Урок химии в 8-м классе Химические уравнения урок-упражнение


Цель:

  • обеспечить закрепление умений в составлении
    уравнений химических реакций, определении типов
    химических реакций;
  • обеспечить развитие у школьников умений
    классифицировать познавательные объекты (типы
    химических реакций);
  • ставить цель и планировать свою деятельность,
    осуществлять самоконтроль при выполнении
    самостоятельной работы;
  • развивать рефлексивную культуру, воспитывать
    умения общаться друг с другом.

На мотивационно-ориентировочном этапе,
исходя из темы урока, учащимся предлагается
сформулировать цель самостоятельно.

На доске делается запись:

  • Знать: типы химической реакции
  • Уметь: расставлять коэффициенты в
    уравнении и определять тип реакции

Урок начинается с актуализации знаний.
Проводится парная работа. В течение двух минут
каждый из учащихся задает любые вопросы по теме
“Химические уравнения. Типы химических
реакций”. В это же время один из обучающихся
пишет на доске общие схемы типов реакций. По
окончании парной работы дает определения по
схемам.

  • А+В=С (соединения)
  • С=А+В (разложения)
  • АВ+СД=АД+СВ (обмена)
  • АВ+С=АС+В (замещения)

Схемы на доске позволяют вспомнить материал
тем учащимся, у которых в большей степени развита
зрительная память. Те, у кого слуховая — еще раз
воспринимают материал, произнесенный вслух.

На операционно-исполнительском этапе
проводится групповая работа. В группу включаются
обучающиеся с различными учебными
возможностями: высокими, средними и низкими. Как
правило, это группа из 4-х человек. Ребята сидят за
двумя партами, развернувшись лицом друг к другу.
Каждой группе предлагается карточка (другие
варианты смотри в приложении1) , в
которой написаны исходные вещества и продукты
реакции. Например,


CuO +H2O
СaO + HNO3
Cu + H2O
SO3 + NaOH
K2 O
Mg + H2 SO4

Предлагается набор карточек, которые
необходимо положить в пустые прямоугольники.
Карточки содержат правильные и неправильные
ответы:



Задание:

1. Составьте уравнения, расставив коэффициенты.

2. Определите тип химической реакции. Какой
признак вы положили в основу классификации?

3. Назовите продукты реакции.

Цель данной работы в формировании умений
применять знания, а степень овладения этими
знаниями позволяет судить о качестве усвоения
обучающимися учебного материала и направлять
процесс их учения. Такой прием позволяет
сосредоточить максимум внимания на активизации
мыслительной деятельности. Многократное
использование карточек на различных этапах
урока позволяет отрабатывать умения правильно
составлять формулы и уравнения, расставлять
коэффициенты, прогнозировать продукты реакции и
исходные вещества. Задания позволяют развивать
познавательные процессы, а это, в свою очередь,
связано с успешностью обучения.



Задания можно разнообразить. Эти же схемы можно
использовать для упражнений на развитие
внимания. Например, предложить подчеркнуть одной
чертой формулы оксидов, двумя — оснований,
волнистой — кислот. Задания на установление
признаков классификации реакций позволяет
развивать умения сравнивать, а результатом
сравнения становится классификация. В ходе
взаимодействия в группе развиваются
коммуникативные умения и навыки. Обучающиеся с
низкими учебными возможностями получают
консультации от обучающихся с высокими учебными
возможностями. Во время общения многократно
проговаривается материал, развивается речь.
Обучающиеся учатся контролировать свою
деятельность, осуществляют коррекцию. На данном
этапе урока учитель выступает в роли
консультанта.

Затем предлагается индивидуализированная
самостоятельная работа по разноуровневым
карточкам. Материал можно использовать из
пособия [1]. Обучающимся предоставляется право
выбора любого варианта. Здесь же можно
предложить творческие задания по составлению
цепочек превращений и записи соответствующих
реакций с определением их типа.

На оценочно-рефлексивном этапе

учащиеся
возвращаются к цели урока: что они должны знать и
уметь. Обсуждается итог урока и высказываются
суждения о реализации своих возможностей на
уроке: “Как я усвоил тему?”, “Как я реализовал
себя в ходе урока?”

Самостоятельная работа сдается на
проверку учителя, а на полях рисунок ощущения от
работы на уроке:



Задание на дом:

  1. Составить 5 схем уравнений реакций для соседа по
    парте, предложить ему правильно расставить
    коэффициенты в реакции и назвать их тип.
  2. Составить сочинение или сказку по
    определенному типу реакции.

Литература.

1. А. А. Журин «Химические уравнения». .
Задания для самостоятельной работы. М., Аквариум,
1998




Следующий: