Урок химии в 8-м классе Классификация химических элементов

Цель урока:

  1. Формирование логических методов научного
    познания: поисково – исследовательский и
    аналитический отбор, сравнительный анализ и
    логическая трансформация информации. Метод
    анализа продуктов деятельности: классификация,
    моделирование, обобщение для синтеза знаний.
  2. Организация продуктивной деятельности на
    основе самообучения, самоанализа, самоконтроля,
    презентаций знаний.
  3. Формирование естественно-научного мышления в
    интерпретации химических знаний.

ЗНАТЬ: научные открытия по классификации
химических элементов, понятийный аппарат
классификации по физическим и химическим
свойствам вещества.

УМЕТЬ: объяснять понятия – классификация,
признаки классификации, амфотерность.

Прогнозировать свойства, объяснять
амфотерность химического соединения
(кислотно-основные свойства), составлять
уравнения химических реакций, анализировать,
делать выводы.

Оборудование: Периодическая система
химических элементов, мультимедиа диск “Химия
8” , проектор, компьютер, пробирки, , магнит

Реактивы: графит, сера, железо, натрий,
фенолфталеин, гидроксид калия, хлорид алюминия.

Этапы урока:

1. Актуализация познавательной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Фронтальный опрос. “Что вы знаете ….”. Что вам
известно о химических элементах? Истории их
открытия? Что называют химическим элементом?
Веществом? Простым и сложным веществом? Каждая
правильная информация оценивается в 1 балл.

2. Ввод новых знаний. Интеллектуальный тренинг
“Знаете ли вы…” (

Гимнастика для ума)

1. В 1860 году были известны более 60 химических
элементов, на сегодняшний день открыты более 114
элементов.
2. В организме человека около 70 химических
элементов в составе простых и сложных веществ,
массовая доля больше всего (кислорода, углерода,
азота, кальция).
3.Для изготовления одной лампочки накаливания
нужно использовать 7 различных металлов. Какие
металлы? ( Fe, W, Ni, Pb, Sn, Sb, Zn). Произнесите их
названия.
4. Какой химический элемент называют царем
“живой” природы, а какой царем “неживой
природы”? (углерод и кремний).
5. Семь металлов создал свет по числу семи планет.
Перечислите. Прочитайте латинское название. (Аu,
Ag, Cu, Pt, Sn, Hg, Fe). Назовите оксиды этих металлов.
6. Во время 1 мировой войны применение ядовитого
желто-зеленого газа привело к смерти многих
людей, а благодаря посуде, из которого ели пищу
офицеры армии Македонского избежали кишечные
болезни. Назовите химические элементы, входящие
в состав данных веществ (хлор, серебро).
7. Причиной гибели экспедиции А.Шмидта на
Северном полюсе была “оловянная чума”. Что
произошло с оловом, из которого были канистры,
содержащие продукты питания, воду. (При низких
температурах олово крошится – переходит в
аморфное состояние аллотропного видоизменения).

По всех предложениях, говорилось о химических
элементах или о свойствах веществ.

Творческое внеаудиторное задание (А, Б, В):

А. Презентация открытия химических
элементов. Время – 5 минут.

Б. Реферат о важнейших микро- и
макроэлементов в организме человека, их роль и
влияние на жизнедеятельность. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В. По данной теме к последующим урокам
подготовьте свои интересные вопросы-информации
“Я знаю, что…”. ПРЕЗЕНТАЦИИ О МЕТАЛЛАХ И
НЕМЕТАЛЛАХ. НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, ПОЛУЧЕНИЕ,
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.

3. Активизация мыслительной деятельности.

А) Определите цель урока, задачи, результат
Б) Ознакомьтесь с материалом параграфа,
дополнительной информацией (дано опережающее
задание ученику по теме – исследование
классификации химических элементов).
В) Ответьте на вопросы: Какие ассоциации
возникают, когда говорят элемент, подберите
синонимы, а кода говорят, химический элемент. Что
значит классифицировать? Первые попытки
классификации химических элементов.
(Мультимедиапрезентация: из истории
классификации).

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Задание 1

. Металлы и неметаллы (признак
классификации – физические и химические
свойства). Сравнительный анализ.


Даны физические и химические свойства
простых веществ. Определите химические элементы.
t плав. = 97,86 С

tкип = 883,15 С

твердое вещество — Э, окисляется кислородом,
образуя Э 2О, реагирует с кислотами.

Реакция с водой:

2Э + 2Н2О = 2ЭОН + Н2

Образует щелочь, водород

tплав.= -100, 98 С

tкип. = — 33,97 С

ядовитый желто-зеленый газ –Э 2, , реагирует с
водородом, образует бесцветный газ НЭ, реагирует
со щелочами. Входит в состав сильной кислоты НЭО4,

Вывод: Химические элементы образуют
простые вещества – металлы и неметаллы, имеющие
противоположные свойства.

Задание 2.


Как определить вещества? В химические стаканах внешне
схожие 3 вещества (железо, алюминий, графит)
а) Агрегатное состояние: твердые,
кристаллические вещества, серого цвета с
металлическим блеском.

Вывод: по этим свойствам
нельзя отличить графит от металлов

Б

) Один стакан тяжелее. Разный вес. Вывод:
Различие плотностей, масс.

В) Действие магнитом. В отличии от алюминия,
графита, железо обладает магнитными свойствами

Вывод: По физическим свойствам полная
идентификация веществ не возможна.

Вывод:

Различить вещества модно
комплексным изучением физических и химических
свойств.

Задание 3. Что называют амфотерностью? Получить
и доказать амфотерность гидроксида цинка.
Дифференцированное по видам деятельности:

1 группа

. Конкретизируйте схему
превращения соответствующими уравнениями
реакции, назовите тип реакции.

2 группа. Эксперимент.

Используя реактивы: сульфат цинка, гидроксид
калия, серную кислоту получить гидроксид цинка.
Проверить взаимодействие гидроксида цинка с
кислотой и щелочью.

3 группа. По аналогии свойств гидроксида
цинка составьте уравнения получения и
взаимодействия с кислотой и щелочью гидроксида
алюминия.

Ответы сверяются через проектор с
демонстрацией эксперимента

.

Вывод

: Нерастворимое амфотерное
основание получают при взаимодействии
растворимых солей со щелочами. Амфотерное
основание взаимодействует с растворами кислот и
щелочей. Имеют двойственные свойства.

Существуют химические элементы, образующие
соединенияс амфотерными свойствами.

Задание 4.

В 1844 году Г.Дэви и М.Фарадей сожгли в
запаянных колбах равные пропорции алмаза,
графита, угля. Каков результат опыта? (в колбах
равные объемы газов). Как доказать, что эти
простые вещества образованы атомами углерода –
неметалла. Составьте соответствующие уравнения
реакций, генетический ряд углерода. Назовите
вещества. Самостоятельно выполняет каждый
ученик. (Проверка по записи на доске, работает
один ученик) С —> СО2 —> Н2СО3

Вывод: неметалл – кислотный оксид –
кислота.

Задание 5.

Химический эксперимент. О каком
веществе идет речь: твердый, легко режется ножом,
небольшое количество бурно реагирует с водой,
выделяется бесцветный газ, фенолфталеин
приобретает малиновый цвет? Порядковый номер
элемента, образующего простое вещество №11.
Составьте уравнения химических реакции,
генетический ряд. Na —> Na 2O —> NaOH

Вывод:

металл – основный оксид – основание.

Задание 6.



Почему алюминиевые электрические
провода не растворяются в воде? Можем спокойно
готовить в алюминиевой посуде еду? ( На
поверхности имеется защитная оксидная пленка). К
какому классу оксидов относится оксид алюминия?

Письменная самостоятельная работа.

1. Осуществите схему превращения:

Алюминий –
оксид алюминия – гидроксид алюминия.

2. Допишите уравнения химических реакции:

Оксид алюминия + соляная кислота ——>

Оксид алюминия + гидроксид натрия ——>

ВЫВОД: Химические элементы разделяют на 3
группы: образуюшие

а) основные;
б) кислотные;
в) амфотерные оксиды и гидроксиды (признак
классификации кислотно-основные свойства
соединений).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. Выступления –
презентации учащихся с опережающими заданиями
“Первые попытки классификации химических
элементов. Естественные семейства”.

Сделайте вывод.

Домашнее задание

. Параграф учебника.
Определите к какому классу соединений относятся
оксиды и гидроксиды химических элементов №3,4,7

Гидроксиды – сложные вещества, содержащие в
молекуле гидроксильную группу – ОН.

Относятся
ли КОН, Н2SO4 к гидроксидам? Нужно составит
структурные формулы.

На доске даны примеры. NaOH Na — О — Н


Этапы урока

результативность

Деятельность учителя Деятельность ученика.
Этап операционно-мотивационный формирование
познавательной активности
Цель: активизирование умственной
деятельности учеников, развитие мышления, учить
учеников оценивать свои знания,
развитие
мотиваций,

проводит “Интеллектуальный
тренинг”, проверку знаний

отвечают на вопросы быстро, четко,
кратко. За правильный ответ 1 балл.
Рецензирование ответов (домашнего задания)
Этап активизации и актуализации знаний
учащихся

формирование самообразовательной
компетентности

новое содержание – изучение новой темы

сотворчество

формирование поликультурной компетентности
Результативность
формирование
познавательной, самообразовательной социальной
компетентностей

Цель: развитие самостоятельности
мышления, внимания и памяти, формирование
гибкости и точности мысли
, учить краткой
рациональной записи, отрабатывать умение,
прогнозировать, делать выводы и обобщения по
теме

проводит беседу, фронтальный опрос –
аукцион знаний по вопросам применения,
физических и химических свойств веществ,
определяя закрепление знаний. Включает
валеологический и здоровьесберегающие аспекты,
прикладные вопросы применения простых веществ
металлов и неметаллов в быту

Цель: учить оперировать знаниями, развивать
гибкость использования знаний

способствует совершенствованию знаний,
предлагая уравнения химических реакции,
определяющие химические свойства простых
веществ “от простого к сложному”

1. Диалоговое общение

“Я знаю,
что…” дает информацию о химических элементах.

2. Определяют тему урока. 3. Работа со справочным
материалом — повторение и фиксирование ключевых
понятий и определений. Химический диктант

4. Определяют учебные задачи урока: уметь
правильно составлять уравнения реакции горения
магния, алюминия, угля.

5.Делают вывод по свойствам

6. Лекция с использованием приобретенной
учениками информации. Исследование различных
видов памяти

Этап закрепления знаний по
информационным ресурсам

развитие умений
работать с информацией анализировать
познавательные объекты, создавать электронные
пособия

формирование информационной компетентности

Цель: обучать работе с информацией;
закрепить знание текста, понимание темы

Организация
деятельности учащихся по закреплению и усвоению
на продвинутом уровне: подается информация о
металлах и неметаллах через проектор

дает творческое задание по поиску, сбору и
обработке информации и представление в
презентационном, аннимационном режиме по
желанию

1.Обсуждают поставленные вопросы,
уровень презентационного материала
Исследовательская лаборатория (коллективная
экспериментальная работа)

2. Наблюдают за
демонстра-ционными экспериментами “Горение
железа, угля” и записывают уравнения реакций. 3.
Определяют свой интеллектуальный потенциал
продуктивная деятельность учащихся по включению
части содержания в целое. Самостоятельная работа

Результативность: формирование
интеллектуальной и поликультурной
компетентностей
Цель: закрепить умение решать
задачи и примеры Цель: закрепить знания
учеников, формировать умения проверять, слушать,
думать
Решение задач, примеров с
комментированием. Решение задач несколькими
способами

Усложнение условии и решение
нестандартных задач

Валеологическая пауза положительный
настрой в начале урока
Цель: создание психологического
комфорта
развитие эмоциональности речи,

инициирование
творческой деятельности

компетентного отношения к своему
здоровью
Рефлексивно-оценочный

Этап применения
знаний.

Результативность:

формирование
интеллектуальной компетентности

Цель: развивать личную позицию
учеников, опираясь на их знание темы

Организация
деятельности учащихся по применению знаний в
новой ситуации.

Выполнение индивидуальной
познавательно-интеллектуальной работ:
“Химический лабиринт”

“Оживи схему”

Завершающий этап урока. Рефлексия Результативность:
формирование коммуникативной и
познавательной компетентностей, развивать
индивидуальные способности
Цель: показать на основе изученного
материала умение учеников создавать проекты

Инициирование
рефлексию учащихся

Самоанализ и самооценка, подсчет
баллов. За урок каждый ученик получил оценку и
отдельно, набравшие наибольшее количество
баллов

выполнившие творческие работы (рефераты)

Создание проектов

Контроль формирование
поликультурной,

коммуникативной
компетентностей:

формирование
интеллектуальной компетентности

Цель: учить учеников на основе своих
знаний находить решения задач прикладного
характера

Цель:

учить детей воображению и
умению абстрагироваться

Цель:

учить детей, опираясь на полученные
знания, самостоятельно работать

Результативность:

формирование социальной
компетентности

1. Создание рекламы(презентации)
изучаемой темы (урока), работа в группах со
взаимной 2. Самостоятельная работа со
взаимопроверкой; дифференцированная
контрольная работа оценкой
Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала
урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность:


формирование компетентности, которая оказывает
содействие саморазвитию Цель: проверить
знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность:

формирование
интеллектуальной компетентности

1. Составить вопросы, задачи и примеры по
теме урока Разноуровневые задачи:
репродуктивные, особой сложности, на
сообразительность, математическую логику




Следующий: