Урок химии в 10-м классе по теме Белки

Комбинированный урок химии по теме «Белки» в 10 классе разработан на основе учебника О. С. Габриеляна. Материал урока рассчитан на базовый уровень. Урок спаренный, т.к. объем работы учащихся большой, включает самостоятельное изучение и обсуждение нового материала, проведение лабораторных работ и закрепление изученного материала. Так как белки учащиеся 10 класса изучали еще и в 9 классе, с данным объёмом работы они должны справиться. Данный урок развивает такие виды компетенций как ключевые (самостоятельно изучать новый материал, искать информацию, сотрудничать друг с другом, умение работать с текстом, умение использовать знания по разным предметам, коммуникативные), общепредметные (связь с биологией), предметные.

1. Подготовительный этап.

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой).

2. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит ознакомление учащихся с белками и их строением, свойствами и биологической ролью.

2.1. Информация для осмысления.

В составе клеток содержится множество органических соединений. Рассмотрим один из наиболее важных групп, которые определяют основные свойства клетки и организма. Это такие органические вещества, как белки. Они стоят на первом месте по содержанию после удаления воды из клетки. Белки составляют 10-20% от сырой массы и 50-80% от сухой массы клетки. Их называют также протеинами (греч. рrotos – первый, главный).

Белки – это нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав большинства белков входят 20 разных аминокислот. Белки различаются и составом аминокислот, и числом аминокислотных звеньев, и особенно порядком чередования их в полипептидной цепи. Многие молекулы белков велики и по длине, и по молекулярной массе. Так, молекулярная масса инсулина – 5700, белка-фермента рибонуклеазы – 12700, яичного альбумина 36000, гемоглобина – 65000.

Огромное разнообразие в строении белков обеспечивает им выполнение множества функций. Большинство химических реакций в организме протекает в присутствии биологических катализаторов – ферментов, имеющих белковую структуру. В организме человека обнаружено более 2000 ферментов.

Белковые молекулы осуществляют перенос других молекул или ионов по тканям и органам. Наиболее известна транспортная функция такого белка крови, как гемоглобин, который переносит кислород.

Белки – это строительный материал всех живых организмов на нашей планете.

Белки играют важную роль в иммунной системе организма. Существуют белки особого типа – антитела,

Способные распознавать и уничтожать чужеродные объекты: вирусы, бактерии, клетки, и антитоксины – белки, нейтрализующие яды, вырабатываемые бактериями.

Белки-рецепторы воспринимают и передают сигналы, поступившие от соседних клеток или окружающей среды. Например, действие света на сетчатку глаза воспринимается фоторецептором родопсином.

2.2. Информационный материал.

Данным материалом может являться учебник химии (Габриелян О. С. 10 класс, &27), электронные учебники или сеть Интернет (если есть компьютерный или мобильный класс), готовый напечатанный текст о белках, их строении и свойствах.

3. Основной этап (изучение новой темы).

3.1. Первый этап.

1) вступительное слово учителя;

2) перегруппировка учащихся по цветам (каждый учащийся группы выбирает любимый цвет из 4-5 предложенных, учащиеся перегруппируются по выбранным цветам).

3.2. Работа в группах (сбор информации)

Каждая группа занимается сбором определенной информации.

1-ая группа изучает строение белковых молекул. Можно заполнить таблицу.

Структура белковой молекулы Характеристика структуры Тип связи, определяющий структуру Графическое изображение
Первичная -линейная
Вторичная– спиралевидная
Третичная-глобулярная
Четвертичная

2-ая группа изучает классификацию белков. Составляют клайстер.



3-я группа изучает физические и химические свойства белков.

Химические свойства.

1) Денатурация – это разрушение белка до _____________структуры под действием________________, а также под действием растворов различных химических веществ (______,________, солей) и радиации.

2) Гидролиз – это разрушение _____________структуры белка под действием________________, а так же водных растворов кислот или щелочей.

3) Качественные реакции.

а) Биуретовая.
Белок + ___________________________ = _________________________

б) Ксантопротеиновая.
Белок + ___________________________ = __________________________

4-ая группа изучает значение белков. Можно заполнить таблицу.

Функции белков Примеры Примечания
Строительная
Транспортная
Защитная
Ферментативная
Запасающая
Двигательная

3.3. Обмен и анализ информацией.

1) учащиеся обратно возвращаются в первоначальные группы, каждый со своей информацией.
2) учащиеся обмениваются информацией.

4. Закрепление изученного материала.

Задания учащиеся каждой группы выполняют на отдельных листчках.

4.1 Можно ответить на вопросы, выполнить тестовые задания.

4.2 Выполнение лабораторных работ.

  1. денатурация белка
  2. осаждение белка солями тяжелых металлов
  3. цветные реакции белков.

4.3 Решение задач.

  1. Источником белка могут служить не только такие продукты, как мясо, рыба, яйца. Творог, но и растительные, например плоды бобовых (фасоль, горох, соя. Арахис, которые содержат до 22-23% белков по массе), орехи и грибы. Какая масса бобовых (например, фасоли) требуется, чтобы обеспечить дневную потребность в белках семьи из 4 человек (в семье двое взрослых и двое детей)? Примите норму потребления белков для взрослых -200г, для детей – 150г в день. Считайте, что белки составляют 22% от массы фасоли.
  2. Больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8-15, баранине 16-17, говядине 16-20%), в птице (21%), рыбе (13-21%), ЯЙЦАХ (13%), ТВОРОГЕ (14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб -7-8%. Рассчитайте массу каждого из этих продуктов обеспечивающую дневную потребность взрослого человека в белках, равную 200г.

5. Итоговый этап.

  • группы обмениваются листочками, где выполнены задания 4-го этапа и всем классом совместно с учителем проверяют эти задания друг у друга;
  • обобщающее выступление учителя, подведение итогов;
  • оценивание учителем учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алиберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории /Л.Ю. Алиберова, Н.С. Гукк — 2-е изд., стереотип, — М,: Дрофа, 2006. – 187, (5) с. : ил. – (Познавательно! Занимательно!).
  2. Куприянова Н.С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11 / Н.С. Куприянова. – М. : Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (среднее (полное) общее образование).
  3. Химия. 10 класс: учедник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 300, (4) с. : ил.



Следующий: