Урок химии в 11-м классе на тему Основные понятия химии



Урок №1

Тип урока – работа с информационным текстом

При построении этого урока используются приемы
и методы технологии “Развитие критического
мышления через чтение и письмо”

Одно из основных положений технологии РКЧМП –
следование 3 фазам:

Вызов – Осмысление новой информации (смысловая
фаза) – Рефлексия.

Хорошо усваивается актуальная информация,
стимулирование интереса к новому знанию
происходит через извлечение уже известного и
выяснение появившихся вопросов.

Цели и задачи:

  • вспомнить и систематизировать знания по теме
    “Основные понятия химии”
  • продолжить развитие умения самостоятельно
    добывать знания
  • создать возможность учащимся оценить свои
    знания, сопоставив их с новой информацией
  • развитие умения работать с текстом, ставить
    вопросы
  • развитие внимательности
  • развитие памяти и речи
  • развитие умения анализировать, выделять
    главное, сравнивать, строить аналогии,
    доказывать и опровергать, определять и объяснять
    понятия, ставить и разрешать проблемы
  • развитие умения удерживать
    одновременно несколько смыслов сложных событий,
    явлений, текстов, высказываний и т.п.

  • развитие умения получать, отбирать в
    соответствии с целями или потребностями
    информацию, использовать её для достижения целей
    и собственного развития;

  • дальнейшее развитие умения
    схематизировать информацию из письменных и
    устных источников, собственные тексты, идеи и
    рассуждения, типологизировать,
    систематизировать их;

  • дальнейшее развитие умения проводить
    самооценку собственных знаний и умений, трудовых
    усилий, продвижений в своём развитии.

  • строить коммуникацию с другими людьми — вести
    диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и
    разницу позиций, взаимодействовать с партнерами
    для получения общего продукта или результата;

Построение урока

Вызов –

мозговой штурм, кластер — графический
систематизатор, который показывает несколько
различных типов связей между объектами или
явлениями.

Осмысление

– “инсерт”. “Инсерт” – прием
маркировки текста значками:

“v” — это известно – знаю;

“-” — противоречит представлениям читающих –
вызывает сомнение, думал иначе

“+” — интересно и неожиданно – новое для меня;

“?” — необходимо узнать это более подробно – не
понял, есть вопросы, требуется дополнительная
информация, толстые и тонкие вопросы по ходу
чтения.

Рефлексия

– возвращение к кластеру.

Ход урока

Вызов

Вопросы

- что является предметом изучения химии

- современная химия настолько разнообразна как
по объектам, так и по методам исследования, что
многие ее разделы представляют собой
самостоятельные науки. Назовите основные
разделы химии (органическая и неорганическая,
физическая химия и химическая физика, биохимия,
геохимия, космическая химия, математическая
химия и т.д.)

- какие законы и теории составляют основу химии
(АМУ, теория строения атомов и молекул, закон
сохранения массы и энергии, периодический закон).
Учащимся предлагается вспомнить основные
положения АМУ и основные понятия химии.

По ходу обсуждения учитель или ученик на доске
оформляет кластер.

Заканчивается фаза вызова предложением
прочитать текст, используя известные значки
маркировки.

Стадия осмысления – читая текст, учащиеся
делают пометки карандашом, используя ключевые
слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал,
новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по
ходу чтения.

Текст для учащихся.

Основные понятия химии. Атомно-молекулярное
учение.

А) История создания АМУ


Древнегреческие ученые

Левкипп,
Демокрит, Эпикур, Лукреций

1 этап – рождение теории,
создание идеи о существовании атомов.

1.Все
состоит из атомов и пустоты.

2.Многообразие веществ – формы различного
сочетания атомов.

Пьер Гассенди Молекула – качественно новое
образование, созданное путем соединения
нескольких атомов.
Роберт Бойль, Эдм Мариотт 2 этап – первое
экспериментальное подтверждение теории в опытах
со сжатым газом.

Дискретность вещества.

М.В.Ломоносов -Атомы активно движутся и
взаимодействуют.

-Простые и сложные вещества.

Д.Дальтон 3 этап – открытие
возможности соединения атомов в молекулы.

-определение
атомного и молекулярного веса

-атом – мельчайшая частица химического
элемента

-закон кратных отношений.

А.Авогадро Установил, что молекулы газообразных
простых веществ двухатомны. Равное число молекул
содержится в одинаковых объемах различных газов
при одинаковых условиях.

Установление
формул газообразных простых веществ

Станислао Каницарро

(1826-1910)

Предложил определения атома и молекулы,
внес полную ясность в понятия “атомный вес” и
“молекулярный вес”
1 Международный конгресс химиков
(сентябрь 1860)
Разграничение между понятиями “атом”,
“молекула”, “химический элемент”,
сформулированы основные понятия
атомно-молекулярной теории.

Б)

Основные положения АМУ

1.Все вещества состоят из молекул (физические
свойства вещества обусловлены поведением
большого числа молекул и действием
межмолекулярных сил).

2.Молекулы состоят из атомов, соединенных в
определенной последовательности.

3.Молекулы и атомы находятся в непрерывном,
хаотичном движении.

4.Молекулы простых веществ состоят из атомов
одного вида, сложных – разных видов.

5.В ходе химической реакции происходит
изменение состава молекул и перегруппировка
атомов, в результате чего образуются молекулы
новых химических соединений.

В основе – принцип дискретности, всякое
вещество не является чем-то сплошным.

В)

Основные понятия химии

Понятие

Определение

Количественная
характеристика

Классификация

Вещество Один из видов материи, который
характеризуется массой покоя. Совокупность
атомов, молекул, ионов, радикалов, находящихся во
взаимодействии.

Аллотропия – явление при котором один
химический элемент образует несколько простых
веществ (например О2 О3)

? Вещество:

1.Молекулярного состава

(газообразные, большинство органических
веществ, неметаллы)

Немолекулярного состава

-атомное строение (алмаз)

-ионное (соли)

2.Простые и сложные.

3.Чистые вещества и смеси.

Атом Наименьшая частица химического
элемента, обладающая его химическими свойствами.

Предел
химической делимости материи.

Электронейтральная частица, состоящая из
положительно заряженного ядра и электронов.

D= 2 * 10 -10

M = 10-27 – 10-25

Ar = m атома / 1/12 m ат. (C)

Металлы, неметаллы, переходные
элементы.
Молекула Наименьшая частица вещества,
обладающая его химическими свойствами.
Совокупность атомов, образующих определенную
структуру посредством ковалентных химических
связей. Записывается в виде химической формулы,
которая показывает количественный и
качественный состав молекулы.
Мr = m молек. / 1/12 m ат(C) ?
Моль Количество вещества, содержащее
столько структурных единиц, сколько их
содержится в 0,012 кг изотопа углерода — 12
NA= 0,012 кг/ 1,993 * 10-26 кг = 6,02 * 1023
1/моль

Масса атома углерода = 1,993* 10-26 кг

n = m / M

n = V / Vm (при ну)

n = N / NA

-
Химический элемент Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. ? Металлы и неметаллы.

Имеют несколько
форм существования: свободные атомы, простые и
сложные вещества

Ионы Заряженные частицы, у которых
наблюдается дисбаланс между общим положительным
зарядом ядра и числом электронов.
? Положительные ионы – катионы,
отрицательные ионы — анионы

(в ходе обсуждения в группах заполняется
таблица до конца)

Идет индивидуальная работа, а потом работа в
мини-группах (4-5 человек), часть вопросов в ходе
обсуждения снимается.

Фаза рефлексии – беседа с классом по
вопросам:

1.Что из того, что вы прочитали, вам уже было
знакомо?

2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой
информацией?

3. Что вызвало сомнение или с чем вы не согласны?

4. Давайте озвучим толстые и тонкие вопросы и
постараемся на них ответить.

Толстые вопросы

– проблемные вопросы,
требующие неоднозначного ответа:

-Дайте 3 объяснения, почему…?

-Объясните, почему…?

-Почему Вы думаете…?

-В чем различие…?

-Предположите, что будет если…?

Тонкие вопросы:

Кто? Что? Когда? Может? Будет?
Верно ли? Согласны ли вы?

В ходе обсуждения рассматриваются расчетные
задачи — расчеты по химическим формулам с
применением понятий “количество вещества”,
“молярная масса”, расчет состава смесей по
объемной или массовой доли.

В конце урока предлагается написать синквейн –
стихотворение из 5 строк по строгим правилам:

  1. Тема, выраженная одним словом — Вещество;
  2. Описание темы двумя прилагательными;
  3. Описание действия в рамках темы 3 глаголами;
  4. Фраза из 4 слов, выражающая суть или отношение
    автора к теме;
  5. Одно слово – синоним к первому.

Домашнее задание: расчеты по химическим
формулам с применением понятий “количество
вещества”, “молярная масса”, расчет состава
смесей по объемной или массовой доли.

2 урок “стехиометрические законы в химии” -
строится по той же форме.

Следующий: