Урок химии в 8-м классе Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химических реакций

Тип урока: Углубление знаний о сущности химических реакций. Формирование естественно-научного мировоззрения.

Вид урока: поисково-исследовательский.

Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о химических реакциях.

Задачи урока:

  1. Формирование умения применять знания об атомно-молекулярном учении для объяснения сути химических реакций.
  2. Развивать пространственное воображение при построении молекул.
  3. Формирование межпредметных связей и естественно-научного мировоззрения.
  4. Формирование навыков работы с электронными учебниками и лабораторией L-микро.
  5. Формирование навыков проведения химического эксперимента, его анализа.

Содержание урока

1 этап. Активизация знаний учащихся  о химических реакциях, полученных при изучении главы 1: «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения».
Фронтальная беседа по следующим вопросам:

  • Что изучает химия?
  • Что такое вещество?
  • Какое строение имеют вещества?
  • Каковы основные положения атомно-молекулярного учения?
  • Что заставляет частицы двигаться? Ответ на этот вопрос основан на знаниях детей о внутренней энергии частиц, которая слагается из их кинетической и потенциальной энергий (знания получены ребятами на уроках физики в 8 классе).
  • Как вы понимаете следующие слова: «…превращение одних веществ в другие». Важно получить рассуждения о том, что получаются новые вещества, т.е. вещества с новыми свойствами, а в основе новых свойств – другое строение молекул. Желательно уточнить, как дети понимают  слова «…другое строение молекул».

Далее осуществляем просмотр учебных материалов из электронного  учебника «Химия. 8 класс» (издательство «Просвещение»), раздел «Сравнение физических и химических явлений». (Учащиеся комментируют наблюдаемые опыты, обязательно называя условия их проведения и признаки.)

Теперь акцентируем внимание ребят на понимание сущности химических реакций при помощи выполнения лабораторной работы на шаро-стержневых моделях. Разбираем реакцию между водородом и кислородом с образованием воды. (Учащиеся комментируют проводимые операции с моделями молекул.)

В тетрадях подводим итог этой части урока:

Молекулы исходных веществ  →  атомы исходных веществ  → молекулы новых веществ. Химическая реакция основана на перегруппировке атомов исходных веществ, в результате чего образуются молекулы продуктов реакции.

Сформулированный вывод позволяет сделать предпосылки для рассмотрения закона сохранения массы веществ с атомной позиции: «Сумма атомов веществ, вступивших в химическую реакцию, равна сумме атомов, получившихся в результате реакции». (Ребята ещё убеждаются в этом на опытах с шаро-стержневыми моделями).  Далее логично вместе с ребятами обсудить правильность этого закона на массах веществ и предложить им выразить основную формулировку закона сохранения массы веществ. Но полное изучение этого закона проводится на следующем уроке (в соответствии с тематическим планированием).



2 этап. Чтобы ещё раз сконцентрировать внимание учащихся на признаках реакций, проводим лабораторные опыты.

Выполняем лабораторную работу по учебнику (с. 61). Ребята комментируют проводимый эксперимент и результаты оформляют в тетрадях, выделяя признак проводимой реакции. Затем записываем общий вывод о том, что изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка – это признаки химических реакций.

Наличие лаборатории L-микро позволяет углубить знания учащихся, и на примере эксперимента по выделению углекислого газа (мел + соляная кислота) показать ребятам, что признак реакции можно описать количественно.

3 этап. Формирование знаний о тепловом эффекте химической реакции.

Ещё раз возвращаемся к основным положениям атомно-молекулярного учения.

Менделеев Д.И. указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии в процессе их протекания. Обычно эта энергия выделяется или поглощается в виде теплоты.

Далее с ребятами анализируем проведённые опыты по этому признаку. В первом опыте мы нагревали медную проволоку, т.е. «сообщали ей дополнительную энергию», следовательно, здесь энергия  поглощалась. Предлагаю ответить на вопрос: «На что была затрачена эта энергия?»

Во втором опыте при взаимодействии соляной кислоты и мрамора пробирка слегка нагрелась. Следовательно, энергия  выделилась. Ребята пытаются объяснить источник этой энергии.

Делаем общий вывод о том, что энергия затрачивается на процесс разрушения связей между атомами и молекулами исходных веществ и выделяется при образовании связей между атомами и молекулами продуктов реакции.

Составляем схемы к выводу:

А) Исходные вещества  + Q – продукты реакции (для первого опыта).
В) Исходные вещества –  продукты реакции + Q  (для второго опыта).

Затем даю ребятам задание прочитать вторую половину  с. 61 и внести изменения и добавления в наши схемы. Один из учеников выполняет задание на доске и получает право первым прокомментировать полученные результаты.

Правильная запись:

А) Исходные вещества → продукты реакции – Q    эндотермическая реакция  (для первого опыта)
В) Исходные вещества →  продукты реакции + Q    экзотермическая реакция   (для второго опыта).
Где: Q – тепловой эффект химической реакции; относится к 1 моль вещества и выражается в килоджоулях.

4 этап. Закрепление изученных вопросов на уроке.

  • Охарактеризовать реакцию разложения воды на водород и кислород под действием электрического тока с позиций атомно-молекулярного учения.
  • Как вы думаете, а сущность реакции в живых организмах подчиняется изученным сегодня правилам. Если да, то о чём это свидетельствует?

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.




Следующий: