Урок-ярмарка Основные классы неорганических соединений. 11-й класс

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об основных классах
    неорганических веществ,
  2. Углубить и расширить знания учащихся о
    строении, свойствах и применении внародном
    хозяйстве оксидов, оснований, кислот и солей,
  3. Совершенствовать умения учащихся
    самостоятельно работать с дополнительной
    научной литературой.

I. Реактивы:

1. Оксиды меди (II), кальция, железа (III), свинца,
алюминия, щелочи, кислоты, образцы минералов:
магнетит, лимонит, гематит; кварц, горный
хрусталь; бокситы; цветные оксиды (NiO; CuO; CaO; Ре 2 О
3); полевой шпат, каолин.

2. Гидроксиды натрия, калия, железа (III), меди (II),
алюминия; кислоты, фенофтемин, метилфант, хлорид
меди (II); гашенная известь, кристаллические
щелочи натрия и.

3. Кислоты: соляная, серная, азотная;

Металлы: цинк, железо, алюминий, медь,

Оксид меди (II), щелочи, индикаторы (лакмус,
метилорант ),

Хлориды меди (II) и бария

Оксид цинка, образцы кислот (HF; HJ; НзРО 4 и
т.д.).

4. Растворы солей NaCL, АL 2(SО4)з; Nа2СОз,
CuSO4; FeCL3:; Ва(NОз)2; BaCL2; KMnO4;

NaNO3; NaOH; HCL;H2SO4; мел, мрамор,
кальцинированная сода, питьевая сода, хроматы,
бихроматы, сульфат никеля (II), медный купорос,
минералы и породы, вода.

II. Оборудование:

Штативы, пробирки, пробиркодержатели,
химические стаканчики (50 мл. и 100мл.), сухое
горючее, спички, стеклянные палочки, ложечки,
пипетки, лучинка, магниты, специальные ящики для
реактивов, указка.

III. Оформление:

1. Плакаты, стенды:

  • строение оксидов, оснований, кислот, солей
    (графические формулы)
  • химические свойства оксидов, оснований, солей,
    кислот
  • генетическая связь основных классов
    неорганических соединений
  • классификация оксидов, оснований, солей, кислот.

2. Эмблемы (общие формулы оксидов, кислот,
оснований, солей),

3. Таблички с названиями фирм (класс вещества),

4. Таблички “Оценка товара”.

5. Визитные карточки “Дизайнер”,
“Рекламодатель”, “Директор”, “Ученый-химик”,
“Исследователь”, “Генеральный директор”,

6. Плакат с девизом урока,

7. Магнитофон, кассеты с русскими народными
песнями.

IV. Подготовительный этап:

1. Учащимся 11-х классов предлагается прослушать
лекцию на тему “Основные сведения об оксидах,
основаниях, кислотах и солях”. После чего они
получают задание подготовить ответы на вопросы:

  • общая характеристика данного класса,
  • строение и физические свойства,
  • нахождение в природе и применение,
  • химические свойства.

2. Каждый из учащихся вправе выбрать тему, класс
вещества и выступить.

3. Учащиеся работают с дополнительной
литературой, собирают сведения, обсуждают с
учителем и систематизируют.

4. Учитель готовит урок, разбивая класс на
четыре группы (фирмы) по желанию учащихся, вместе
с учениками обрабатывает и систематизирует
материал, выбирают директора, рекламодателя,
дизайнера, химика, исследователя от каждой фирмы

5. Учащиеся изготавливают заранее эмблемы,
названия фирмы, составляют графические
электронные формулы, стенды, плакаты и т.д., чтобы
всё этовать подаче своего товара на ярмарке.

6. Учителем изготавливаются карточки “Оценка
товара фирм” в виде денежно-платёжного векселя:

Химическая грамотность Полнота подачи материал ов Практическая направленность Трикладна химия

(связь с
жизнью)

Яркость выступ лений Обща цена товар
“Оксиды”
“Основания”ия
“Кислоты””
“Соли”

V. Ход урока-ярмарки.



1. Под музыку (ярмарочную) приглашаются в
выставочный зал (класс химии) гости, учащиеся и
все желающие. Учитель химии марки — генеральный
директор ярмарки-выставки, класс химии -
выставочный павильон, гости-покупатели товара,
учащиеся 11-х классов – представители
соответствующих фирм химических обществ
“Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”.

Все занимают свои места: гости в конце класса,
учащиеся за столами по группам, учитель у доски)

2. Вступительное слово генеральному директору.
Oн приветствует всех гостей рассказывает о
значении слова “ярмарка”, рассказывает, какие
правила покупки товара. Он также представляет
фирмы и приглашает представителей рассказать о
том или ином классе вещества.

3. Каждой фирме генеральный директор
предоставляет в следующем порядке:

- директор каждой фирмы химического общества
характеристику класса неорганического вещества
(оксидам, кислотам, основаниям, солям).

Записывает общую формулу класса, дает
определение и предоставляет слово дизайнеру
фирмы.

- дизайнер заранее приготовил стенд с
электронными и структурными формулами,
составляет молекулярные формулы рассказывает о
степени окисления, валентности. Предоставляет
рекламодателя-

- Рекламодатель рассказывает о местонахождении
минералов в природе, их использовании в народном
хозяйстве, роль этих веществ для науки и
техники, для человека и приглашает учёного
химика и исследователя.

Ученый-химик рассказывает о химических
свойствах веществ, составляет уравнения реакций
(а еще лучше, эти уравнения реакций записать в
виде таблицы на стенде).

Параллельно рассказу исследователь проводит
соответствующие опыты и демонстрирует их всем.

4. Все гости учащиеся выполняют опыты и
записывают в тетради уравнения реакций. все
представители фирм (учащиеся 11 классов) ведут
записи в своих тетрадях (конспект).

5. Подведение итогов проводит генеральный
директор с покупателями (гостями)

Покупатели на листе “Оценка товара фирм”
ставят “+” или “-” и балл (денежное
вознаграждение) по шести номинациям:

  1. Химическая грамотность
  2. Полнота подачи материала
  3. Практическая направленность (химизм),
  4. Прикладная химия (связь с жизнью)
  5. Яркость выступления
  6. Общая оценка товара (цена)

Собрав плату от покупателей, генеральный
директор подводит итог и объявляет, какой товар,
какой фирмы продан и за какую цену (оценку).

Во время подведения итогов участниками ярмарки
- фирмам предлагается разминка в виде (Пирамида”.

Из предложенных веществ в пирамиде выпишите
отдельно формулы оксидов, основании солей и
дайте им названия.

7. Генеральный директор записывает домашнее
задание на доске объявлений (т.е. делает
объявление фирмам).

Даны вещества: Са; CuO; NaOH, Н 2SO4; Р2О5,
Н2 О; FeCl3; CuSO4”; А12 Оз; НС1, Ba(OH)2.
Cоставьте возможные уравнения реакций, которые
идут до конца.

Литература.

  1. И. Астахов, А. И. Касьяненко “Химия”, 3-е издание,
    Киев “Вища школа”, 1979.
  2. А.И. Ахметов “Неорганическая химия” часть 1,11,
    3-е i здание, Москва “Просвещение” 1982.
  3. И.Г. Хомченко “Общая химия”, Москва
    “Просвещение”1987.
  4. В.Н, Чернышев “Хнмня. Пособие- репетитор для
    поступающих в вузы”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2000.
  5. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман “Химия 11”. Москва,
    “Просвешение” 2000.
  6. И.Г. Хомченко “Пособие по химии для поступающих
    в вузы”. Москва “Новая волна”1997.



Следующий: