Урок химии в 8-м классе Реакции обмена


Цель урока

: изучить реакции обмена как один
из типов химических реакций по признаку «число и
состав исходных веществ и продуктов реакции».

Задачи урока

:

  • повторить классификацию химических реакций по
    разным признакам;
  • повторить изученные типы химических реакций по
    признаку «число и состав исходных веществ и
    продуктов реакции»;
  • дать понятие и изучить сущность реакции обмена
    и реакции нейтрализации как частного случая
    реакции обмена;
  • продолжить формировать умения и навыки в
    составлении химических формул исходных веществ
    по названию и продуктов реакции, прогнозировать
    продукты химических реакций, расставлять
    коэффициенты в уравнении химических реакций.

Оборудование и реактивы:



  • демонстрационный стол — штатив с пробирками,
    растворы гидроксида натрия, соляной кислоты,
    фенолфталеина;
  • столы учащихся — растворы хлорида или сульфата
    меди (П), гидроксида натрия, соляной кислоты.

Ход урока



1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, подготовка к
восприятию нового материала.

Мы продолжаем изучать тему «Изменения,
происходящие с веществами».

Вспомним, что нам уже известно (фронтальный
опрос).

  1. Какие явления происходят с веществами?
  2. В чем отличие химических явлений от физических?
  3. Назовите признаки химических реакций (далее -
    ХР).
  4. Как можно изобразить ХР?
  5. Что называется химическим уравнением?
  6. Какими законами мы пользуемся при составлении
    хим.уравнений?
  7. Какие признаки классификации ХР нам уже
    известны? (по тепловому эффекту, по использованию
    катализатора, по числу и составу исходных
    веществ и продуктов реакции)

Итак, по признаку «число и состав исходных
веществ и продуктов реакции» нам уже известны
реакции соединения, разложения и замещения.

Работаем по рядам:

  • 1-й ряд — реакция соединения,
  • 2-й ряд — реакция разложения,
  • 3-й ряд — реакция замещения.

Задание: дать определение заданного типа
реакции и смоделировать из формул, предложенных
на доске, известную вам реакцию заданного типа.

На магнитной доске — формулы исходных веществ
и продуктов реакции для составления уравнений
реакций взаимодействия магния с кислородом,
разложения воды, замещения меди железом в
растворе сульфата меди (П).

Расположение формул — произвольное. Все эти
реакции обсуждались на предыдущих уроках. С
каждого ряда опрашивается по два ученика: один
дает определение заданного типа реакции, а
другой в это время моделирует на доске схему
реакции, с помощью мела дописывает необходимые
математические знаки, расставляет коэффициенты
и проговаривает сущность реакции. Остальные
учащиеся каждого ряда при необходимости
исправляют или дополняют ответы своих товарищей.

Мы хорошо поработали вместе, теперь я предлагаю
выполнить вам индивидуальное задание в рабочих
листах (см. «Рабочий лист») -
задание № 1. Время выполнения — 2 минуты. Для
справившихся раньше отведенного времени -
задание под звездочкой *, оно необязательное.

Проверка работ — в парах, предварительно
несколько учащихся с мест комментируют
правильные ответы, которые показываются на
экране.

Поднимите руки, кто справился на «5″, на «4″. К
дополнительному заданию мы вернемся позже.

Подводя итог первой части урока, я могу сказать,
что вам хорошо известны реакции соединения,
разложения и замещения. Сегодня мы продолжим
изучать классификацию ХР по данному признаку и
познакомимся с реакциями обмена.

3. Изучение нового материала.

Итак, тема сегодняшнего урока — «Реакции
обмена».



Цели урока — см. «Рабочий лист».

По названию типа реакции давайте предположим -
в чем будет заключаться сущность реакции обмена,
между какими веществами она будет происходить?

В ходе беседы дается и записывается в рабочие
листы определение реакции обмена, составляется
общая схема (АВ + СД = АД + СВ), стрелочками в общей
схеме показывается обмен сложных веществ своими
составными частями.

Если времени достаточно, то необходимо
сравнить реакции обмена с уже изученными
реакциями соединения, разложения и замещения (по
числу и составу исходных веществ и продуктов
реакции), при недостатке времени — предложить
учащимся подумать над этим вопросом при
выполнении домашнего задания и на следующем
уроке обязательно проверить.

Попробуем составить примеры реакций обмена
(пока теоретически).

На экране — названия исходных веществ.
Учащиеся составляют их формулы, составляют
продукты реакции обмена между этими веществами,
расставляют коэффициенты в уравнении ХР,
проговаривают сущность реакции, называя
вещества; объясняют, почему данная реакция
является реакцией обмена.

Составляется два уравнения реакций обмена
между оксидом меди(П) и серной кислотой,
гидроксидом калия и азотной кислотой.

Далее учитель приводит слова Леонардо да Винчи:
«Знания, не проверенные опытом, бесплодны и
полны ошибок
«. Они послужат мостиком для
перехода к следующей части урока -
лабораторному опыту.

Цель опыта — см. «Рабочий лист».
Проводится краткий инструктаж по технике
безопасности, учащиеся выполняют опыты,
оформляют отчет. Уравнения реакций один из
учащихся составляет на доске, остальные сверяют.

Далее учитель показывает демонстрационный
опыт — взаимодействие гидроксида натрия с
соляной кислотой. Видимых признаков реакции нет,
поэтому учитель предлагает учащимся подумать -
как сделать опыт «видимым»? Затем опыт
проводится с использованием раствора
фенолфталеина, составляется уравнение реакции,
определяется ее тип.

Учитель просит обратить внимание учащихся на
характер среды исходных растворов — щелочную и
кислотную (кислую), а продукт реакции вода имеет
нейтральную среду. Дается определение реакций
нейтрализации, учащиеся ищут их среди уравнений
реакций обмена, составленных на уроке. Делается
вывод о том, что «реакции обмена» — широкое
понятие, а «реакции нейтрализации» — частный
случай реакций обмена. Все эти выводы учащиеся
записывают в задании 4.

А где в жизни можно встретиться с реакциями
нейтрализации?

Краткое сообщение одного из учащихся
(приводятся примеры известкования почв, гашения
соды уксусом и т.п.).

Сообщение сопровождается краткой
презентацией, подготовленной докладчиком. Детям
предлагается продолжить поиск примеров реакций
данного типа, работая дома с дополнительной
литературой.

4. Подведение итогов урока

Возвращаемся к цели сегодняшнего урока.
Достигли ли мы их? Что нового узнали? Какие типы
ХР по признаку «число и состав исходных веществ
и продуктов реакции» нам теперь известны?

Комментируется домашнее задание, учащиеся
записывают его в дневник.

Далее учащимся предлагается
продемонстрировать свои знания по данной теме.
Выполняется задание № 5 — это контрольный срез
урока, по которому учитель может оценить степень
усвоения материала.

Первое задание определяет умение учащихся
классифицировать ХР, а второе задание — навык
составления формул продуктов реакции и
расстановка коэффициентов. Третье задание
предназначено для тех учащихся, которые
справятся раньше отведенного времени.

Проверяя контрольный срез, учитель выявит
моменты, на которые необходимо будет обратить
внимание на следующих уроках.

Оценки учащимся выставляются выборочно.




Следующий: