Урок химии в 8-м классе Соли, их классификация и свойства

Цели и задачи:

Образовательные:

Сформировать знания
учащихся о солях как классе
неорганических соединений;

  • Привести в систему знания
    учащихся о классификации солей;

  • Познакомить со свойствами и
    применением солей.

  • Развивающие:

    • Развить умения и навыки работы
      с лабораторным оборудованием и
      химическими реактивами;

    • Правильно оформлять
      результаты опытов, составлять уравнения
      реакций;

    • Развивать умения наблюдать и
      делать выводы.

    Воспитательные:

    • Формирование всесторонне
      развитой личности;

    • Воспитывать любовь к родному
      краю;

    • Воспитание трудолюбия,
      взаимовыручки, умение работать в парах.

    Методы:

    рассказ, беседа,
    демонстрация презентации “Соли”,
    выполнение лабораторной работы в парах с
    реактивами, работа с цифровыми
    лабораториями.

    Оборудование:

    Цифровые
    лаборатории «Архимед», компьютер,
    мультимедийная презентация по теме урока,
    раздаточный материал – карточки; образцы
    солей и минеральной воды; транспаранты для
    магнитной доски; этикетки от минеральной
    воды; пробирки, колбы, растворы NaCI, AgNO3,
    Na2CO3, CuSO4, Fe (гвозди), NaOH, H2SO4,
    BaCl2, Cu, FeSO4.

    Тип урока:

    комбинированный.

    Ход урока

    1 этап.

    Оргмомент. Проверка
    домашнего задания:

    • у доски
    • работают учащиеся с домашними
      упражнениями

    1. упражнение №1 с.221
    2. Химические свойства оксида калия
    3. Химические свойства оксида серы (VI).

    • с места:
    • повторить номенклатуру
      кислотных остатков. Повторить правила: –
      закончить фразу…

    реакция нейтрализации – это …

    кислоты – это …

    оксиды – это …

    классификация оксидов …

    2 этап.

    Работа по теме урока

    На демонстрационном столе
    образцы:

    1. мел (карбонат кальция)
    2. сода техническая (карбонат натрия)
    3. медный купорос (сульфат меди)
    4. поваренная соль (хлорид натрия

    О чем мы будем говорить сегодня
    на уроке? (О солях)

    Заполните, пожалуйста, 2 первые
    колонки в карточках

    Что знаю по теме урока?

    Что хотел бы узнать?

    Что узнал на уроке?

    Соли – самый многочисленный
    класс веществ.

    Задание:

    составить
    формулу, описать свойства солей.

    1. СаСО3 – твердое вещество, белого
      цвета, нерастворимо в воде.
    2. Na2CO3 – твердое вещество,
      белого цвета, хорошо растворимо.
    3. CuSO4 – твердое вещество, синего
      цвета, хорошо растворимо.
    4. NaCl – твердое вещество, белого цвета,
      хорошо растворимо.

    Вывод:

    соли — твердые
    вещества, отличаются цветом,
    растворимостью в воде.

    2 Классификация солей
    учащиеся в парах работают с карточками

    Na 2 CO3

    Al OH Cl2

    Cu SO4

    Na H CO3

    Cu OH Cl

    Na HSO4

    Выбрать знакомое, понятное и
    сгруппировать новые формулы. В итоге
    получается три группы формул.

    а) соли средние (нормальные): Na2CO3,
    CuSO4 на доске (магнитной) начинаем
    формировать схему. Записываем уравнение
    образования средней соли:

    2NaOH + H2SO4 = Na2SO4
    + 2H2O реакция обмена, нейтрализации.

    Na2SO4 2Na+ + SO42- (1 cтупень)

    б) соли кислые: NaHСO3,
    NaHSO4 — результат неполного замещения
    атомов водорода в кислоте на атом металла.

    NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O

    NaHSO4 Na+
    + HSO4- (1 степень)

    HSO4 H+
    + SO42- (2 степень) – эта степень с
    меньшей степенью диссоциации.

    в) соли основные:

    Ca(OH)2 + HCl = CaOHCI + H2O

    CaOHCl CaOH+
    + Cl- (1 ступень)

    CaOH+ Ca2+
    + OH- (2 ступень) очень незначительна.

    3этап. Закрепление:

    провести
    исследование состава минеральных вод
    Калининградской области, используя
    этикетки производителей. Работа
    выполняется на местах, парами – учащиеся
    получают карточку с заданиями и этикетку от
    конкретной воды.

    В это же время ученики работают у
    доски с магнитами и карточками по этикеткам
    от минеральных вод

    Задание 1.

    Используя
    этикетку от минеральной воды, исследуйте ее
    солевой состав:

    1. сделайте заголовок – название воды;
    2. найдите химический состав, в тетради
      запишите отдельно катионы (ионы +) и
      анионы (ионы — )
    3. составьте из ионов формулы солей (+)
      например: 2Na+ + SO42-
      Na2SO4
    4. подчеркните формулы кислых солей,
      назовите их.
    5. подсчитайте общее число получившихся
      формул солей

    Обсудить полученные результаты.

    1. Где расположен источник?
    2. С какой глубины происходит подъем воды?
    3. К какому типу минеральных вод она
      относится?
    4. Какая еще информация есть на этикетке?
    5. Личное отношение к минеральным водам.

    Выслушиваем несколько ответов.

    3 группы

    работают в это
    время с «Архимедом», определяя рН и вывести
    результаты исследования на экран в
    презентацию.

    Выслушиваем отчет групп и
    рекомендации по потреблению минеральной
    воды.

    4 этап Химические свойства солей (практическая
    работа по группам)

    Проведение реакций по
    группам с реактивами, стоящими на столах.

    2 свойства солей мы с вами уже
    изучили.

    • Какие? С чем реагируют кислоты? (Ответы
      ребят и проведение опытов с кислотами и
      основаниями).
    • Что получилось? Комментарии.
    • А как вы думаете, с чем еще могут
      реагировать соли? (Друг с другом)
    • Любые соли или есть условие протекания
      реакции? (Осадок)
    • Проведите реакцию между нитратом
      серебра и хлоридом натрия.
    • А как вы думаете, с чем еще могут
      реагировать соли? ( С металлами)
    • Со всеми? (только, стоящими в ряду
      напряжений до водорода
      ) проделываем
      опыт с гвоздем.

    5 этап Подведение итогов

    • Что нового узнали на уроке?
    • Что было интересно?
    • Выставление оценок

    Домашнее задание:

    §41,
    упражнение № 1,5 стр. 225

    Задача

    (если останется время,
    то на уроке; если нет, то домой)

    Мы каждый день употребляем в пищу соль -
    хлорид натрия.

    - Где она еще применяется?

    Она применяется для обработки
    кожевенного и мехового сырья.

    Ученые подсчитали, что человек в день
    употребляет 12-15г соли. Сколько соли съели вы
    за свою жизнь!

    Сделаем следующий расчет
    потребления соли
    , взяв за основу

    15г — в сутки.

    За месяц 15г х 30 = 450г

    За год 450г х 12 = 5400г

    Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли
    за свою жизнь. Для этого количество соли,
    которое вы употребили за год, умножьте на
    свой возраст.

    - Сколько получилось?

    Раздаточный материал к уроку

    Na 2 CO3

    Al OH Cl2

    Cu SO4

    Na H CO3

    Cu OH Cl

    Na HSO4

    Задание 1.

    Используя
    этикетку от минеральной воды исследуйте ее
    солевой состав:

    • сделайте заголовок – название воды;
    • найдите химический состав, в тетради
      запишите отдельно катионы (ионы +) и
      анионы (ионы — );
    • составьте из ионов формулы солей (+),
      например: 2Na+ + SO42-
      Na2SO4 ;
    • подчеркните формулы кислых солей,
      назовите их;
    • подсчитайте общее число получившихся
      формул солей;

    Обсудить полученные результаты.

    Методическое
    руководство по выполнению практической
    работы «Химические свойства солей»

    Следующий: