Урок химии в 10-м классе: Химические свойства алкенов и алкинов

Тип урока:

Комбинированный.

Образовательные задачи

Главная

– сформировать
представление о главном свойстве непредельных
углеводородов – реакции присоединения
симметричных и несимметричных реагентов (на
основе правила В.В. Марковникова).

Сопутствующая

– продолжать
формирование умений и навыков составления
уравнений реакций (на примерах реакциях
присоединения). Контролировать и корректировать
умения составлять формулы изомеров, решать
расчетные задачи, извлекать информацию при
наблюдении за химическим демонстрационным
опытом, конструировать модели органических
соединений.

Развивающие задачи

Развивать у учащихся умения
сравнивать и анализировать свойства алкенов,
алкинов с алканами на основе их строения.
Развивать абстрактное мышление, используя
сведения о строении алкенов и алкинов в ходе
практической работы, логически излагать свои
мысли.

Развивать познавательные способности,
потребности и интерес у учащихся, используя
данные о применении изучаемых явлений и веществ
в отрасли народного хозяйства.

Воспитывающие задачи

Продолжить формирование химической
картины мира, способствовать осознанию
реальности существования атомов и молекул, и
материального единства на основе этих
представлений (показывая многообразие
органических соединений).

Методы:

частично-поисковый,
рефлексия, фронтальный опрос, беседа по
проблемным вопросам, практическая работа,
самостоятельная работа, демонстрационный опыт.

Оборудование:

таблица “Предельных
углеводородов”, таблица-схема “Химические
свойства алкенов, алкинов”, CD-диск
“Органическая химия”, мультимедийный комплекс,
пробирки, штатив, газоотводная трубка,
хлоркальциевая трубка, спиртовки – 2, штатив,
пластилин, спички.

Реактивы:

концентрированная серная кислота,
вода, этиловый спирт, CaCI2.

План урока № 1

Этапы урока

Содержание

I . Организационный (время 3 мин). Приветствие. Постановка задач урока.
II. Подготовительный (время 10 мин). Проверка домашнего задания.
Актуализация полученных ранее знаний.
III. Основной (время 20 мин). Изложение нового материала.

1. Общая
характеристика химических свойств алкенов и
алкинов.

2. Реакции окисления.

3. Присоединение симметричных реагентов.

IV. Закрепление (время 7 мин). 1. Рефлексия.

2. Закрепление знаний,
умений и навыков в виде упражнения
(незаполненная цепочка превращений).

3. Оценки.

Ход урока № 1

I.

Приветствие, постановка задач урока.

II.

Проверка домашнего задания:

1. Для вещества привести формулы изомеров
состава C6H12 и C6H10.

2. Задачи на нахождение молекулярной формулы
вещества

– по относительной плотности газообразного
вещества,
– по плотности самого углеводорода.

III. Изложение нового материала.

  • – Общая характеристика химических свойств
    алкенов и алкинов показана на плакате (таблица №
    1). Углеводороды содержат ?-связь, которая
    непрочная (легко разрывается), значит, условия
    реакции мягкие, (протекание стимулируется
    катализаторами). Поэтому разрыв связи идет по
    ионному типу: А/В >А+ + В- , т.е. на
    атомах углерода, при кратной связи возникают
    частичные “+” и “– ” заряды.
  • Таблица № 1. Общая характеристика
    химических свойств алкенов и алкинов

    – Из таблицы можно сделать следующий вывод:
    углеводороды с кратной связью вступают в реакции
    окисления, присоединения, полимеризации.

    2. Окисление:

    а) – Вспомните определение реакции горения.
    Самостоятельно запишите уравнение реакции
    горения ацетилена (демонстрационный опыт).
    Запишите наблюдения.

    б) – Окисление с помощью окислителя KMnO4,
    условная запись – [О]. Качественная реакция на
    этилен! Розовый раствор обесцвечивается.

    3. – Рассмотрим реакции присоединения
    симметричных реагентов. Обратите внимание на
    таблицу, где изображена схема реакций
    присоединения (таблица № 2 показывается с
    помощью компьютерного проектора).

    Таблица № 2. Реакции присоединения
    к углеводородам с одной кратной связью
    (непредельные углеводороды)



    – Почему реагенты называются симметричными?

    – Посмотрите на запись первого уравнения
    реакции. Запишите ее в тетрадь и укажите вид этой
    реакции. Вы видите, что вид реакции –
    гидрирование. Какие реакции называются
    гидрированием? Слово “гидрирование”
    подчеркните. Сформулируйте определение реакции
    гидрирования. Запишите определение
    (присоединение водорода).

    – Запишите вторую реакцию – присоединения
    брома. Как называется реакция?

    Br2 – это галоген, значит, как в общем виде
    эта реакция может называться?

    Она является качественной реакцией на этилен и
    ацетилен.

    Ш

    : бромирование, галогенирование.

    – Если проследить по схеме, мы можем увидеть
    генетическую связь. Алкины —> алкены—>алканы.

    – А как получить из алкана —> алкен или алкин?

    Ш

    : Реакцией дегидрирования – отщеплением
    молекулы водорода.

    – Итак, что мы изучили?

    Ш

    : реакции окисления, присоединение
    симметричных реагентов.

    IV. Закрепление.

    – Дана цепочка превращений:

    Запишите уравнения реакций (Выборочная
    проверка тетрадей).

    План урока №2

    Этапы урока

    Содержание

    I. Подготовительный (время 2 мин). Постановка задач урока.
    II. Основной (время 21 мин). Изучение нового материала:
    1. Реакции присоединения несимметричных
      реагентов.
    2. Правило В.В. Марковникова.
    III. Закрепление знаний, умений и
    навыков (время 7 мин).

    Практическая работа с шаростержневыми
    моделями.

    IV. Итоговый (время 10 мин).

    1.Обобщение знаний.

    2. Оценки.

    3. Домашнее задание.

    Ход урока № 2

    I

    . – Задачи урока:

    1. Присоединение несимметричных реагентов.
    2. Правило В.В. Марковникова.

    II. –

    Запишите уравнение присоединения
    хлороводорода на примере пропена.

    – Почему водород присоединяется к атому
    углерода с частично положительным зарядом? А
    хлор к атому углерода с частично отрицательным
    зарядом?

    – Это присоединение объяснил наш русский
    ученый (ученик Бутлерова А.М.) В.В. Марковников, он
    сформулировал правило. Запишите его: “Атом
    водорода присоединяется к более гидрированному
    атому углерода при кратной связи”. По аналогии
    “Богатеет – богач!”. “Это правило и подтвердила
    в последующем электронная теория. Так как мы
    рассматриваем несимметричное перекрытие, из
    этого мы можем сделать вывод, что происходит
    смещение p–связи (э/о(Н) < э/о(С)) на атомах углерода которые, ее образуют. Вследствие этого на атомах углерода возникают частичные заряды – они и определяют направление присоединения.

    – Посмотрим механизм этой реакции
    (нуклеофильное присоединение) с помощью
    компьютерного проектора (CD “Органическая химия
    10–11 класс” учебный комплекс для средней школы.
    Под редакцией А.В. Соловова, Г.И. Дерябиной. СамГАУ
    .D: Chem 1 flash AdE).

    – А теперь проверим, как вы усвоили это правило
    на примере реакции гидратации пропена.
    Продиктуйте эту реакцию (пропанол–2).

    – При помощи этой реакции (гидратации алкенов)
    получают этиловый спирт (этанол), который
    используется в народном хозяйстве.

    III Практическая работа с шаростержневыми
    моделями из пластилина.

    Методика проведения:

    1. Запись уравнения реакции.
    2. Конструирование модели исходного
    углеводорода.
    3. Конструирование модели продукта реакции.

    Задания:

    1 ряд. Этин, реакция гидрирования.
    2 ряд. Этен, реакция галогенирования.
    3 ряд. Пропен, реакция дегидрирования.

    IV.

    – В какие реакции вступают углеводороды с
    кратной связью?
    – Что образуется в результате реакции горения?
    – Какие реакции являются качественными на
    алкены и алкины?
    – Вступают ли углеводороды с кратной связью в
    реакцию замещения?
    – Можно ли из алкина получить алкен, а затем
    алкан?
    – Какое правило сформулировал В.В. Марковников?
    – Как определить направление присоединения
    несимметричных реагентов?

    Домашнее задание:

    1. Теория.

    2. Составить уравнения реакций
    гидрогалогенирования (HBr), гидратации (Н2О):
    бутен–1, бутен–2, (4 уравнения).

    3. Dвозд(алкена)=2, 414; выведите формулу.

    4. ?(алкена)=1,875 г/л (н.у.); выведите формулу.




    Следующий: