Урок химии в 8-м классе Оксиды: состав, номенклатура, способы получения



ДДЦ Создать условия для восприятия,
осмысления и первичного закрепления учебной
информации по теме “Оксиды: состав,
номенклатура, способы получения”
ТДЦ Познавательный аспект: Создать
условия для получения сведений об оксидах на
уровне…
Знания о составе, номенклатуре оксидов и
реакциях окисления как способов получения
оксидов;
Понимания сущности реакций окисления;
Применения полученных знаний для решения
познавательных задач: на составление формул
оксидов, на составление реакций окисления;
Обобщения и систематизации осмысление
причин принадлежности веществ к классу оксидов,
закономерностей протекания реакций окисления;
приведение в систему всех имеющихся знаний об
оксидах для дальнейшего использования с целью
развития предметных и ключевых компетенций.

Воспитывающий
аспект:
Создать условия для формирования
мировоззренческих понятий о многообразии форм
существования материи, познаваемости мира; для
воспитания чувства само- и взаимоуважения при
работе в паре, чувство ценности
интеллектуального труда.
Развивающий аспект: Создать условия для
развития произвольного внимания, мышления
(умения анализировать, сравнивать, строить
аналогии, доказывать), познавательного интереса
и активности в решении познавательных задач.
Адаптивная цель: Познакомиться с понятиями
“оксиды” и “реакции окисления”, научиться
узнавать оксиды по формулам, составлять формулы
оксидов по их названиям и наоборот, научиться
составлять уравнения окисления простых и
сложных веществ.

Тип урока Изучение и первичное закрепление
знаний и способов деятельности.
Методы обучения
  • по источнику приобретения знаний: словесно-
    наглядный;
  • по степени закрытости от учащихся элементов
    усвоения знаний: объяснительно-иллюстративный;
  • по степени самостоятельности учащихся в
    приобретении знаний: репродуктивный,
    частично-поисковый.
Приёмы реализации методов
  • интонационное выделение учителем логически
    важных моментов изложения;
  • демонстрация объектов;
  • использование игровых моментов;
  • задание учащимся на конкретизацию алгоритма;
  • задание учащимся на выбор объектов и осмысление
    изученных знаний.
Формы организации познавательной
деятельности учащихся
Общеклассная, парная, индивидуальная.
Дидактический материал Презентация (приложение 2), контрольный тест (приложение 3), учебные тексты (приложение 1)
Оборудование Образцы, содержащие оксиды
Актуальность использования средств ИКТ Развитие познавательного интереса к
предмету, наглядное представление материала,
объективное оценивание полученных знаний
Вид использования Универсальный

Структура урока:

1.Организационный этап – 2 мин.
2.Подготовительный этап (мотивация и
актуализация) – 7 мин.
3.Основной этап:

  • усвоения новых знаний и способов деятельности;
  • первичной проверки понимания изученного;
  • закрепления новых знаний и способов
    деятельности – 25 мин.

4.Информация о домашнем задании – 5 мин.
5.Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия
– 6 мин.

Фотография учебного занятия по теме “Оксиды:
состав, номенклатура, способы получени
я”


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи
этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели выполнения
образовательных задач этапа

1. Организационный Подготовка учащихся к работе на уроке Организует процесс подготовки к
занятию
Организационный настрой на работу Доброжелательный настрой
преподавателя и учащихся; быстрое включение
учащихся в деловой ритм
2. Подготовительный 1.Обеспечение мотивации учения
учащихся, принятие ими целей урока.

2.Актуализация
субъектного опыта учащихся

1.Создание проблемной ситуации с целью
определения темы занятия (демонстрация объектов)

2.Предлагает
работу по учебному тексту с целью определения
задач учебного занятия и актуализации
субъектного опыта учащихся

1.Решают проблемную ситуацию,
предлагают варианты темы учебного занятия

2.Работают
по учебному тексту, обсуждают результаты работы
в паре, формулируют адаптивную цель учебного
занятия

Готовность учащихся к активной учебно-
познавательной деятельности, понимание
учащимися ценности изучаемого материала
3. Усвоения новых знаний и способов
деятельности

Первичной проверки понимания
изученного

Закрепления новых знаний и способов
деятельности

1.Обеспечение восприятия и первичного
запоминания информации

2.Установление
правильности и осознанности усвоения новых
знаний, выявление пробелов и их коррекция

3.Обеспечение усвоения способов действий на
уровне применения в знакомой и изменённой
ситуации

1.Выстраивает систему последовательных
блоков информации

2.Предлагает учащимся
фронтальные задания с целью первичной проверки
понимания

3.Предлагает учащимся индивидуальные задания с
целью закрепления новых знаний и способов
деятельности

4.Предлагает учащимся тест для первичной
проверки понимания изученного

1.Воспринимают учебную информацию,
определяют отличительные признаки изучаемого
объекта

2.Выполняют предлагаемые учителем
задания для фронтальной и самостоятельной
работы

3.Выполняют тест

1.Учащиеся активно работают при
изучении нового материала

2.Правильность и
осознанность ответов в процессе выполнения
заданий

4. Информации о домашнем задании Обеспечение понимания учащимися цели,
содержания и способов выполнения домашнего
задания
Дает информацию о домашнем задании Записывают информацию о домашнем
задании
Учащиеся осознали цель, содержание и
способы выполнения домашнего задания
5. Подведения итогов учебного занятия

Рефлексии

Обеспечение анализа успешности
достижения цели и постановки перспективы
следующей работы,

осознания процесса и
результата своей учебной деятельности

Предлагает учащимся вернуться к
учебному тексту и определить уровень достижения
цели, проанализировав результат своей работы
Учащиеся работают по учебному тексту,
определяют уровень достижения цели, обсуждают
результаты работы в паре, формулируют
перспективную цель следующего учебного занятия
Цели занятия реализованы, учащиеся
получили информацию об индивидуальных
результатах учения


Ход урока:

1. Организационный этап



  • Учитель приветствует учащихся. Учащиеся
    проверяют наличие необходимого инструментария
    для урока.

  • 2. Подготовительный этап

  • Вводное слово учителя:
  • Изучая химию, мы неоднократно встречались с
    различными классами неорганических соединений:
    оксидами, основаниями, кислотами и солями.
    Настало время расширить и привести в систему
    знания об этих значительных классах веществ.
    Изучение каждого класса мы будем проводить по
    определённому плану (на экране высвечивается
    План характеристики класса неорганических
    соединений – см. Презентацию,
    слайд 1). А сейчас – в путь! Нам предстоит
    определить – класс каких соединений мы начинаем
    изучать?

    • Учитель обращает внимание учащихся на выставку
      предметов (глиняная ваза, бутылка с газированной
      водой, украшение из горного хрусталя, стакан с
      водой, кусок железной руды — гематита) и слайд на
      экране (см. Презентацию)., слайд
      2).Вопрос учителя: Почему все предметы собраны
      вместе? Что их объединяет с химической точки
      зрения?
    • Учащиеся решают проблемную ситуацию,
      предлагают варианты темы учебного занятия
    • На экране высвечивается слайд с названием темы
      (см. Презентацию, слайд 3),
      которую учащиеся записывают в тетрадь
    • Учитель: Как всегда мы определяем, что сегодня
      узнаем, чему научимся.

    Учитель предлагает работу по учебному тексту с
    целью определения задач учебного занятия и
    актуализации субъектного опыта учащихся.

    • Учащиеся работают по учебному тексту, обсуждают
      результаты работы в паре, формулируют адаптивную
      цель учебного занятия.

    Текст предложен на дидактической карточке
    (смотри Приложение 1):

    Прочитайте текст “Оксиды” и сделайте в нём
    пометки:

    “V” — “знаю”; “?” — “хочу узнать”; “+” — “это
    для меня новое”.

    Понятие “оксиды” включает бесконечное
    разнообразие веществ:

    оксид водорода (вода) – жидкое вещество; оксид
    кремния (песок) и оксид алюминия (глинозём) –
    твёрдые вещества. Оксиды могут быть газами, как,
    например, оксид углерода (IV) — углекислый газ и
    оксид углерода (II) – угарный газ.

    Оксидов много. Практически все простые и многие
    сложные вещества при их окислении образуют
    оксиды.

    Кроме того, многие элементы, проявляя разные
    значения валентности, участвуют в образовании
    нескольких оксидов, например, азоту
    соответствует пять совершенно разных по составу
    и свойствам оксидов: N2O, NO, N2O3, NO2,
    N2O5.

    По химическим свойствам оксиды делятся на
    несолеобразующие (CO, NO, N2O, H2O) и
    солеобразующие (MgO, SO2, Al2O3 и др.).
    Солеобразующие оксиды подразделяют на основные,
    амфотерные и кислотные.

    Но по составу все оксиды характеризуются тремя
    общими признаками:

    • любой оксид является сложным веществом;
    • состоит из атомов двух элементов;
    • один из элементов – кислород.

    Оксиды широко используются в быту и в
    производстве других веществ: металлов,
    неметаллов, солей, кислот и оснований.

    Обсудите в паре результаты своей работы.


    3. Основной этап

  • Учитель предлагает, используя слайд (см. Презентацию, слайды 5,6,7)
    составить определение класса “оксиды”, вывести
    общую формулу оксидов по составленному
    определению. Учащиеся выполняют данное задание
  • Учитель предлагает игру “третий лишний” -
    исключите вещество и докажите свою правоту (см. Презентацию, слайд 8)
    Учащиеся выполняют данное задание
  • Учитель предлагает выполнить задание на выбор
    формул оксидов (см. Презентацию,
    слайд 9, 10). Учащиеся самостоятельно выполняют
    задание в тетради, проводят обсуждение в паре,
    высказывают своё мнение.
  • Учитель объясняет номенклатуру оксидов,
    используя алгоритм (см. Презентацию,
    слайд 11). Учащиеся совместно с учителем называют
    предложенные оксиды (см. Презентацию,
    слайд 12,13)
  • Учитель предлагает назвать выбранные оксиды,
    используя слайд (см. Презентацию,
    слайд 11, 14). Учащиеся выполняют задание в тетради,
    проводят взаимопроверку.
  • Учитель: Вспомните, с помощью каких реакций
    можно получить оксиды?
  • Учитель предлагает, используя слайд (см. Презентацию, слайд 15,16,17) составить
    определение понятия “реакции окисления” и
    составить уравнения реакций окисления простых и
    сложных веществ: 1 вариант – правый столбик, 2
    вариант – левый столбик (см. Презентацию,
    слайд 18).
  • Учащиеся выполняют задание, обсуждают
    результаты в паре, проводят самопроверку по
    слайду (см. Презентацию, слайд 19).
  • Учитель предлагает для проверки понимания
    изученного выполнить тест в течение трёх минут.
    Учащиеся выполняют тест (смотри Приложение
    3
    ) и проводят проверку и коррекцию с
    помощью слайда (см. Презентацию,
    слайд 20).

  • 4. Информация о домашнем задании

  • Учитель комментирует домашнее задание:
  • - прочитать текст параграфа 13 (Химия: Учебник
    для 8 класса средней общеобразовательной школы/
    Под ред. Проф. Минченкова Е.Е. – 2-е изд. – М.:
    Школьная Пресса, 2002г.);
    - ответить на вопрос 1 (устно);
    - выполнить упражнения письменно:

    № 2 – составить формулы оксидов по их
    названиям;

    № 3 – дать названия оксидам по представленным
    формулам;

    № 5 (а, в) – составить уравнения реакций
    окисления;

    - дополнительно выполнить предложенное
    учителем задание на составление уравнений
    реакций окисления (см. Презентацию,
    слайд 21)


    5. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Учитель предлагает вернуться к учебному тексту
    “Оксиды” и ответить на вопросы:
  • 1.Что узнали? Чему научились?
    2.Какие характеристики класса оксидов нам уже
    известны?
    3.Что ещё не знаем, но хотели бы узнать?

    Литература для урока:

  • Химия: Учебник для 8 класса средней
    общеобразовательной школы/ Под ред. проф.
    Е.Е.Минченкова – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002
    г.
  • С.В.Горбунцова. Тесты по основным разделам
    школьного курса. 8 – 9 классы – М.: изд. “ВАКО”, 2006
    г.
  • Н.Е.Кузнецова. Задачник по химии. 8 класс – М.:
    изд. “Вентана-Граф”, 2005 г.
  • Г.И.Штемплер. Дидактические игры при обучении
    химии – М.: Дрофа, 2003 г.
  • С.В.Денберер. Современные технологии в процессе
    преподавания химии: развивающее обучение,
    проблемное обучение, проектное обучение,
    компьютерные технологии – М.: изд. “5 за знания”,
    2006 г.
  • Энциклопедический словарь юного химика – М.:
    изд. “Педагогика”, 1990 г.
  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Главный
    ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.



  • Следующий: