в течение года
распределены неравномерно;

в) воздух сухой с высокой температурой;

г) воздух влажный с высокой температурой.

Билет № 10

Какие воздушные массы действуют в основных
климатических поясах?

  1. Арктический
  2. Субарктический
  3. Умеренный
  4. Субтропический
  5. Тропический
  6. Субэкваториальный
  7. Экваториальный

Билет № 11

Какие воздушные массы действуют в переходных
климатических поясах в северном полушарии?

Билет № 12

Какие воздушные массы действуют в переходных
климатических поясах в южном полушарии?


III станция: “Климатические пояса”

Билет № 13

Запишите климатические пояса по порядку от
экватора к северному полюсу:

  1. Арктический
  2. Умеренный
  3. Субэкваториальный
  4. Субарктический
  5. Тропический
  6. Экваториальный
  7. Субтропический

Билет № 14

Какой климатический пояс?

а) В этом климатическом поясе весь год
наблюдается высокая температура и выпадает
значительное количество осадков;

б) Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но
сухая;

в) Господствуют тропические воздушные массы и
воздушные массы умеренных широт.

Билет № 15

Какой климатический пояс?

а) Ярко выражены четыре сезона года;

б) Летом и зимой воздух сухой и морозный;

в) Господствуют арктические воздушные массы и
воздушные массы умеренных широт.

Билет № 16

Используя атлас с. 6-7, опишите климат
экваториального климатического пояса.

Билет № 17

Используя атлас с. 6-7, опишите климат умеренного
пояса.

Билет № 18

Используя атлас с. 6-7, опишите климат пустыни
Сахара.

Билет № 19

В каком климатическом поясе жил учёный на Новой
Гвинее? Запись из дневника: “3 декабря. Вечером
опять дождь, гром, молния… Теперь с 8-ми или 9-ти
часов вечера дождь, который начался при заходе
солнца, будет идти, вероятно, до 3-х или 4-х утра. В
октябре ещё было сносно, но в ноябре дождь шёл
чаще. В декабре он имеет намерение идти каждый
день…”

Подведение итогов урока: выставление
отметок.




Следующий: