Урок химии в 10-м классе Обобщение и систематизация знаний по теме Карбоновые кислоты

Цель: обобщить и систематизировать
пройденный материал по теме: “Карбоновые
кислоты”.

Образовательные задачи:

закрепить знания
учащихся о составе, строении и свойствах
карбоновых кислот. Расширить понятия о
функциональной группе карбоновых кислот, о
водородной связи и химических свойствах
органических соединений этого класса.

Познавательные задачи (задачи развития):

совершенствовать
умения учащихся анализировать, сравнивать,
устанавливать взаимосвязи между строением и
свойствами. Обратить внимание учащихся на
многообразие органических веществ, на
генетические связи между классами органических
соединений, на постепенное усложнение веществ,
при переходе от углеводорода к карбоновой
кислоте и от углеводорода к производным
карбоновых кислот.

Воспитательные задачи:

особое внимание
уделить проблеме физиологического действия
карбоновых кислот и их производных на организм
человека. На основе изложенного выше материала
школьникам предоставляется возможность сделать
вывод о взаимосвязи общего и частного
(особенного), о влиянии количественных изменений
на изменения качественные (появление новых
свойств). Учащиеся развивают свои
коммуникативные умения в ходе парной и
коллективной работы; убеждаются в необходимости
привлечения средств химии к пониманию и описанию
процессов, происходящих в окружающем мире.

Методы обучения:

репродуктивный, частично
поисковый, проблемный.

Форма организации занятий:

беседа,
самостоятельная работа, полилог.

Средства обучения:

плакаты, магнитная доска,
выдаваемый материал (рабочие задания, тексты
тестовой работы, портреты Д.И. Менделеева, А.М.
Бутлерова, натуральные объекты), ТСО
(графопроектор, телевизор, видеомагнитофон),
фрагмент учебного фильма.

Форма организации работы в классе:

индивидуальная,
групповая, фронтальная, коллективная.

Хронометраж урока


Организационный этап 1 мин.
Первичная актуализация имеющихся
знаний
2 мин.
Системная актуализация; повторение и
анализ основных фактов, событий, явлений.
12 мин.
Повторение, обобщение и систематизация
понятий: усвоение системы знаний ведущих идей и
основных теорий

14-15 мин.

Проверка знаний учащимися основных
понятий
4-5 мин.
Обобщение и систематизация учащимися
результатов работы
3 мин.
Окончание, релаксация, мотив на завтра 2 мин.

Содержание урока

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
I. Организационный момент.

Взаимное
приветствие учащихся и учителя; фиксация
отсутствующих; проверка готовности учащихся к
уроку.

Подготавливаю учащихся к работе. Готовность класса к работе.
II. Первичная актуализация имеющихся
знаний.

На доске тема урока.

Обобщение и систематизация знаний по теме:
“Карбоновые кислоты”.

План обсуждения написан на доске:

1. Карбоновые кислоты в нашей жизни.
Физиологическое действие на организм.

2. Состав. Классификация. Изомерия.

3. Строение карбоновых кислот.

4. Физические и химические свойства.

5. Генетическая связь между кислотами и
представителями других классов органических
веществ.

Обеспечиваю мотивацию учащихся на
формулирование цели урока.
Формулируют цель урока.

Активная
работа учащихся показывает их готовность к
восприятию темы урока.

III. Повторение отдельных фактов,
событий, явлений.

1. Вспомним, где применяются
карбоновые кислоты и в связи с этим, какую роль
играют в жизни человека. Отмечаем
физиологическое действие карбоновых кислот и их
производных на организм человека.

При обсуждении вопроса демонстри-рую
натуральные объекты: щавель, крапиву, бруснику,
клюкву, уксус столовый, растительное масло,
твёрдое и жидкое мыло.
Из личного опыта ученики указывают, где
применяются карбоновые кислоты, их значение
физиологическое действие на организм человека
их самих, а также их производных.
2. Состав. Классификация. Изомерия. На
доске с помощью магнитов размещены карточки с
формулами следующих веществ: муравьиной кислоты,
стеариновой кислоты, жира (общая формула),
метанола, акриловой кислоты, щавелевой кислоты,
метилацетата, уксусной кислоты, олеиновой
кислоты, метаналя.
Организую фронтальную работу по
обобщению состава и классификации карбоновых
кислот и их изомерии.
Участвуют в обсуждении вопроса.

Формируют
умение классифицировать, сравнивать, выделять
главное, обобщать.

3. Строение карбоновых кислот и выход на
их физические и химические свойства в сравнении
со спиртами и альдегидами (Приложение
1, табл. 1).
Предлагаю объединиться в три группы,
раздаю заготовки таблиц с целью формирования
умения обобщать полученную информацию,
сравнивать.
1 группа обобщает информацию по спиртам;

2 группа – по альдегидам;

3 группа – по карбоновым кислотам. Заполняют
таблицу в группах, а после этого 1 человек от
группы вносит информацию в сводную таблицу на
доске.

На рисунке, закреплённом на доске с
помощью магнитов, изображена модель молекулы
вещества, которое может быть отнесено сразу к
двум классам органических соединений: оно
содержит … группу и поэтому является …, а также
… группу и, значит, является …. Напишите
структурную формулу этого вещества и укажите в
нём функциональные группы
(Приложение 2, рис. 1).
Читаю задание. Предлагаю подтвердить на
данном примере следующие категории диалектики:

а)
причинно-следственную зависимость;

б) категорию “возможность и
действительность”;

в) “общее, частное, единичное”.

Слушают задание, анализируют рисунок,
формулируют ответ.
4. Физические свойства карбоновых
кислот.

Как изменяются физические свойства в
гомологическом ряду одноосновных карбоновых
кислот?



Как влияют на физические свойства карбоновых
кислот водородные связи

Химические свойства.

Обобщение свойств карбоновых кислот,
обусловленное наличием в их составе
карбоксильной группы. Двум учащимся у доски
предлагаю охарактеризовать общность свойств
карбоновых кислот с помощью ТСО.

1 ученик (ученица) демонстрирует лабораторные
опыты, доказывающие способность карбоновых
кислот действовать на индикаторы

(фенолфталеин, лакмус, метилоранж), их отношение
к металлам, основным и амфотерным оксидам,
основаниям, солям более слабых и летучих кислот с
помощью графопроектора. 2 ученик (ученица)
комментирует эксперимент и через графопроектор
проецирует на экран траспаранты с химическими
уравнениями осуществляемых реакций.

После этого учащимся задаю вопрос: какое
соединение получится, если в реакцию вступят
вещества, модели которых изображены на рисунках,
размещенных на магнитной доске (Приложение 3, рис. 2)?

Составьте уравнение реакции взаимодействия
этих веществ. Как называется такая реакция?
Уравнение этой реакции проецируем с помощью
графопроектора на экран.

На этом этапе работаем с шаростержневыми
моделями галогенпроизводных карбоновых кислот.
Учащимся предлагаю расположить уксусную,
монохлоруксусную, дихлоруксусную,
трихлоруксусную кислоты в ряд по мере усиления
кислотных свойств.

Ответ мотивировать.

Учащимся предлагаю посмотреть фрагмент
учебного фильма о взаимодействии олеиновой
кислоты с бромной водой с целью повторения
качественной реакции на непредельный характер
вещества (фрагмент включаю при наличии
“свободного” времени с учетом хронометража
урока).

Создаю проблемную

ситуацию.

Контролирует правильность оформления записей
на транспарантах, правильное изложение
теоретической части ответа, правильность
выполнения

эксперимента, соблюдение техники безопасности.

Обеспечиваю осмысленное воспроизведение
знаний.

Поэтапный анализ строения галоген-производных
карбоновых кислот приводит к осмысленному
пониманию изученного материала, исключает
формализм знаний.

До просмотра фрагмента предлагаю учащимся
внимательно просмотреть фрагмент и объяснить
результат просмотренного эксперимента.

Устанавливают причинно-следственные
связи, подтверждают влияние водородных связей на
физические свойства карбоновых кислот.
Формируют умение доказывать.

Химический
эксперимент помогает учащимся повторить и
закрепить имеющиеся знания о химических
свойствах карбоновых

кислот. Формируют исследовательские умения.
Устанавливают причинно-следственные связи между
строением и химическими свойствами карбоновых
кислот.

Активные действия учащихся с объектами
обобщения.

Самостоятельно формулируют вывод о влиянии
заместителя на силу кислот и о силе
рассматриваемых кислот.

Внимательно смотрят фрагмент и объясняют
причину обесцвечивания бромной воды при её
взаимодействии с олеиновой кислотой.

5.Символом медицины издавна является
змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была
змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической
форме алхимики изображали бесконечные
превращения веществ друг в друга. Представления
алхимиков о круговоротах веществ зачастую
опирались только на интуицию. Вы знаете об этом
значительно больше. Примените свои знания и
напишите уравнения реакций, указав условия их
протекания по предлагаемой схеме:

Превращение вещества Х1 в вещество

Х2 предлагаю рассмотреть как
окислительно-восстановительную реакцию. В
соответствии с этой схемой получают консервант,
который используют при производстве
газированных напитков – бензоат натрия ( Е 211 ).

(Приложение 4, рис.3).

На магнитной доске размещаю рисунок с
изображением “алхимической змеи” и карточек с
химическими формулами веществ, отображающих
генетическую связь, о которой идёт речь в
задании. Создаю проблемно — поисковую ситуацию.
Один ученик (одна ученица) у доски
предлагает решение предложенной проблемы в
соответствии с заданием.
IV. Проверка знаний учащимися основных
понятий.

У нас есть возможность проверить,
насколько хорошо вами усвоены основные понятия.
(Задания на листах с тестами). (Приложение
5).

Проверяем тест. Ответы приведены на доске.
Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся
выставляют себе отметку сами, а учитель имеет
возможность подтвердить достоверность
выставленной отметки

Выявляю качество и уровень овладения
учащимися знаниями и способами действий.
Проверка знаний с помощью теста.
Самостоятельное выполнение заданий.
Взаимопроверка.
V. Обобщение и систематизация учащимися
результатов работы.

Из ваших рассуждений мы
поняли, что муравьиная кислота – яд, уксусная и
бензойная кислота – консерванты, высшие
карбоновые кислоты – основа масел, натриевые и
калиевые соли стеариновой и пальмитиновой
кислот – основа твёрдого и жидкого мыла
соответственно.

На основании генетической связи между
углеводородами и их производными можно и дальше
проследить развитие от простого к сложному: от
углеводородов – к аминокислотам, а дальше – к
белкам, к живым организмам и к высшей форме
существования живого – к человеку. Предлагаю
каждому ученику оценить свою работу, а внутри
группы оценить работу друг друга.

Благодарю учащихся за “научный подвиг на почве
экспериментальной педагогики”. Отмечаю особо
отличившихся, подбадриваю остальных.

Выводы после опроса учеников.
Констатация достижения поставленных целей.
В надпредметном плане успешно шло
формирование весьма важного умения – понимать

и
искать понимание. Самое важное, что удалось
сделать в соответствии с проектом – это
прояснить для учеников сам механизм построения
оценочного суждения.

VI. Сообщение и комментирование
домашнего задания.
Нацеливаю учащихся на выполнение
контрольной работы по кислородсодержащим
органическим соединениям.
Заканчивают работу по зачётным листам,
предусматривающих дифференциро-ванный подход к
контролю и учёту знаний по теме.



Следующий: