Урок химии в 8-м классе Чистые вещества и смеси

Цели урока:

  • Закрепить знания номенклатуры неорганических
    веществ разных классов.
  • Сформировать понятия о чистом веществе и смеси
    веществ.
  • Раскрыть значение смесей в природе и жизни
    человека.
  • Познакомить со способами разделения смесей.
  • Формы организации познавательной деятельности
    учащихся:

    фронтальная, парная, групповая.

    Оборудование:

  • Химия 8 — учебник для 8 класса
    общеобразовательных учреждений под редакцией
    О.С.Габриеляна — М., Дрофа, 2007 г.
  • Презентация в MS Power Point (приложение)
  • Компьютер, проектор
  • Реактивы
  • Смесь порошков железа и серы, раствор
    поваренной соли, смесь песка и воды, раствор
    метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная
    чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка,
    воронка, стеклянная палочка, химические стаканы,
    колбы, магнит, пипетка.
  • Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;
  • Разделение смеси магнитом;
  • Хроматография;
  • Разделение смеси веществ выпариванием.
  • Карточки с заданием для групповой работы.
  • Разделение смеси (раствора) растворимого
    вещества и растворителя:
  • Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с
    кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная),
    спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
  • Разделение смеси нерастворимого в воде
    вещества и растворителя (растворимого вещества):
  • Лабораторный штатив с кольцом, воронка,
    фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба
    или стакан химический.
  • Разделение смеси железа и серы:
  • Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.
  • Хроматография:
  • Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.
  • Ход урока

    Организационный момент. Проверка
    домашнего задания.

    Беседа:

    Какие соединения называются оксидами? (Оксиды
    - это сложные соединения, состоящие из двух
    элементов, один из которых кислород со степенью
    окисления (-2))

    Какие соединения называются кислотами?
    (Кислоты — это сложные вещества, состоящие из
    атомов водорода и кислотного остатка)

    Какие соединения называются основаниями?
    (Основание — это сложные вещества, состоящие из
    атомов металла и одной или нескольких
    гидроксогрупп OH-)

    Какие соединения называются солями? ( Соли -
    это сложные вещества, состоящие из атомов
    металла и кислотных остатков)

    Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На
    слайдах 1-2 — вопросы проверочной работы.

    Проверочная работа сдается учителю (результаты
    объявляются на следующем уроке).

    Подготовка к восприятию нового материала.
    Объявление темы.

    1. Беседа

    Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая
    тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое
    вещество считается чистым? Есть ли в природе
    чистые вещества? Чем отличается чистое вещество
    от смеси веществ?

    Как вы думаете, что будет темой нашего урок
    сегодня? (слайд 3)

    2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

    Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить
    на уроке?

    Цели урока обсуждаются с учащимися.

    Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество
    считается чистым и что такое смесь; узнать, где
    применяются чистые вещества и смеси; узнать, как
    разделить вещества.

    В результате обсуждения — слайд 4.

    3. Объяснение нового материала.

    На данном этапе урока учитель формирует
    понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся
    известно понятие «вещество» (это то из чего
    состоят физические тела). Поэтому, вначале даем
    определение «смеси веществ».

    Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси,
    находящиеся на демонстрационном столе и примеры
    смесей, представленные на слайде 5.

    Далее ребята дают определение смеси, как системы
    из
    их нескольких веществ, находящихся в
    непосредственном контакте друг с другом
    . Эта
    формулировка появляется на слайде после щелчка
    мыши.

    Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно
    чистых веществ. Вещества встречаются
    преимущественно в виде смесей. Учитель приводит
    примеры смесей, ребята записывают их в тетради:
    воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов,
    растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе,
    как смеси, которая состоит из газов — азота,
    кислорода, аргона и др. (слайд 6).

    Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся
    на столе. В чем разница между ними?

    Далее рассматривается классификация смесей
    (слайда 7).




    Смеси

    Однородные Неоднородные
    Растворы сахара в воде, растворы солей,
    воздух,
    Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой,
    песок с водой

    Неоднородными называются смеси, в которых
    невооруженным глазом или при помощи микроскопа
    видны частицы веществ, составляющих смесь.

    Однородными называют смеси, в которых нельзя
    заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже
    при помощи микроскопа).

    Для научных исследований и промышленности, в
    основном требуются чистые вещества. Некоторые
    примеси даже в небольших количествах способны
    сильно поменять свойства веществ. Например, в
    полупроводниковой технике применяют
    сверхчистые вещества, где примеси составляют
    всего 1 атом на миллион атомов основного элемента
    (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению
    полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже
    время, необходимо выделить, что невозможно
    получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое
    чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое
    количество примесей.

    Как вы думаете, морская вода и чистая
    дистиллированная вода будут обладать
    одинаковыми свойствами? (ребята предполагают,
    что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия
    эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения
    дистиллированную и морскую воду. Через
    определенное время измеряли температуры кипения
    в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты
    эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской
    воды t кип не постоянная в разные
    промежутки времени по сравнению с t кип
    дистиллированной водой?»

    Учащиеся высказывают предположение, что
    соленость морской воды влияет на температуру
    кипения.

    Далее учитель предлагает дать определение
    «чистого вещества».

    С помощью учителя формулируется
    определение «Чистым веществом называется такое
    вещество, у которого постоянные физические
    свойства (температуры кипения, температуры
    плавления, плотность).

    В тетрадях ребята записывают определение
    «чистое вещество» —

    Чистым называется вещество, которое обладает
    постоянными физическими свойствами.

    Учитель дополняет, что в чистом веществе
    примеси, хотя и есть в незначительных
    количествах, но они не влияют на физические и
    химические свойства. Пример чистого вещества -
    дистиллированная вода.

    Демонстрируется слайд 9.

    Ребята записывают в тетрадях выводы.

    Педагог обращает внимание детей на
    отличительную особенность смесей «В смесях
    каждое из составляющих их веществ сохраняет
    свои индивидуальные свойства.
    Для
    подтверждения этого учитель проводит опыты:

    Демонстрация разделение смеси железа и сера с
    помощью магнита (отработать с ребенком заранее
    методику выполнения опыта и тогда демонстрацию
    проводит ученик)

    Следующий этап урока — знакомство с основными
    способами разделения смесей, которые
    представлены в виде схемы: Слайд 10.

    Одновременно уточняется, на каких физических
    свойствах веществ основан каждый способ
    разделения. На слайдах 11- 13 показаны области
    применения разных способов очистки неоднородных
    смесей.

    Демонстрация разделения смеси песка и воды
    фильтрованием. Обращается внимание на
    правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

    Знакомство со способами разделения однородных
    смесей продолжается с помощью слайда 14,
    акцентируется внимание учащихся на физических
    свойствах веществ, применяемых в данном способе
    разделения.

    На слайдах 14-18 показаны области применения
    разных способов очистки однородных смесей.

    Закрепление

    1. Групповая работа.

    Каждая группа получила задание » Как разделить
    смесь :?»

    Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту
    каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях
    были использованы жизненные ситуации, где
    требовалось очистить воду в походных условиях и
    т.п.

    Ответить на вопросы, представленные на слайдах
    19 — 21

    Рефлексия.

    Беседа:

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Что запомнилось?

    Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

    Подведение итогов

    Домашнее задание:  23 упр. 1,2,4

    Творческое задание.

    Составьте задания на разделение смеси.

    Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

    Предложите способы разделения этой смеси.

    Приложение.




    Следующий: