Урок химии в 7-м классе по теме Атомно-молекулярное учение

Вступление в урок

: Урок химии в 7а классе,
где предмет изучается прапедевтически,
чтобы учащиеся имели представление о
предмете в момент выбора предмета
углубления в конце 7 класса.

Тема урока

. Атомно-молекулярное
учение.

Тип урока

. Урок обобщения и
систематизации знаний по начальному блоку
изучения химии.

Главная дидактическая цель

:
систематизация знаний и способов действий
по теме.

Цели урока:

  • Образовательная


создание условий для восприятия и
понимания основных положений АМУ

  • Развивающая

  • – развитие
    мыслительных навыков (анализ, сравнение,
    выделение главного); развитие
    информационной компетентности через
    работу с информационным текстом,
    графическим опорным конспектом; развитие
    коммуникативных компетенций при работе в
    паре.

  • Воспитательная


  • формирование естественнонаучного
    мировоззрения учащихся при усвоении идеи
    познаваемости и материальности мира,
    интернациональное воспитание через
    определение вклада ученых разных стран в
    создание АМУ.

    Структура урока

    в логике
    уроков технологии критического мышления:
    вызов – осмысление – рефлексия.

    ФОПД:

    индивидуальная, парная,
    фронтальная.

    Приемы и методы ТРКМ

    : на стадии
    вызова: предположение темы; таблица («Знаю
    – Хочу узнать – Узнал»);

    На стадии осмысления: ИНСЕРТ –
    работа с информационным текстом и опорным
    графическим конспектом («Я это знал до
    прочтения – Это новая для меня информация
    – Это мне непонятно»);

    На стадии рефлексии: расшифровка
    текста, вставка пропущенных слов,
    объяснение схем и опытов, синквейн.

    Ожидаемый результат:

    После проведения урока учащиеся
    должны

    Знать

    : основные положения АМУ,
    определения (атом, молекула, физическое
    явление, химическое явление).

    Уметь

    : объяснять химические
    реакции на микроскопическом уровне в
    соответствии с положениями АМУ.

    Технологическая карта урока

    Ход урока

    Примечания
    Стадия вызова Ребята! Когда мы с вами видим
    незнакомый предмет, на какие вопросы нам
    хочется получить ответы. Что это? Из чего
    это? Для чего это?
    Демонстрация предмета
    Дадим ответы на некоторые вопросы в
    приложении к знакомым объектам.

    Слайд 1. Что это? (Дом) Из чего это? (Из
    кирпича) Слайд 2. Из чего это? Слайд
    3.
    (Из глины) Из чего это? Из частиц? Слайд
    4
    . (Строение молекул глины)

    Слайды 1-5

    (Приложение1)

    Слайд 5. Что это? (Айсберг, снеговик,
    снежинки). Из чего это? (Из воды) Слайд 6. Из
    чего вода? (Из молекул воды) Слайд 7. Из
    чего молекула воды? (Из атомов).
    Слайды 6-8
    Теория, возникшая в Древней Греции,
    была столь же проста, сколь и
    категорична: невозможно беспредельно
    делить на части что бы то ни было.
    Наступит момент, когда частицы уже не
    поддадутся дальнейшему делению.
    Подходим к определению темы урока. Как
    назвали эти частицы в Древней Греции? (Атомы).
    В стихотворении С. Щипачева «Читая
    Менделеева» замените выделенное слово,
    исходя из известного вам определения. (Из
    атомов). Чему будет посвящен сегодняшний
    урок? (Атомам и молекулам).



    Тема. Атомно-молекулярное учение.

    Слайд 9
    К сегодняшнему уроку у вас накоплен
    определенный багаж знаний об атомах и
    молекулах, но мы знаем далеко не все.
    Заполним маленькую таблицу (два
    столбика по три пункта)
    Слайд 10

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    Обсудите в паре, поделитесь знаниями
    друг с другом, дополните записи.

    Работаем по заполнению общей таблицы (на
    доске). 7а класс знает об атомах и
    молекулах следующее: (заполняем таблицу).
    Таблица нам всем и каждому показала цели
    сегодняшнего урока. Посмотрим, удастся
    ли нам узнать на уроке все, что мы сейчас
    не знаем.

    Заполнение таблицы на доске
    Осмысление Сейчас я предлагаю вам изучить
    стенограмму (это краткие записи)
    необычного совещания ученых разных
    стран и столетий. Они обсуждали тему,
    рассматриваемую нами на уроке. Какое
    созвездие великих имен. Какая география
    стран. Помните, наука не знает границ,
    она всегда интернациональна.

    Итак, на совещании присутствовали:

    • Древнегреческий философ Демокрит;
    • Знаменитый английский алхимик
      Джордж Рипли;
    • Знаменитый английский физик, химик и
      философ Роберт Бойль;
    • Великий русский ученый историк,
      механик, художник и поэт М.В. Ломоносов;
    • Выдающийся английский ученый Джон
      Дальтон;
    • Знаменитый шведский химик Берцелиус.
    (Приложение2)

    Слайд 11

    Читаем стенограмму и делаем пометки на
    полях:

    (я это знаю «+»; это новая для меня
    информация «√»; это мне непонятно «-»

    Работа с информационными источниками
    После работы со стенограммой работаем
    с опорным графическим конспектом в
    такой же системе (Знаки у каждого
    графического и информационного блока)
    (Приложение2)
    Рефлексия Приступаем к обобщению всех сведений,
    которые мы получили из стенограммы и
    графического опорного конспекта.
    Расшифруйте, пожалуйста, следующий
    текст научного труда М.В. Ломоносова,
    используя слова: атом, молекула,
    вещество.
    Слайд 12
    Изучите схему и замените слова: элемент»
    и «корпускула».
    Слайд 13
    Какую, по-вашему, информацию дает
    следующий слайд? (Атомы разных видов
    отличаются между собой)
    Слайд 14
    Смотрим видеоролик. Какое показано
    явление? Как его объяснить с точки
    зрения учения об атомах и молекулах?
    (Приложение3)
    Просмотрите стенограмму и графический
    конспект. Что осталось неясно?
    Обратитесь к таблице, которую
    заполняли в начале урока. Что хотели
    узнать и не узнали? (Почему на эти
    вопросы не ответили в 19 веке? Не хватало
    знаний, как и нам с вами. Ответы на эти
    вопросы обязательно вы получите, изучая
    химию. Это наша отдаленная задача)

    Обратимся вновь к стихотворению С.
    Щипачева «Читая Менделеева». Как вы
    понимаете эти строки? (Атом – основа
    мира)

    Слайд 15
    Составьте синквейн, осмысливая все
    знания, что мы сегодня
    систематизировали об атомах и молекулах.

    Первое слово: Атом.

    Составление синквейна



    Следующий: