Урок химии в 6-м классе. Повторение темы: Кислород. Свойства и получение

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    физических и химических свойствах кислорода,
    нахождении в природе, способах получения в
    лаборатории.
  • Закрепить практические умения учащихся
    вычислять относительную молекулярную массу
    простых и сложных веществ, определять массовую
    долю элемента в веществе, определять валентность
    элементов, составлять формулы по валентности,
    записывать уравнения реакций взаимодействия
    кислорода с простыми веществами, уравнивать их.
  • Закрепить умение получать кислород в
    лаборатории, собирать газ в сосуд вытеснением
    воздуха, обнаруживать его при помощи тлеющей
    лучины.
  • Совершенствовать умение работать с простейшими
    приборами при нагревании.

Лабораторные опыты:

Получение кислорода разложением перманганата
калия

Обнаружение кислорода.

Ход урока

I. Повторение и закрепление материала.

1. Вступление. Значение кислорода.

На предыдущих уроках мы познакомились с
простым веществом кислородом, его свойствами и
способами получения. Задача нашего урока сегодня
повторить и закрепить знания, полученные при
изучении темы “Кислород”

Но вначале нашего урока ответьте, пожалуйста,
на вопрос: “Почему при изучении большого блока
тем “Химия и планета Земля”, мы в первую очередь
изучаем кислород? (Ответы учащихся)

Действительно потому, что кислород необходим
для всех живых организмов на Земле, и без него
невозможна жизнь на нашей планете.

2.Нахождение кислорода в природе.

Итак, первый вопрос: Расскажите о нахождении
кислорода в природе

(Ответы учащихся)

Почему количество кислорода на Земле не
уменьшается?

(Ответы учащихся)

Задание: выйти к доске написать реакцию
фотосинтеза, уравнять, назвать вещества. (Ответ
ученика).

Кислород как химический элемент и как простое
вещество

Вопрос классу: Дайте определение химического
элемента и определение простого вещества. (Ответы
учащихся)

Название химического элемента и простого
вещества кислорода совпадают.

Задания: выйти к доске написать:

А) Химический знак кислорода, его относительную
атомную массу

Б) Химическую формулу кислорода, его
относительную молекулярную массу.

В) Составьте предложения, в которых речь идет о
химическом элементе кислороде

Г) Составьте предложения, в которых речь идет о
простом веществе кислороде

Д) Игра “Крестики – нолики” (на доске).

Выигрышный путь – формулы обозначающие атомы
элемента кислорода.

О2 Н2О
К2О О СО2
5 О2 2

Е)


Игра “Крестики – нолики” (на доске).

Выигрышный путь – формулы, обозначающие
простые вещества

FeS N2 H2O
S O2 NaCl
Fe H2 KBr

3. Химические свойства кислорода



Изучая химические свойства кислорода, мы
сделала вывод, что при взаимодействии простых
веществ с кислородом образуются оксиды.
Продолжите мое предложение: оксиды – это…

Задание: используя магниты, на доске, собираем
цветок, но его лепестками выбираем только те, на
которых написаны формулы оксидов.

Выполняем упражнения из карты заданий (см. карту заданий)

Далее учащимися выполняются задания,
записанные на доске:

А) Выберите из перечисленных уравнений реакцию
замещения, назовите вещества.

2H2O —> 2H2 + O2

Fe + СuCl2 —> Fe Cl2 + Сu

2О2 —> 2H2O + O2

К какому типу относятся остальные реакции?
Какую реакцию мы практически осуществляли? Как
она протекала? Что такое катализатор?

Б) Найти из перечисленных уравнений, то
уравнение сумма всех коэффициентов которого
равна 5.

2СаО + O2 —> 2СаО

4Na + O2 —> 2 Na2О

С + O2 —> СО2

Объясните почему?

Итак, следующий этап нашего урока:

4. Получение кислорода в лаборатории.

Впервые кислород был выделен в 1770 году
знаменитым шведским химиком Карлом Шееле
(шведский аптекарь). Он получил О2
несколькими способами. Один из них – разложение
перманганата калия при нагревании. Немного
позже, в 1774 году кислород выделил англичанин Д.
Пристли (богослов, философ, химик). Французский
учёный Антуан Лоран Лавуаре исследовал свойства
О2 и создал кислородную теорию горения,
поэтому он по праву разделил с Д. Пристли и К.
Шееле честь открытия важнейшего химического
элемента.

Сегодня вам предоставляется уникальная
возможность повторить открытие Карла Шееле. Вы
сможете получить кислород и исследовать его
свойства

Но прежде, давайте вспомним:

- физические свойства кислорода

- Какое оборудование потребуется для получения
кислорода?

- Какие реактивы?

Как должна быть расположена пробирка, в которую
будем собирать кислород методом вытеснения
воздуха

А можно ли собирать кислород методом
вытеснения воды? Почему?

Мы выяснили, что кислород не имеет ни цвета, ни
запаха, ни вкуса. Как же тогда обнаружить его?

Прежде чем приступить к выполнению работы, о
каких правилах ТБ необходимо помнить:

А) при работе со спиртовкой?

Б) Как правильно нагревать пробирку?

II. Выполнение практической работы “Получение и
обнаружение кислорода”

III. Составление отчета.

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

Вот и подошел к концу наш урок. Я очень не хотела
бы, чтобы у вас сложилось иллюзорное мнение, что
мы исчерпали тему “кислород”. Потому что мы
рассмотрели самую малую часть этой темы, самое
простое, хотя и самое интересное в
познавательном плане. Нам еще предстоит с вами
ответить на многие: Кто? Что? Когда? Почему? Как?

И в качестве домашнего задания я предлагаю вам
приготовить небольшое сообщение (на 5-8 мин.) в
котором на примерах нужно показать значение
кислорода и его применение в реальной жизни.

Спасибо всем. До встречи.

Приложение 2




Следующий: