Урок химии в 10-м классе Природные источники углеводородов

Цель: воспитание образованной,
высоконравственной, духовно богатой личности –
гражданина России.

Задачи.

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о
    природных источниках углеводородов и их
    значении в народном хозяйстве страны;
  • дать понятие о различных способах переработки
    газа, нефти, угля.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительной
    деятельности, творческих способностей и
    познавательного интереса, навыков
    коммуникативного общения;
  • создать условия для развития умений
    самостоятельно приобретать знания, используя
    различные источники информации.

Воспитательные:

  • способствовать формированию чувства
    патриотизма, гордости за успехи отечественных
    ученых-химиков;
  • продолжить формирование экологического
    мировоззрения, экономической грамотности.

Оборудование:

  • локальная сеть с выходом в Интернет;
  • ноутбуки учеников, компьютер учителя;
  • мультимедиа проектор, демонстрационный экран;
  • принтер и сканер.

Средства обучения:

  1. О.С. Габриелян. “Химия 10 класс базовый уровень”
    М, “Дрофа”, 2007 г.
  2. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И.
    Теренин. “Химия 10 класс”. М, “Дрофа”, 2006 г.
  3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. “Учебное
    пособие по химии” М, “ОНИКС 21 век” 2004.
  4. Г.Д. Клинский, Л.Д. Дмитриевский, В.Д. Скопинцев.
    “Химия. Пособие для абитуриентов” М,
    издательство МСХА, 2002.
  5. Медиатека по химии.

Алгоритм модульного урока

1 модуль. Актуализация темы. Мотивация
учащихся. Организационные моменты. Изучение
нового материала.

2 модуль. Изучение нового материала.
Работа с информацией.

3 модуль. Представление презентаций.
Подведение итогов. Рефлексия урока.

Этап 1. Организационный.

На данном уроке предусматривается быстрое
включение учащихся в деловой ритм урока:

  • приветствие;
  • чтение стихов В.Высоцкого “Марш шахтеров”,
    “Тюменская нефть”, анализ которых позволяет
    выйти на тему урока;
  • тема, сформулированная учащимися записывается
    в тетрадь;
  • задачи урока формулируют сами учащиеся.

Этап 2. Актуализация зон ближайшего
развития, усвоенных, опорных ЗУН.

Актуализация знаний, которые способствуют
последующему восприятию учащимися нового
материала.

1.Вводное слово учителя:

“Изучая предельные углеводороды, алкины,
диены, циклопарафины, ароматические
углеводороды, мы рассматривали их реакции,
способы получения, области использования,
генетические связи. Сегодня мы в вами
познакомимся с природными источниками
большинства этих соединений. Это – газ, нефть,
уголь.

Итак, каждая группа получает задание:
“Изучение природного источника углеводорода”.
Каждое задание включает вопросы, на которые вы
должны ответить в течение 45 мин и представить
найденный материал из различных источников в
виде презентации (требования к презентации
проговариваются с учащимися).

1 группа.

Природный источник углеводорода – газ.

  1. Состав природного и попутного газов: из каких
    углеводородов, каков их процентный состав, чем
    отличаются месторождения.
  2. Историческое применение природного газа,
    уничтожение попутного газа.
  3. Почему природный газ считается самым
    экологически чистым топливом?
  4. Альтернативные источники топлива.

2 группа.

Природный источник углеводорода – газ.

  1. Присутствие в попутных газах неорганических
    веществ, что нам это может дать для
    промышленности?
  2. Использование попутного газа в качестве
    ценного химического сырья. Запишите уравнения
    химических реакций.
  3. Запасы попутного и природного газа на Земле.

3 группа.

Природный источник углеводорода – нефть.

  1. Состав и свойства нефти.
  2. Исторические сведения о происхождении нефти.
    Интересные факты на ваш взгляд из истории нефти.
  3. Месторождения нефти, запасы нефти.

4 группа.

Природный источник углеводорода – нефть.

  1. Сырая нефть обычно не используется, но есть
    примеры применения какие?
  2. Первичная переработка нефти. Ректификационная
    колонна. Схема промышленной установки
    непрерывной перегонки нефти. Фракции перегонки.
  3. Значение продуктов перегонки нефти в быту,
    промышленности.

5 группа.

Природный источник углеводорода – нефть.

  1. Вторичные методы переработки нефти.
    Историческая справка.
  2. Термический и каталитический крекинг.
    Уравнения реакций. Условия протекания реакций.
  3. Ароматизация углеводородов. Пиролиз.
    Каталитический риформинг.

6 группа.

Природный источник углеводорода – нефть.

  1. Значение продуктов вторичной переработки нефти
    для человека и промышленности.
  2. Предложите, какие продукты переработки нефти
    можно было бы получить, с помощью каких реакций.
    Великим достижением считается получение из
    нефтепродуктов черной икры.
  3. Почему был прав Д.И. Менделеев, когда
    предсказывал, что сжигать нефть нельзя, топить
    можно и ассигнациями.

7 группа.

Природный источник углеводорода – каменный
уголь.

  1. Состав каменного угля. Важнейшие месторождения
    угля. Основной метод переработки угля.
  2. Использование кокса, каменноугольной смолы,
    коксового газа.
  3. Состав коксового газа.

8 группа.

Природный источник углеводорода – каменный
уголь.

  1. Применение коксового газа.
  2. Применение каменноугольной смолы.
  3. Уравнения реакций химических производств.

Этап 3. Изучение нового.

Работа в группах, консультации учителя по
выполнению задания.

Учащиеся в группах распределили поручения,
вопросы поиска материала. Поиск материала в
течение 15 минут I модуля (затем перерыв 10 минут) и
25 минут.

Работа с поисковой системой вырабатывает у
ученика умение четко формулировать запрос по
ключевым словам, бегло просматривать и
анализировать найденную информацию, выделять
главное, работать с гиперссылками. Это
способствует приобретению учеником навыка
оперативной обработки большого объема новой
информации.

Этап 4. Закрепление знаний (контроль).
Презентация работ.

Каждая группа в течение 5-7 минут представляет
найденный материал в виде презентации.

Требования к презентации:

  • научность материала;
  • достоверность сведений;
  • полный объем по теме;
  • интересная подача материала, мало текста,
    правильно подобранная цветовая гамма.

Задание на развитие внимания: в некоторых
презентациях допущены ошибки по изученному
ранее материалу, найдите их.

Презентации учащихся объединяются в темы
“Природный и попутный газ” (Приложение
1, Приложение 2), “Нефть” (Приложение 3) и “Каменный уголь” (Приложение 4) и в дальнейшем
используются на уроках в классах базового уровня
как электронные странички учебника.

Этап 5. Подведение итогов урока. Домашнее
задание.

Обобщающее и завершающее выступление
учителя:

Итак, вернемся к мыслям Д.И. Менделеева.

Любимый афоризм ученого: “Нефть не топливо.
Топить можно и ассигнациями”
.

Д.И.Менделеев выдвинул предположение о
подземной газификации угля.

  1. Прокомментируйте данные высказывания ученого.
  2. Что нового вы узнали на уроке?
  3. Чему научились на данном уроке?
  4. Что понравилось на уроке?
  5. Хотели бы вы вновь изучать новый материал в
    данной форме урока?

Обобщающее и завершающее выступление
учителя:

  • дается анализ и оценка успешности достижения
    цели урока;
  • намечается перспектива последующей работы.

Домашнее задание: параграф № 8, упр. 2, 3,
5, 6, 7.

Следующий: