Урок химии в 10-м классе. Тема: Циклоалканы



Тема: Циклоалканы.
(Циклопарафины. Нафтены.)

Цели: Изучить циклоалканы, как один из классов карбоциклических  соединений.  

ТДЦ

Образовательные:

- продолжить формирование понятия об
основных классах углеводородов;
- начать формировать понятие о 
карбоциклических соединениях;           
- изучить строение, номенклатуру и изомерию
циклоалканов;
- рассмотреть основные способы получения и
применения циклоалканов;
- изучить химические свойства циклоалканов и
генетическую связь с другими классами
углеводородов.

Развивающие:

 - развивать когнитивную сферу учащихся ;
- развивать общеучебные умения и навыки учащихся;
- развивать умения анализировать и делать
самостоятельные выводы;

Воспитательные:

— прививать культуру умственного труда и
сотрудничества;
- воспитывать дисциплинированность;
- воспитывать коллективизм и чувство
ответственности;
- способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке;

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Методы усвоения: словесные ( рассказ, объяснение, беседа; демонстрационные, немостративные).

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технология: элементы технологии «Сотрудничества» и «Проблемного обучения».

Оборудование: модели молекул Стюарта-Бриглеба.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния учащихся по 10-балльной шкале.

2. Изучение новой темы. По ходу объяснений учитель на доске, а учащиеся у себя в тетрадях делают опорный конспект:                                                             

Циклоалканы.

Циклоалканы относятся к карбоциклическим углеводородам.

Карбоциклическими углеводородами называют вещества, молекулы которых содержат замкнутую цепь атомов углерода (цикл).

Строение.
Циклоалканы – это циклические углеводороды, не содержащие в молекуле кратных связей и соответствующие общей формуле .  (sp³- гибридизация).

Изомерия и номенклатура.

Для циклоалканов характерна структурная изомерия, связанная с размером цикла:



- со взаимным расположением заместителей в кольце:

-Со строением заместителя:

Межклассовая изомерия.

Циклоалканы изомерны алкенам .

Для циклоалканов содержащих 2 и более заместителя, возможна пространственная изомерия.

Получение.

1. Гидрирование бензола.

2. Дегалогенирование дигалогенопроизводных .

3. Пиролиз солей дикарбоновых кислот.

Химические свойства.

Реакции присоединения.

1.  Гидрирование (при повышенной температуре):

2. Галогенирование (бромирование).

3. Гидрогалогенирование:

Реакции замещения.

1.Галогенирование (бромирование):

2.Нитрование:

Реакции дегидрирования. (р. разложения)

3. Закрепление. Ответить на вопросы 1-4, с.121.

Тест.

1.Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены ниже, являются изомерами н-гексена:

2.Общая формула гомологического ряда циклоалканов:

3. Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле

а) 4                                              б) 2
в) 5                                              г) 3

4.Уравнение полного сгорания циклопропана:

5.Сколько  веществ соответствует молекулярной формуле

а) 5                                                          б) 6
в) 7                                                          г) 8

6. Тип гибридизации циклоалканов:
а) sp³  -                                                    б) sp²  —
в) sp –

7.Тип ковалентной связи у циклоалканов:

а) σ – связи                                              б) π — связи       
в) σ и π связи  

8. Типы изомерии у циклоалканов:
а) структурная                                        б) межклассовая  
в) геометрическая                                  г) структурная, межклассовая и геометрическая

Д/з: § 15. Самостоятельно изучить применение и генетическую связь циклоалканов с другими классами органических соединений.





Следующий: